«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».
план-конспект занятия по обучению грамоте

Бычкова Екатерина Сергеевна

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическомуанализу слогов и слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_ptitsy.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема:  «Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги».  «Птицы».

 Учебно-тематический план. 2 год обучения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Основы грамоты. Развитие речи».

Автор: педагог дополнительного образования,

Бычкова Екатерина Сергеевна

Рязань, 2019 г.


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги». «Птицы»    

Состав учебной группы: обучающиеся 2 года обучения, 6-7 лет.

Предполагаемое количество детей:16 человек.

Цель занятия:

- закреплять  знания, умения и навыки по звуковому анализу слов.

Задачи:

Образовательные:

Отрабатывать умение определять гласные, согласные (мягкий, твердый); определять количество и последовательность звуков в слове, делить слова на слоги, определяя количество слогов,упражнять в определении ударного слога.

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, зрительное восприятие, мышление, развивать мелкую моторику; обогащать словарный запас по теме «Птицы», закрепить знания о жизни птиц в осеннее время года, развивать умение отвечать на вопрос полным ответом.

Воспитательные:

Воспитывать дисциплинированность, аккуратность,  любовь к природе родного края, заботливое отношение к птицам.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации работы: фронтальная.

Форма обучения:  традиционная форма –беседа; обучающая игра.

Методы обучения: словесные, наглядные; объяснительно-иллюстративные.

Оборудование: картинки птиц,магниты(красные, синие, зелёные),схемы слов к дидактической игре «Подбери слова к схеме», цветные карандаши, ручки, рабочие тетради.

Этапы организации занятия (общее время): 1час 10 минут: 30 минут занятие, 10 минут перемена, 30 минут занятие.

  1. Организационный момент. (5 мин.)
  2. Основная часть. (50 минут)
  3. Итог занятия. (5 мин.)


Ход урока.

1.Организационный момент.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть ваши улыбки и хорошее настроение будут с нами целый день.

2.Сообщение темы.

Игра «Составь слово».

Чтобы узнать тему занятия, надо правильно и точно посчитать звуки в следующих словах.

-Давайте вспомним, что такое звук?

- Что такое буква?

Какой первый звук в слове ПАВЛИН?

Откройте тетрадь, пропустите две клеточки от последнего слова и в третьей клеточке запишите букву П.

Второй звук в слове УТКА.Запишите в следующей клеточке букву Т. Следующий звук спрятался в слове КУРИЦА, он четвертый. Первый звук в слове ЦАПЛЯ. И  четвертый звук в слове ГУСЫНЯ.

Прочтите, какое слово у вас получилось?

Это слово ПТИЦЫ. Тема нашего занятия «Птицы». Делаем звуковой разбор, ставим ударение, чертим слоговую схему.

Послушайте стихотворение:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В тёплые  края.

О каком времени года это стихотворение? Какие осенние приметы вы услышали? Почему птицы улетают в теплые края?

Верно, птицам в это время года не хватает корма, так как осенью многие насекомые исчезают: они прячутся или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться и поэтому птицы улетают в теплые края, где много насекомых. Голодные птички не смогут перенести морозов, поэтому они собираются в стаи и дружно отправляются в сложный и долгий перелет.

Как называют таких птиц?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Это скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка(рассмотреть фотографии птиц). Они улетают самыми первыми.

Позже всех улетают водоплавающие птицы - дикие утки и гуси, лебеди (рассмотреть фотографии птиц). Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

О какой перелётной птице идёт речь, отгадайте загадку

Прилетает он весной.
Чёрный, важный… Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что-то вроде слова врач …
Да не врач! А птица — … 

Грач.

Молодцы!

Запишем слово грач, сделаем звуковой анализ, поставим ударение, начертим слоговую схему.

Посчитаем перелетных птиц  в стае по порядку? (Загибаем пальчики: один грач, два грача,…, четыре грача, пять грачей;.)

Теперь ласточек  посчитаем (Одна ласточка, ……, шесть ласточек.)

Но не все птицы улетают на юг, некоторые остаются зимовать.  Как они называются?( зимующие).

 А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы).

И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)

Каких зимующих птиц вы знаете?

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

Звуковой разбор, ударение, слоговая схема.

Этих птиц вы не раз наблюдали на улицах города и слышали, как они весело общаются между собой.

Ворона   каркает.

Воробей  чирикает.

Синица   тинькает.

Сорока   стрекочет.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Соловей – поет.

 Голубь – воркует.

Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

- Да!

Ну, тогда все дружно встали.

Представили себя птичками

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень (Прыжки на месте.) 
И тихонько на свои места сели.

 Но не всем птичкам, которые остаются зимовать приходится так тяжело. О некоторых птицах постоянно заботится человек, для них он строит специальные помещения-птичники и кормит весь год. 

Отгадайте их.

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (курица)

Удивительный ребенок,

Только вырос из пеленок, сразу плавать и нырять,

Как его родная мать. (утка)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь)  

Как же называется эта группа птиц? (домашние)

А сейчас поиграем в игру « Взрослые и детки».

Мама курица, папа…(петух) и маленький детёныш…( цыпленок);

Мама утка, папа …(селезень)  и маленький детёныш…( утенок);

Папа гусь, мама…(гусыня)и маленький детёныш…( гусенок).

И с этим заданием вы замечательно справились.

Посмотрите на схемыподберите слова к схеме.

Молодцы!

Итог.

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог.

Как называются птицы, улетающие в теплые края?
Почему птицы улетают?
Все птицы улетают?
Как называются птицы, которые не улетают?
Зимой птицам трудно находить пищу. Как мы можем им помочь?

Приложение 1.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»...

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»...