Задержка речевого развития, методы коррекции и помощи.
методическая разработка по логопедии

image 

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР).  

Зачатки речи формируются уже в первые месяцы жизни. К году ребенок произносит простые односложные слова, к двум – строит простые предложения. Если в 2-3 года речь малыша невнятна или практически отсутствует, следует обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, психологу) и, как правило, РЕБЁНКУ ставится диагноз - ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Некоторые родители ждут 4-5 лет и только тогда начинают бить тревогу. Такая позиция в корне неверна, так как, задержка речевого развития у детей — это серьезная проблема, ведь все психические процессы человека тесно взаимосвязаны. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее развитие и формирование сферы межличностных отношений. Чем лучше развита речь, тем активнее происходит и психическое развитие малыша. Любое нарушение речи, в той или иной степени,может отразиться на развитии и поведении ребенка. К тому же, вырастая, малыш осознает свой недостаток и становится молчаливым, застенчивым, не решительным.Чем раньше начать коррекционно-развивающие занятия и лечение, тем быстрее можно получить результат.

Задержка речевого развития у детей может быть обусловлена несколькими причинами, прежде всего отсутствием нужной языковой среды. То есть речь малыша не стимулируют, угадывают его желания, выполняют просьбы по первому крику или речь самих родителей невнятна, содержит много лишнего речевого материала. В таком случае вина за отставание в развитии ребенка, в основном, лежит на родителях.

Помимо этого, задержка может произойти из-за влияния вредных факторов во внутриутробном или перинатальном периоде. Родовые травмы, асфиксия, генетические или инфекционные заболевания – все это может повлиять на то, что ребенок будет произносить первые слова позже сверстников.

Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность, а также помнили, что первые учителя своего малыша именно они.

                                                                 Желаем успехов!

                                                                

                                                                     Учитель-логопед: Калтыга Евгения Сергеевна.

В домашних условиях необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Разговаривайте с ребенком все свободное время! Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. 

2. Привлекайте внимание ребенка к губам, особенно на первый звук. Дайте малышу потрогать ваши губы. Произносите звукичетко, обращая внимание на его артикуляцию.

3. Поиграйте над развитием мышц щек и языка вашего ребенка.Предложите ребенку повторить несколько упражнений вместе с вами. Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую. Пощелкайте языком, дотянитесь им до носика, до подбородка, потяните язык вправо и влево, оближите губы по кругу. 

4. Развивайте речевое дыхание ребенка. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Игры с этими предметами помогают ребенку выработать сильную и длительную воздушную струю, необходимую для формирования звуков.

5. Говорите сами четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном темпе. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь ребенка (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул).

6. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся вне зоны его досягаемости, на верхней полке шкафа. 

7. Развивайте мелкую моторику вашего малыша. Занимайтесь с ним пальчиковыми играми, играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из пластилина, делайте массаж рук и т. д. 

8. Если в активной речи ребенка почти нет слов, на начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин. (Как говорит собака? – Ав-ав, Как гудит пароход – Ууу и т.д.)

9. Вызывайте речь на сильных эмоциях. Например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами. 

10. Организуйте игры: например, возьмите 3 зверушки, 2 животных спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д. 

11. Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, вчера (например, умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли, какую сказку рассказывала мама).

12. Всегда хвалите ребенка за успехи, особенно, если он сказал что-то новое. 

13. Читайте ребенку вслух стихи, сказки, потешки, пересказывайте сказки.

14. Занимайтесь с ребенком по 10-15 минут, но 2 - 3 раза в день.Заканчивайте упражнения до того, как ребенок устанет. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР).  

Зачатки речи формируются уже в первые месяцы жизни. К году ребенок произносит простые односложные слова, к двум – строит простые предложения. Если в 2-3 года речь малыша невнятна или практически отсутствует, следует обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, психологу) и, как правило, РЕБЁНКУ ставится диагноз -  ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Некоторые родители ждут 4-5 лет и только тогда начинают бить тревогу. Такая позиция в корне неверна, так как, задержка речевого развития у детей — это серьезная проблема, ведь все психические процессы человека тесно взаимосвязаны. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее развитие и формирование сферы межличностных отношений. Чем лучше развита речь, тем активнее происходит и психическое развитие малыша. Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на развитии и поведении ребенка. К тому же, вырастая, малыш осознает свой недостаток и становится молчаливым, застенчивым, не решительным. Чем раньше начать коррекционно-развивающие занятия и лечение, тем быстрее можно получить результат.

Задержка речевого развития у детей может быть обусловлена несколькими причинами, прежде всего отсутствием нужной языковой среды. То есть речь малыша не стимулируют, угадывают его желания, выполняют просьбы по первому крику или  речь самих родителей невнятна, содержит много лишнего речевого материала. В таком случае вина за отставание в развитии ребенка, в основном, лежит на родителях.

Помимо этого, задержка может произойти из-за влияния вредных факторов во внутриутробном или перинатальном периоде. Родовые травмы, асфиксия, генетические или инфекционные заболевания – все это может повлиять на то, что ребенок будет произносить первые слова позже сверстников.

Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность, а также помнили, что первые учителя своего малыша именно они.

                                                                   Желаем успехов!

                                                                 

                                                                      Учитель-логопед: Калтыга Евгения Сергеевна.

В домашних условиях необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Разговаривайте с ребенком все свободное время! Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.

2. Привлекайте внимание ребенка к губам, особенно на первый звук. Дайте малышу потрогать ваши губы. Произносите звуки четко, обращая внимание на его артикуляцию.

3. Поиграйте над развитием мышц щек и языка вашего ребенка. Предложите ребенку повторить несколько упражнений вместе с вами. Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую. Пощелкайте языком, дотянитесь им до носика, до подбородка, потяните язык вправо и влево, оближите губы по кругу.

4. Развивайте речевое дыхание ребенка. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Игры с этими предметами помогают ребенку выработать сильную и длительную воздушную струю, необходимую для формирования звуков.

5. Говорите сами четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном темпе. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь ребенка (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул).

6. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся вне зоны его досягаемости, на верхней полке шкафа.

7. Развивайте мелкую моторику вашего малыша. Занимайтесь с ним пальчиковыми играми, играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из пластилина, делайте массаж рук и т. д.

8. Если в активной речи ребенка почти нет слов, на начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин. (Как говорит собака? – Ав-ав, Как гудит пароход – Ууу и т.д.)

9. Вызывайте речь на сильных эмоциях. Например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.

10. Организуйте игры: например, возьмите 3 зверушки, 2 животных спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д.

11. Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, вчера (например, умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли, какую сказку рассказывала мама).

12. Всегда хвалите ребенка за успехи, особенно, если он сказал что-то новое.

13. Читайте ребенку вслух стихи, сказки, потешки, пересказывайте сказки.

14. Занимайтесь с ребенком по 10-15 минут, но 2 - 3 раза в день. Заканчивайте упражнения до того, как ребенок устанет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема логопедической коррекции с детьми раннего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Данная статья посвящена проблеме логопедической коррекции с детьми раннего дошкольного возраста с задежкой речевого развития...

«План по коррекции агрессивного поведения детей с задержкой речевого развития».

«План по коррекции агрессивного поведения детей с задержкой речевого развития».Дни неделиПервая половина дняВторая половина дняПервая неделя Понедельник...

Задержка речевого развития. Причины и ранняя коррекция

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.

Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию  «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...

Советы родителям по коррекции задержки речевого развития

Памятка для родителей ребенка с задержкой речевого развития, которая подскажет, как организовать работу по коррекции ЗПР в домашних условиях....

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

в данной статье говориться о проблеме выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая стала одним из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установит...