ВЫЗЫВАНИЕ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК (автор: Нищева Н.В.)
план-конспект занятия по логопедии

Дьякова Ольга Владимировна

Занятие на основе русской народной сказки «Репка»

Цель. Вызывание ответной двигательной и звуковой реакции на обращенную речь.

Образовательные задачи. Учить понимать обращенную речь, давать ответную двигательную и звуковую реакцию.
Развивающие задачи. Развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание, жевательную мускулатуру, тактильную и вкусовую чувствительность. Вызывать эмоциональную реакцию.

Воспитательные задачи. Воспитывать учебное поведение. Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование. Плоскостные изображения для составления иллюстрации к сказке «Репка», муляж репки или настоящая репка с ботвой, песочный стол, магнитная доска, магниты, ведерко, поварешка, таз или надувной бассейн с теплой водой, очищенная репка, разделочная доска, нож, тарелка, влажные салфетки, бумажное полотенце.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repka.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЗЫВАНИЕ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК (автор: Нищева Н.В.)


Занятие на основе русской народной сказки «Репка»

Цель. Вызывание ответной двигательной и звуковой реакции на обращенную речь.

Образовательные задачи. Учить понимать обращенную речь, давать ответную двигательную и звуковую реакцию.
Развивающие задачи. Развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание, жевательную мускулатуру, тактильную и вкусовую чувствительность. Вызывать эмоциональную реакцию.

Воспитательные задачи. Воспитывать учебное поведение. Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование. Плоскостные изображения для составления иллюстрации к сказке «Репка», муляж репки или настоящая репка с ботвой, песочный стол, магнитная доска, магниты, ведерко, поварешка, таз или надувной бассейн с теплой водой, очищенная репка, разделочная доска, нож, тарелка, влажные салфетки, бумажное полотенце.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Вызывание ответной двигательной и звуковой реакции на обращение. Развитие речевого слуха, зрительного внимания, жевательной мускулатуры.
Логопед приглашает ребенка к столу для игр с песком, в котором прикопана репка с ботвой или прикрепленными искусственными листьями.
Л о г о п е д. Иди сюда!
Он привлекает внимание ребенка и показывает, как нужно тянуть репку.
Л о г о п е д. Смотри. Репка. Тяни!
Ребенок вытягивает репку. Логопед показывает ребенку репку, рассказывает о ней, показывая, какая большая репка, рукой ребенка гладит репку.
Л о г о п е д. Вытянули репку! Какая репка? Большая! Вот такая. Желтая. Гладкая. Вкусная.
Логопед показывает ребенку вымытую и очищенную репку, протирает ребенку руки и себе влажными салфетками, режет репку на кусочки. Логопед сам берет кусок репки, откусывает кусочек, жует его и предлагает сделать это ребенку.
Л о г о п е д. Бери. Кусай. Жуй.
Ребенок откусывает и жует репку.
Л о г о п е д. Вкусно! Ах!
Логопед стимулирует ребенка к произнесению междометия.

2. Рассказывание логопедом сказки «Репка». Воспитание речевого слуха. Развитие зрительного внимания.
Логопед приглашает ребенку к магнитной доске и предлагает сесть на стульчик перед ней. Сам садится рядом с ребенком. Он рассказывает сказку и по мере рассказывания размещает на доске плоскостные изображения героев сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку.
Вытянули репку! Каши наварили. Всех угостили.

3. Упражнение «Собери репку!» Развитие ловкости, терапия сенсорной интеграции.
Логопед приглашает малыша к столику, на котором стоит таз или надувной бассейн с водой, в котором плавает десяток репок из пластика.
Л о г о п е д. Иди сюда! Посмотри. Репка. Много репки. Будем мыть репку.
Логопед показывает, как нужно мыть репку и стимулирует ребенка к совершению этого действия.
Л о г о п е д. Мой!
Малыш моет репку. Логопед может комментировать процесс: «Вода. Теплая. Мой. Вот так». Затем логопед вытирает руки малыша бумажным полотенцем, дает ему пластмассовую поварешку, ставит перед ним ведерко.
Л о г о п е д. Собирай репку. В ведерко. Вот так.
Логопед помогает ребенку вылавливать из воды репку и класть ее в ведерко. Если это сложно для малыша, можно сделать это руками, без поварешки. Ребенок собирает репку в ведерко. Логопед хвалит его.
Л о г о п е д. Молодец! Давай похлопаем тебе. Вот так.

