Особенности речевого развития детей 4 - 5 лет
консультация по логопедии (средняя группа)

Устимова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_4-5_let_2.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития

детей 4-5 лет

У дошкольников постепенно совершенствуются все компоненты — фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность.

Особенности произношения звуков

  • Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки (вместо «ложечка» скажет «лезецька»). Не хватает четкости и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют;
  • Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т», «з» — на «д», «ц» — на «т»;
  • Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на «з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т»;
  • Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».

Ребенок 5 лет лучше воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяет другими звуками. Многие звуки дети теперь выговаривают правильно, четко, с правильной артикуляцией. Хотя некоторые по-прежнему неправильно произносят шипящие, «р» и «л».

Сложные и длинные слова сокращают, опускают слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают детки в произношении слов:

  • Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
  • Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босой мальчик»;
  • Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю», «корабель».

У пятилетних деток развитие речи на более высоком уровне: они говорят правильнее, реже сокращают слова, меняют слоги и начинают составлять слова по аналогии.      

Объем словаря у ребенка 5 лет  удваивается — теперь в нем до 2000 слов.  4-х — 5-тилетние детки — «почемучки». Им интересно все на свете, и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.

Грамматический строй речи

Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три подругов»).

Связная речь

У   дошкольников   развитие   речи выходит на новый уровень: они    могут     пересказать    простую       сказку («Колобок», «Курочка Ряба»). Рассказ  по картинке детки составить   пока   не   могут, зато    с          удовольствием рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы о них.

При нормальном развитии речи детей 4 – 5 лет отмечается способность составлять рассказы по картинке, отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа. В этом возрасте детки с удовольствием рассматривают книжки с картинками, могут рассказать о своих желаниях, впечатлениях об увиденном мультфильме.

Норма развития речи детей 4 – 5 лет

  1. Словарный запас — 2500 – 3000 слов;
  2. Придумывает новые слова, рифмует;
  3. В словарном запасе появляются прилагательные, сложные предлоги, личные местоимения;
  4. Периодически группирует предметы по категориям (посуда, фрукты, животные);
  5. Более четко и правильно выговаривает звуки;
  6. Может сказать несколько грамматически оформленных фраз.

Для развития речи детей 4 – 5 лет характерен резкий рывок вперед: они охотно разговаривают, торопятся высказаться, что приводит к ошибкам в логическом построении фраз, звукопроизношении, согласовании глаголов, по родам и числам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...