Конспект индивидуального занятия, направленного на автоматизацию звуков Л,Л'
план-конспект занятия по логопедии

Данилова Ксения Дмитриевна

Конспект индивидуального занятия, направленного на автоматизацию звуков Л,Л'

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук [Л].

Цель: формирование умения правильно произносить звук [Л] во фразе.

Задачи:

- формировать умение осуществлять сильный длительный выдох в положении губ «трубочка» посредством выполнения упражнения «Дельфин»;

- формировать умение определять наличие звука [Л] в слове с опорой на слуховое восприятие посредством выполнения упражнения «Внимательные ушки»;

- формировать умение правильно произносить звук [Л] во фразе с опорой на слуховое восприятие;

- формировать умение согласовывать числительные «два» / «пять» с существительными в падеже и роде с опорой на наглядность;

- формировать умение правильно произносить звук [Л] во фразе с опорой на зрительное восприятие;

- формировать умение произносить названия бытовых приборов посредством отгадывания загадок.

Оборудование: игрушка Солнышко, дидактическая игра с фонариком для автоматизации звуков Л, Л’

Ход занятия 

  1. Организационный момент.

«Здравствуй, Вера. К нам сегодня пришел необычный гость. Чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку.

Оно весь мир обогревает,

Оно усталости не знает,

Улыбается в оконце,

А зовут его все ...    (солнце)

Точно! К нам в гости пришло солнышко. Но посмотри, у него чего-то не хватает. Как ты думаешь, что у солнышка потерялось? (лучи) Верно. Давай поможем солнышку найти его лучи». (Прикрепление лучей с проговариваеннием чистоговорок:
ла-ла-ла

Ло-ло-ло

Лу-лу-лу

Лы-лы-лы

Ле-ле-ле

Ли-ли-ли

Лю-лю-лю

Основная часть.

 

 2.1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Дельфин»

Л: «Посмотри, какой к нам приплыл дельфин. У этого дельфина есть мячик. Давай будем так дуть в трубочку, чтобы мячик как можно дольше летал в воздухе. Вдыхай носом и долго дуй в эту трубочку. Щеки не надувай. Молодец! Держи первый лучик солнышка».

Виды помощи:

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- удержание щек руками.

2.2. Артикуляционная гимнастика.

Л: Давай потренируемся произносить звук [Л]. Что для этого нужно сначала сделать? (Нужно сделать гимнастику для языка). Верно, нужно подготовить язык к произнесению этого звука. Давай сделаем несколько упражнений. Я буду давать тебе карточки, а ты будешь выполнять упражнения. Все упражнения тебе знакомы. Вот первая карточка. Какое это упражнение? (это упражнение «Чьи зубы чище») Верно. Смотри в зеркало и выполняй, пока я буду читать стихотворение».

    2.2.1. «Чьи зубы чище?»

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«Чтобы зубы стали чище,

Каждый день их щеткой чищу.

Один, два, три, четыре.

Один, да, три, четыре».

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Чисти» языком верхние зубы: води языком в левую сторону, затем в правую сторону. Нижняя челюсть не двигается»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- актуализация пространственных понятий «лево», «право»;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

   2.2.2. «Маляр»

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«Как-то раз решил свой домик

Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел –

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,-

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед – назад.

Как красиво! Гномик рад».

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Гладь» языком твердое небо: двигай языком вперед и назад. Нижняя челюсть и губы не двигаются»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

   2.2.3. «Кто дальше загонит мяч?»

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть мяч из пенопласта на противоположный край стола/ в ворота из конструктора. Выполняется 5-7 раз.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [Х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй мяч на противоположный край стола и попади в ворота. Не надувай щеки. Не натягивай нижнюю губу на зубы»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

2.2.4. «Лошадка»

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадь цокает копытами).

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«С боку – дорожка, а в центре – лужок.

Маленький пони, мой добрый дружок,

Снова и снова катает ребят:

Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,

Стану как будто лошадкою тоже:

Словно копыта, звучит язычок:

- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!»

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Приоткрой рот и пощелкай кончиком языка, как лошадь цокает копытами. Нижняя челюсть не двигается. Работает только язык»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

   2.2.5. «Вкусное варенье»

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«У меня сегодня – чудо-настроенье:

Бабушка сварила вкусное варенье.

Я раз сто, наверное, губки оближу,

А потом “спасибо” бабушке скажу».

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Слегка приоткрой рот. Широким переднем краем языка оближи верхнюю губу. Облизывай сверху вниз. Нижняя челюсть не двигается»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

   

2.2.6. «Индюк»

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«Индюк – это важная птица,

Он этим сильно гордится.

«Бл-бл-бл» – орет индюк,

Все пугаются вокруг.

Ты не бойся, подходи,

Птицу важную изобрази».

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Приоткрой рот. Положи широкий передний край языка на верхнюю губу. Двигай широким краем языка вперед и назад, не отрывай язык от губы. Добавь голос, чтобы стало похоже, как будто индюк болбочет»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

 «Отлично! Ты очень хорошо справилась. Теперь твой язык готов произносить звук [Л]. Держи еще один луч. Сколько у тебя уже лучей? (у меня два луча)».

  1. Физкультминутка.

Л: «Давай немного разомнемся. Становись на ковер. Давай сейчас представим, что мы играем на гармошке. Я буду читать стихотворение и показывать движения. А ты повторяй за мной слова и движения. Все понятно? (все понятно). Давай начнем».

Текст физкультминутки:

Мы играем на гармошке.          (имитация игры на гармошке)

Громко хлопаем в ладошки.     (хлопки в ладоши)

Головой слегка качаем.             (наклоны головы в стороны)

Руки кверху поднимаем.           (подъем рук вверх)

Наши ноги: топ, топ.                  (топанье ногами)

Наши руки: хлоп, хлоп!            (хлопки руками)

Вниз ладошки опускаем,          (опускание рук вниз)

Отдыхаем, отдыхаем.                (покачивание руками)

У тебя отлично получается! Давай еще раз сначала. (повтор физкультминутки) Молодец!».

  1. Упражнение «Два-пять»

Л: «Когда я шла на занятие, я увидела вот такой холодильник, мне стало очень интересно – что же в нем лежит? Давай возьмем фонарик и посмотрим вместе.

Виды помощи:

- актуализация названий изображений;

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- отраженное произнесение фразы ребенком;

- сопряженное произнесение фразы с ребенком.

  1. Упражнение «Веселый мяч»

Л: «Давай поиграем с мячом. Я буду называть тебе слово и бросать мяч, а ты будешь повторять это слово вместе со словом «ласковый». Например, я говорю слово «лошадь», а ты говоришь «ласковая лошадь». Понятно? Давай начнем»

Л: «Отлично! Держи еще один луч. Сколько у тебя уже лучей? (у меня пять лучей

Речевой материал:

Ласковая лошадь,                                     соломенное пугало,

ласковые глаза,                                         соломенная кукла,

ласковая улыбка,                                      соломенное логово,

ласковые слова,                                        соломенные лапти,

ласковый голос,                                        соломенная поделка,

ласковая Алла,                                          соломенная лодка.

Виды помощи:

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- отраженное произнесение фразы ребенком;

- сопряженное произнесение фразы с ребенком.

  1. Игра «Внимательные ушки»

Л: «А теперь давай поиграем в игру «Внимательные ушки». Помнишь, эти флажки? Я буду называть слова. Когда ты услышишь слово со звуком [Л], подними зеленый флажок и повтори слово. Если звука [Л] в слове не будет, подними красный флажок».

Л: «Молодец! Ты все слова знала или были какие-то незнакомые для тебя слова? (все знала) Отлично. Держи еще один луч. Сколько у тебя уже лучей? (у меня два луча)».

Материал: луна, стол, картон, салат, бетономешалка, соковыжималка, обруч, карандаш, пчёлка, баскетбол, башня, швабра, сладкоежка, поделка, колобок, корона, парк, клоун, болт, барсук, мочалка, бал, конь, лошадь, капюшон, солдат, солома, укол, кровать, обломок.

Виды помощи:

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- повтор слова с утрированным произнесением заданного звука;

- отраженное произнесение слова ребенком;

- сопряженное произнесение слова с ребенком.

  1. Итоговая часть

Л: «Вера, ты отлично справилась со всеми заданиями! У тебя получилось собрать все лучи солнышка. Давай посчитаем, сколько лучей у солнышка? (один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей, шесть лучей, семь лучей, восемь лучей. Всего восемь лучей) Точно. Тебе понравилась твоя работа на занятии? Какие слова со звуком [Л] ты сегодня запомнила? Солнышко говорит тебе спасибо за помощь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».

Конспект  индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах"....

конспект индивидуального занятия по теме: "Автоматизация звука [л]"

Закрепление правильного произношения звука [ л] в слогах, словах, предложениях у ребенка старшей группы детского сада...

Конспект индивидуального занятия "Путешествие кляксы. Автоматизация звука С в слогах и словах"

Цель: Автоматизация звука «С» в слогах и словах. Задачи: - закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»; - продолжить изучение правильного произношения звука «С» в слогах и словах;- на...