4. Игра по сказке. Работа над пониманием обращенной речи. Вызывание ответной двигательной и звуковой реакции.
Логопед вновь приглашает малыша к магнитной доске, показывает и называет плоскостные изображения.
Л о г о п е д. Иди сюда! Смотри! Репка, деда, баба, Катя, Ава, киса, мышка.
Логопед привлекает внимание ребенка к изображениям и стимулирует ребенка к называнию героев сказки.
Л о г о п е д. Репка где? Покажи.
Если ребенок не справляется с заданием, логопед показывает репку его рукой.
Л о г о п е д. Вот репка! Какая репка? Большая. Покажи.
Логопед показывает, какая большая репка, и стимулирует к показу ребенка. Если нужно, то показывает, какая большая репка руками ребенка.
Л о г о п е д. Деда где? Покажи.
Вопрос логопеда начинается с существительного, чтобы акцентировать внимание ребенка на том, что он должен показать.
Л о г о п е д. Как деда позвал бабу? Покажи.
Логопед показывает жестом, как дед звал бабку, и помогает ребенку сделать это.
Л о г о п е д. Эй, баба!
Логопед стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Баба где? Покажи.
Если нужно, логопед помогает ребенку.
Л о г о п е д. Как баба позвал Катю? Покажи.
Логопед показывает жестом, как бабка звала внучку, и помогает ребенку сделать это.
Л о г о п е д. Эй, Катя!
Логопед стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Катя где? Покажи.
Если нужно, логопед помогает ребенку.
Л о г о п е д. Как Катя позвала Аву Покажи.
Логопед показывает жестом, как внучка звала Аву, и помогает ребенку сделать это.
Л о г о п е д. Эй, Ава!
Логопед стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Как Ава ответила? Ав-ав!
Логопед стимулирует ребенка к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Киса где? Покажи.
Если нужно, логопед помогает ребенку.
Л о г о п е д. Как Ава позвала кису? Покажи.
Логопед показывает жестом, как Жучка звала кошку, и помогает ребенку сделать это.
Л о г о п е д. Эй, киса!
Логопед стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Как киса ответила? Мяу-мяу!
Логопед стимулирует ребенка к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Мышка где? Покажи.
Если нужно, логопед помогает ребенку.
Л о г о п е д. Как киса позвала мышку? Покажи.
Логопед показывает жестом, как кошка звала мышку, и помогает ребенку сделать это.
Л о г о п е д. Эй, мышка!
Логопед стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Как мышка ответила? Пи-пи-пи!
Логопед стимулирует ребенка к произнесению междометия.
Л о г о п е д. Вытянули репку! Молодцы!
Логопед хлопает и призывает малыша похлопать вместе.
5. Организация окончания занятия. Домашнее задание.
Логопед показывает малышу картинку к сказке, на которой не раскрашена репка.
Л о г о п е д. Ты сегодня хорошо поработал. Мы с тобой поиграли. Дома ты будешь раскрашивать картинку и вместе с мамой вспомнишь сказку.
Мама получает распечатку фрагмента занятия «Игра по сказке».

🐭ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание к занятию 1
🐭Игра по сказке
Мама приглашает малыша к столику, показывает и называет плоскостные изображения.
М а м а. Иди сюда! Смотри! Репка, деда, баба, Катя, Ава, киса, мышка.
Мама привлекает внимание ребенка к изображениям и стимулирует ребенка к называнию героев сказки.
М а м а. Репка где? Покажи.
Если ребенок не справляется с заданием, мама показывает репку его рукой.
М а м а. Вот репка! Какая репка? Большая. Покажи.
Мама показывает, какая большая репка, и стимулирует к показу ребенка. Если нужно, то показывает, какая большая репка руками ребенка.
М а м а. Деда где? Покажи.
Вопрос мамы начинается с существительного, чтобы акцентировать внимание ребенка на том, что он должен показать.
М а м а. Как деда позвал бабу? Покажи.
Мама показывает жестом, как дед звал бабку, и помогает ребенку сделать это.
М а м а. Эй, баба!
Мама стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
М а м а. Баба где? Покажи.
Если нужно, мама помогает ребенку.
М а м а. Как баба позвал Катю? Покажи.
Мама показывает жестом, как баба звала внучку, и помогает ребенку сделать это.
М а м а. Эй, Катя!
Мама стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
М а м а. Катя где? Покажи.
Если нужно, мама помогает ребенку.
М а м а. Как Катя позвала Аву? Покажи.
Мама показывает жестом, как внучка звала Жучку, и помогает ребенку сделать это.
М а м а. Эй, Ава!
Мама стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
М а м а. Как Ава ответила? Ав-ав!
Мама стимулирует ребенка к произнесению междометия.
М а м а. Киса где? Покажи.
Если нужно, мама помогает ребенку.
М а м а. Как Ава позвала кису? Покажи.
Мама показывает жестом, как Жучка звала кошку, и помогает ребенку сделать это.
М а м а. Эй, киса!
Мама стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
М а м а. Как киса ответила? Мяу-мяу!
Мама стимулирует ребенка к произнесению междометия.
М а м а. Мышка где? Покажи.
Если нужно, мама помогает ребенку.
М а м а. Как киса позвала мышку? Покажи.
Мама показывает жестом, как кошка звала мышку, и помогает ребенку сделать это.
М а м а. Эй, мышка!
Мама стимулирует ребенка хотя бы к произнесению междометия.
М а м а. Как мышка ответила? Пи-пи-пи!
Мама стимулирует ребенка к произнесению междометия.
М а м а. Вытянули репку! Молодцы!
Мама хлопает и призывает малыша похлопать вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вызывание речи у неговорящих детей

Вызывание речи у неговорящих детей...

"Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"

Игры и игрушки. используемые для вызывания речи у детей....

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры Автор В.В. Малова

В пособии приводятся конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп. Цельзанятий – знакомство с материалом русской народной культуры (песнями, потешками,прибаутками, сказками, хороводам...

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...

"Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей"

Проблема задержки речевого развития, в том числе и у неговорящих детей, становится все более актуальной. Речевое развитие ребенка должно проходить все этапы речи... Что же делать, если у ребенка нет р...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Пояснительная записка Цель  разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на...

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Народные сказки являются одним из значимых произведений  для  дошкольников. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравс...