Дидактические игры по лексической теме "Транспорт"
картотека по логопедии (старшая группа)

Коваленко Ольга Николаевна

Представлены дидактические словесные игры, которые можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, при  изучении лексической темы "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme_transport.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по лексической теме «Транспорт»

«Узнай по описанию»

Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

 Материал: набор карточек с изображением разных видов транспорта .

 Ход игры.

 Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается.

«Назови часть целого».

 Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).

 Ход игры:

 Автомобиль (целое) – колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник,

 бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д. (части)

 Гараж – машина, инструменты, крыша, стены, замок, бензин в канистре, дверная

 ручка, запасные шины и т.д.

 «Автомобиль из геометрических фигур»

 Цель: развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности

 детей.

 Ход игры:

 Детям предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета.

задание –  используя эти фигуры, «построить» автомобиль (для детей младшего возраста  возможно использование карточек с образцами).

 «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

 Цель: учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение.

 Материал: треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, овалы небольшого размера на каждого играющего ребенка, морфологическая таблица.

 Ход игры.

 Воспитатель показывает детям морфологическую таблицу  геометрическими  формами.

Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке отправляется в

 путешествие автомобиль. На этой необыкновенной дорожке живут геометрические

 фигуры. Повстречался автомобиль с треугольником и стал треугольным. Как вы

 думаете, каким стали автомобиль? Дети берут треугольный лист бумаги и на нем

 рисуют детали (окошки, двери, фары и т. д. – важно! Все эти детали, части тоже

 должны быть треугольными).Затем дети демонстрируют свои «треугольные

 автомобили», рассказывают о них.

 Аналогично автомобиль становится круглым, прямоугольным…

На своей морфологической дорожке воспитатель или прикрепляет один из рисунков детей или рисует свой вариант треугольного (круглого, прямоугольного  и т.д.) автомобиля.

Затем с детьми идет обсуждение (по принципу «Хорошо-плохо») – почему хорошо, когда автомобиль треугольный (н-р, на его поверхности не задерживается снег и машину не надо будет чистить зимой и т.д.), почему плохо, когда машина

треугольная (н-р, треугольные колеса не могут катиться, и машина не сможет  ехать и т.д.)

«Что лишнее?»

 Цель: учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который  отличается от остальных по одному или ряду признаков.

 Материал: набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов,  один из которых отличается от остальных.

Например:

 1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед 2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол

 3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д.

«Перечислить как можно способов использования автомобиля»

 Цель: развивать воображение, логическое мышление.

 Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль.

 Например:

 - передвижение по поверхности земли

- перевозить грузы

 - укрываться от дождя

 - путешествовать

 - в машине можно переночевать

 - часть машины можно использовать для оформления клумбы (колесо)

 - выставки автомобилей в музее

 - спортивные соревнования – гонки

- часть машины можно использовать для обучения плаванью (шина)

 - металлолом

 - освещение в темноте (фары)

 - подача разных сигналов (звуковые, световые)

 - рисование (на дверях машины)

 - игры для детей (старый автомобиль) и т.д.

«Кто кем будет? Кто кем был?»

 Цель: учить видеть, как могут меняться предметы и явления во времени.

 Ход игры.

 Детям задаются вопросы:

 1. чем был раньше автомобиль (железом, запчасти на заводе, автомобиль, передвигаемый лошадьми и т.д.)

2. чем будет автомобиль в будущем (летающий автомобиль, экологически безвредным, металлоломом, будет передвигаться без колес и т.д.)

«Хорошо – плохо»

 Цель: учить видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с  противоречивостью явлений через понятие «хорошо – плохо»

 Ход игры.

 1. Когда есть автомобили – это «хорошо». Почему?

 Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.

 2. Когда есть автомобили – это «плохо». Почему?

 Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.

«Наоборот»

 Цель: расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть

 противоположные по смыслу слова.

 Ход игры.

 Взрослый называет детям слова – признаки автомобиля, задача для детей называть

 противоположные по значению слова.

 Например, машина – какая?

