Упражнения "Первый звук" Словесные игры
учебно-методический материал по логопедии

Алексеева Анна Ильинична

 Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
—   соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа
 —   соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению
 —   соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа

 Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить  на два больших  периода:
 —   формирование навыков элементарного анализа;
 —   обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_rodnichok.docx148.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629735 тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,

Е-mail: rodniknadym@mail.ru, dsrodnik@nadym.yanao.ru

ОКПО 90908588, ОГРН 1118903001304, ИНН/КПП 8903031357/890301001

Упражнения «Первый звук»

 Словесные игры

Учителя-логопеды:

Н.П.Животенко

А.И.Алексеева

Н.Н.Катюнина

г. Надым, 2024 г.

Звук- это то что мы ушами слышим и ртом говорим.

Буква- это то что мы глазами читаем и рукой пишем.C:\Users\ЛОГОПЕДЫ\OneDrive\Рабочий стол\1363164_2.jpeg

Упражнения «Первый звук». Словесные игры. 

  1. Упражнение «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый гласный звук в слове, усложнение: первый согласный звук в слове.

А)  аист, осы, утка, индюк, арбуз, утюг, осень, игрушки, улитка, иголка.

Б) мак, нос, паук, кот, шар, сумка, танк, хомяк,

  1.  «Придумай слова на заданный звук», «Какая команда подберёт больше слов на заданный звук».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук.

А- ананас, аист, автобус, арбуз, аптека, азбука, адрес, Аня, акула, аптека, астры, арфа, айва.

И- иголка, избушка, игрушки, изюм, икра, иней, искры, ива, имя, Индия, индюк, индеец.

У- утка, улитка, уши, уха, узел, угол, урна, усы, уборка, урок, укол, узор, учитель, уголь, улей, умница, утюг.

К-кот, кактус, комар, Катя, корова, конфеты, кукла, кабачок, конь, каблук. клубок, кусок, кубик, картошка, капуста,

Т- танк, туча, тарелка, Тамара, тыква, туман, танцы, тапочки. тумба, таблетка, танцы, тачка

С- санки, самолёт, сумка, сапоги, сон, сыр. суп, сундук, самовар, сковорода, стакан, сова.

М- мама, малина, мыло, мороженное, музыка, машина, матрёшка, мыши, море, моряк, магазин.

Н- носки, нора, ноты,

П- паук, пальцы, пассажиры, платье, панама, платок, поезд, повар, павлин, панда, почта, посылка, пушка, подушка, посуда, пастух, пустыня.

Х- хомяк, халва, хата, халат, холл, хорёк, хлеб, хоккей, хурма,  хвост.

Ш- шапка, шуба, шампунь, шахматы, шило, шутка, шарф, шаги, шайба, шашки,  

   

  1. Упражнение «Убежала буква».

Цель: Упражнять в работе с деформированным словом, учить находить пропущенный первый звук, исправлять ошибки. Развивать слуховое внимание.

С- (С)амокат, (С)апоги,  (С)уббота, (С)ундук, (С)обака, (С)анки.

А- (А)нанас, (А)втобус, (А)кула, (А)птека, (А)збука.

У- (У)мница, (У)литка, (У)читель, (У)ченик, (У)чебник, (У)лица.

М- (М)ашина, (М)атрёшка, (М)алина, (М)ороженное, (М)агазин.

К- (К)онфеты, (К)олбаса, (К)орова, (К)апуста, (К)артошка, (К)уколка, (К)орзина.

Т- (Т)арелка, (Т)апочки, (Т)аблетка, (Т)умбочка, (Т)рубочка  

П- (П)устыня, (П)анама, (П)одушка, (П)осылка,

  1. Упражнение «Убери первый звук в слове и получи новое слово».

Цель: Совершенствовать фонематические процессы. Формировать умение фонематического анализа и синтеза.

Пушки- ушки, угол-гол, спица-пицца, смак- мак, стоп- топ, смешок- мешок, крот- рот, скот- кот, сутки- утки, сон- он, сам- ам, улица- лица.

  1. Упражнение «Замени первый звук в слове и получи новое слово»

Цель: Совершенствовать фонематические процессы. Формировать умение фонематического анализа и синтеза.

Замени первый звук в слове на звук «К»-волос (колос), ворона (корона), Маша (каша), рот (кот), полено (колено), розы (козы), пони (кони), цапля (капля).

Замени первый звук в слове на звук «Т»- нолик (Толик), конус (тонус), манго (танго), баран (таран), банк (танк), ночка (точка), лапки (тапки), пачка (тачка).

Замени первый звук в слове на звук «Ф»- бантик (фантик), плот (флот), марш (фарш), норма (форма), манера (фанера), пара (фара), казан (фазан),

Замени первый звук в слове на звук «З»- губы (зубы, набор (забор), намок (замок), двери (звери), гнать(знать), кефир (зефир), пелёнка (зелёнка), наряд (заряд), вагон (загон).

Замени первый звук в слове на звук «Р»- хобот (робот), танец (ранец), мычать (рычать), пугать (ругать), нога (рога), мама (рама), козы (розы), мука (рука), кот (рот), мак (рак), высь (рысь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...