Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Крылова Татьяна Борисовна

 

 

 Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
    закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
    • закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
    • упражнять в умении грамматически правильно произносить предложения.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • формировать длительную направленную воздушную струю;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность;
  • развивать внимание, память, мышление.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
  • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», зеркала, массажер «Су-джок», мячик, картинки, мнемо-таблица, наклейки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук "С"23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Среднее образовательная школа № 8

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

                                                                                                  Подготовил и провел:

                                                                                        Учитель-логопед

                                                                                  Крылова Т.Б.

Балашиха 2023

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

 Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
    закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
    • закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
    • упражнять в умении грамматически правильно произносить предложения.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • формировать длительную направленную воздушную струю;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность;
  • развивать внимание, память, мышление.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
  • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», зеркала, массажер «Су-джок», мячик, картинки, мнемо-таблица, наклейки.

 Ход занятия. 

  1. Организационный момент.

Логопед:     

Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал.

Так что время не теряем и работать начинаем.

Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

  1. Игры на развитие речевого дыхания, развитие силы выдоха, выработку правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

- «Холодный ветер»

Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

- «Топор»

 Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

- «Воет буря» 

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. 

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно. 

  1. Фонетическая гимнастика.

- Упражнения по развитию высоты голоса. 

Повышение и понижение голоса при произнесении звуков

«Укачивание», «Самолет». 

  1. Артикуляционная гимнастика.

- «Улыбка» / «Трубочка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

Если наши губки улыбаются, посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой, значит, можем мы играть на дудочке.

- «Часики» / «Маятник»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Друг за другом, друг за другом ходят стрелочки по кругу.

Ты обе губки оближи, как стрелки ходят, покажи.

- «Накажи непослушный язычок»

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

Язычок твой – озорник, он не слушает тебя.

Накажи его скорее: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

- «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Утром рано мы встаем, вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке тесто растекается…

Посмотри, какой красивый блинчик получается.

- «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь, свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, ведь они у нас не лишние.

- «Горка»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Язычок за зубки опускается, его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается- вот какая горка получается!

- «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Рассердилась наша киска: ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко- поцарапать может киска! 

  1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Посмотрите ребята, кто к нам сегодня пришел! Кто это?

Дети: Это собачка.

Логопед: А как же зовут собачку? Не знаете? Я тоже не знаю. Давайте, спросим.

Логопед: Ее зовут Соня. Соня очень любит играть с мячом.

А сейчас мы покажем ей как вы умеете это делать.

Пальчиковая игра с массажером «су – джок».

Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну. 

  1. Артикуляционный образ звука.

Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. 

  1. Произношение изолированного звука [С].

Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуйте, как ветерок С-С-С. 

  1. Физкультминутка.

Логопед: 

Давайте немного отдохнем. Мы подуем высоко: С-С-С

(встают на носочки, поднимают руки вверх)

Мы подуем низко: С-С-С (приседают)

Мы подуем далеко: С-С-С (выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки)

Мы подуем близко: С-С-С (стоя прямо, руки подносят ко рту) 

  1. Развитие фонематического восприятия.

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук»

Логопед: Ребята, давайте вместе с Соней поиграем в игру «Поймай звук».

 Я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышите звук [c],

поймайте его - хлопните в ладоши.

Ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …

Ряд простых слов: сок, дом, санки, сумка, кот, мак, сук, булка, сом и т.д. 

  1. Автоматизация звука [С] в слогах.

Логопед: Представляете, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит.

А мы с вами должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.

СА-СА-СА, СА-СА-СА – укусила в нос оса.

СО-СО-СО, СО-СО-СО – стал мой нос, как колесо.

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу.

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы. 

  1. Автоматизация звука [С] в словах.

Логопед: Собачка Соня принесла нам картинки. Давайте посмотрим и назовем что это. Следите за правильным произношением звука.

Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака, лиса, миска, колбаса.

Логопед: А теперь каждое слово назови ласково.

Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка, лисичка, мисочка, колбаска.

Логопед: Что случилось? Окружили осы собачку Соню. Сколько их?

Давайте посчитаем?

Дети: Одна оса, две осы, три осы, четыре осы, пять ос.

  1. Игра «Один - Много» с мячом.

Логопед: А теперь собачка Соня хочет поиграть с нами мячик в игру «Один – много». Поиграем? Я говорю один предмет, а вы - много.

мост - мосты много мостов              фикус - фикусы - много фикусов

куст - кусты - много кустов                    автобус - автобусы - много автобусов

аист - аисты - много аистов                    поднос - подносы - много подносов

хвост - хвосты - много хвостов               стакан - стаканы - много стаканов

лист - листья - много листьев                 скамейка - скамейки - много скамеек

миска - миски - много мисок                   доска - доски - много досок

носок - носки - много носков                   сова - совы - много сов

каска - каски - много касок                     сын - сыновья - много сыновей

касса - кассы - много касс                       оса - осы - много ос 

  1. Определение места звука в слове.

Логопед: Ребята, вот беда, собачка Соня не знает, где прячется звук [с].

Давайте поможем ей разобраться? (начало, середина или конец слова)

Слова: слон, сон, сова, оса, лиса, парус, автобус, нос. 

  1. Автоматизация звука [С] в предложении.

Логопед: Посмотрите на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечайте полным предложением. Собачка Соня увидела… (картинки со звуком [С])           

Логопед: Ребята, какая картинка лишняя? Почему? (в ней нет звука [C])

  1. Автоматизация звука [С] в стихах с помощью мнемотехники.

Логопед: Ребята, а посмотрите-ка, что это нам несёт наша Соня? Кажется, она хочет нам рассказать про весну. Давайте вместе с Соней выучим стихотворение о весне. 

По весне набухли почки и проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна – сколько носиков зелёных!

Логопед: Молодцы, ребята. Отлично получилось. 

  1. Итог занятия.

Логопед: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

 С кем мы сегодня играли? Как зовут собачку? 

  1. Оценка речевой деятельности детей.

Логопед: Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук [С].

Собачке Соне тоже понравилось, как вы с ней играли и выполняли разные задания.

За это она хочет поблагодарить тебя и подарить вам на память вот такие наклейки. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...

Логопедическое занятие в старшей группе: «Автоматизация звука [Ш]» «Новые приключения Красной Шапочки»

Цели:    а) образовательная:                  - формировать звуковую культуру речи...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»

Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...

План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»

Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»...