 - быстрая – медленная

 - шумная – тихая

 - легкая – тяжелая

 - пассажирская – грузовая

 - двигающаяся – неподвижная

 - вредная – полезная

 - огромная – маленькая

 - твердая – мягкая

 - мирная – военная

 - гладкая – шероховатая.

«Придумай новую машину»

 Цель: – развивать воображение детей, развитие мелкой моторики рук, учить  разрешать проблемные ситуации.

 Ход игры.

 Взрослый просит детей придумать новую машину и нарисовать ее. Затем каждый  ребенок рассказывает о своем рисунке.

«Чем похожи, а чем отличаются»

 Цель: учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их  помощью углублять знания об окружающем мире.

 Ход игры.

 Чем похожи:

- Машина и велосипед

 - Машина и самолет

 - Машина и ролики

 - Машина и зонтик

 - Машина и кастрюля

 Чем отличаются:

 - Машина и автобус

 - Машина и сумка

 - Машина и тележка и т. д.

«Противоречия»

 Цель: учить детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать

 воображение

 Примеры возможных противоречий:

 1. машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям

 (решение – беззвучная машина, люди в наушниках)

 2. машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не

 должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение – многоэтажная

 машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным)

 3. машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого

 (машина, работающая на солнечных батареях)

«Где чья машина?»

 Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении

 транспортного средства с его назначением.

 Материал: предметные и сюжетные картинки к  теме «Транспорт».

 Ход игры.

 Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице

 города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская

 машина, такси, маршрутное такси).

 «Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

 Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они

 поедут.»

 Воспитатель и дети — маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем — Мерседес.

 Пожарные — пожарная машина.

 Доктор и медсестра — скорая помощь.

 Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн.

 Строитель — подъёмный кран.

 Рабочие «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

 «Едет, плавает, летает».

 Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту  передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные

средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении

 форм творительного падежа.

 Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных

 средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

 Ход игры.

 Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой,

 водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды

 транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд,

 самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.) Регулярные

 авиаперевозки делают специальные авиакомпании, например руслайн

 авиакомпания.

 А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая —

 воздух;  тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.

 Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом,

 мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

 Например: «Автобусом управляет… водитель».

 Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — …

 пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — …

 велосипедист, ракета — … космонавт.

«Восстанови предложение».

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом

 предложении.

 Материал: предметные картинки транспортных средств и символические

 изображения способов движения.

 Ход игры.

 Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции  говорит по рации о своих

 наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

 Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

 Самолёт, небо, лететь, высоко.

 Большой, корабль, волны, плыть.

 Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

 Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

 Ехать, тропинка, велосипедист.

«Один — много» (с мячом).

 Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей  изменять слово и согласовывать слова.

 Ход игры.

 Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч  ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.

«Что общего?»

Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

 Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

 Ход игры.

 Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор,

 бензобак, руль…)

 Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

 Какой руль у корабля?  У трамвая?

 Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит

 найти как можно больше сходства между ними, а затем — различий.

 За каждый названный верно признак сходства (различия) — фишка. Побеждает

 игрок с большим количеством фишек.

«Тише едешь — дальше будешь».

 Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

 Материал: предметные картинки транспортных средств.

 Ход игры.

 Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

 Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси,

 заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает

 высоту, перевозит грузы и людей…»

 За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

 Каждому ребёнку даётся своя картинка.

 Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий

 предмета.

«Так же, как и у машины!»

 Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные

 операции обобщения и классификации, умение систематизировать,

 классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические

 мыслительные операции.

 Материал: предметные картинки транспортных средств.

 Ход игры.

 Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

 У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).

 Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

 Корабль плавает, а самолёт … (летает).

 У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).

 У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).

 У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).

 У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).

 У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).

 У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).

 Утка — крякает, а пароход … (гудит).

 В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).

 У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).

 У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).

 У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).

 Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

 Электричка возит пассажиров, а товарный поезд…  (грузы).

 На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).

 Автомобиль быстрый, а … черепаха  (медлительная)

 Экскаватор роет, а  подъёмный кран… (поднимает и устанавливает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Дидактические игры по лексической теме : "Домашние птицы"

Картотека дидактических игр по теме "Домашние птицы."...

Дидактические игры и лексические упражнения

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, де...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...