Многофункциональное пособие "Грамотейка"
учебно-методическое пособие по логопедии

Гиззатуллина Эльнара Эльвировна

Пособие по развитию речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

«Многофункциональное пособие

по развитию речи детей дошкольного возраста

«Грамотейка»

Учитель-логопед

Гиззатуллина Э.Э.

«Многофункциональное пособие

по развитию речи детей дошкольного возраста

«Грамотейка»

Педагогическая значимость. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня.

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым, если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.

Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию лексико - грамматический категорий и обучению грамоте. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента.

Увеличение количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие на рынке комплексных пособий по формированию грамматического строя речи и по обучению грамоте подтолкнули меня к необходимости создания комплексного пособия.

Ценность пособия вижу в том, что:

- его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;

- можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях;

- пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;

- пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

Материалы: сюжетное поле, герои на липучках, различные прищепки, вагончики.

При изготовлении пособия использовался: различных цветов фетр, липучки, бусинки, ленточки.

Цель данного пособия:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей и обучение грамоте.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков.

7. Учить пользоваться обобщающими понятиями.

8. Упражнять в правильном употребление предлогов. Закрепить употребление пространственных предлогов.

9. Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».

10. Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.

11. Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.

12. Совершенствовать фонематическое восприятие свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких. Упражнять в умение давать качественную характеристику звуков.

13. Развивать фонетический слух.

14. Упражнять в умение производить анализ и синтез слов, делить слова на слоги.

15. Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.

#1047;акреплять зрительный образ буквы, графическое написание

17. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.

Формы работы: игровая, словесная, беседа.

Механизм реализации:

Многофункциональное пособие «Грамотейка»:

«Басня И.Крылова «Лиса и ворона», «Космос»

Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категории:

Дидактическая игра «Кто это? Что это?»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Дидактическая игра «Он, она, оно, они»

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Дидактическая игра «Идет, бежит»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Дидактическая игра «Большой - маленький»

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Дидактическая игра «Что делает?»

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Дидактическая игра «Какой? Какая?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.

Дидактическая игра «Расскажи где?

Цель: Закрепление предлогов на, под, около, возле и т.д.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Ладошка»)

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»

Цель: Закрепление умения делить слова на слоги

Описание: ребенок определяет сколько слогов в слове и загибает «пальчики»

Дидактическая игра «Сколько слов в предложении» (звуков в слове)

Цель: Закрепление умения определять количество звуков в коротких словах и количество слов в предложениях.

Описание: ребенок определяет сколько слов в предложении и загибает «пальчики»

Дидактическая игра «Составь слово из букв»

Цель: Закрепление умения выкладывать слова из букв (с помощью прищепок)

Описание: ребенок определяет какие звуки звучат в слове и крепит прищепки-буквы на «пальчики»

Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Паровозик»)

Цель: Формировать умение давать полную характеристику звука.

Описание: ребенок определяет какой звук (согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой) и крепит необходимый «вагончик»

Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Буква»)

Дидактическая игра «Выложи букву» (также можно выкладывать геометрические фигуры)

Цель: Закреплять зрительный образ буквы. Выкладывание различных образов для развития мелкой моторики рук.

Описание: ребенок, с помощью бусинок, выкладывает букву.

Дидактическая игра «Сколько слов в предложении»

Цель: Закрепление умения определять количество слов в предложениях.

Описание: ребенок составляет предложение и определяет количество слов. Сдвигает сколько же бусинок, сколько слов в слове.

Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Умники»)

Дидактическая игра «Давай сделаем звуковой анализ»

Цель: Упражнять в умение делать звуковой анализ слов.

Описание: ребенок определяет какие звуки звучать в слове и выкладывает схему прищепками (Согласные звуки обозначаем синим или зеленым цветом, гласные звуки – красным)

Дидактическая игра «Сколько слов в предложении»

Цель: Упражнять в умение определять количество слов в предложении.

Описание: ребенок определяет слова звучать в предложении и выкладывает схему прищепками

Дидактическая игра «Сколько предложений в рассказе»

Цель: Упражнять в умение определять количество предложений в рассказе.

Описание: ребенок составляет рассказ и определяет сколько предложений и выкладывает схему прищепками

В ходе использования данного пособия были получены следующие результаты:

- возрос интерес детей к НОД;

- вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению; правильно использовать предлоги в речи;

- повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ; составлять предложение из двух, трех слов;

- ребёнок знает буквы русского алфавита;

- различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие звуки;

- ребёнок умеет проводить звуковой анализ слов, фонетический разбор слов.

Таким образом, обучение с применением данного игрового пособия позволяет повысить интерес к занятиям, создать предпосылки для мыслительных процессов, т.е. ребенок, играя, забывает о том, что он учится

Библиографический список

1. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фокин. Азбука, в 2-х ч., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

2. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте и письму, М.: ВАКО, 2004.

3. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994.

4. О. Соболева, В. Агафонов, О. Агафонова. Новый букварь для дошкольников и первоклассников. М.: Дрофа-Плюс, 2007.

5. Безруких М.М, Ершова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учиться. М., 1993.

6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

7. Игра и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. Киев, 1987.

8. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. Тула, 1993.

9. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М., 1992.

10. Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1990.

11. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1992.

12. Юдин Г. Букваренок. М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"

Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ...

Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)

Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....

Многофункциональные панно в работе с дошкольниками с ЗПР

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАННО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С  ЗПР Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Многофункциональное пособие для физического развития и игр детей от 3 до 6 лет "ДОРОЖКА"

Аннотация.Данное пособие разработано для детей от3 до 6 лет, развивает творческую и двигательную активность детей."Дорожка" может использоваться для индивидуальных и групповых упражнений в помещении и...

Многофункциональная сумка для развития мелкой моторики

В своей работе я уделяю много внимания развитию мелкой моторики у детей.  Всем известно, что игры с пуговицами, шнуровками развивают внимание, глазомер. У детей происходит укрепление пальцев и вс...