Карточки для взаимодействия с педагогами подготовительной к школе группе
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал адресован воспитателям и родителям для детей с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Март, 2-я неделя

                                Лексическая тема «Наша родина — Россия»

                     Предварительная работа. Рассматривание карты России. Чтение стихов русских поэтов о России на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения И. С. Никитина «Русь», работа над общими речевыми навыками. Слушание гимна России на музыкальном занятии. Слушание и обсуждение пьес Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь» на музыкальном занятии. Создание альбома «Наша Родина — Россия» в совместной с воспитателями и родителями деятельности. Разучивание хороводной игры «Береза». Рассматривание герба и флага России, беседа о гербе и флаге на занятии по ознакомлению с окружающим. Толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине. Образование прилагательных в сравнительной степени. Разучивание стихотворения В. Гусев «Я — русский человек»

167. Заучивание стихотворения.

        Под большим шатром

Голубых небес —

        Вижу — даль степей

        Зеленеется.

        И на гранях их,

        Выше темных туч,

        Цепи гор стоят

        Великанами.

        Ребенок. По степям в моря

Реки катятся,

        И лежат пути

        Во все стороны.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

        В красе царственной

Развернулась!

Ребенок. По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

неде        И лежат в земле

        Груды золота.

Ребенок. И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя.

Назвать матерью.

        168.Игра с мячом «Семейка слов». [ Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Педагог. Сегодня мы продолжаем разговор о нашей родине— России. Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Что ты сделал ?

1 -й р е б е н о к. Я родился.

Педагог. Каким словом можно назвать папу и маму?

2-й ребенок. Родители.

Педагог. А каким словом ты назовешь дядю и тетю?

3- й ребенок. Родственники.

        Педагог. Какой брат у тебя есть?

        4- й ребенок. Родной.

Педагог. В том году был хороший урожай яблок. Мы говорили, что яблок много...

1- й ребенок. ...уродилось.

Педагог. Кто живет в нашей стране?

2- й ребенок. Народ.

Педагог. Какую песню вы пели вчера?

3- й ребенок. Народную.

Педагог. Как по-другому можно назвать ключ, бьюший из-под земли?

4- й ребенок. Родник.

Педагог. Отлично. Перечислите все слова из одной семейкисо словом Родина.

Дети. Родился, родители, родственники, родной, уродилось, народная, родник.

        169.Упражнение «Раздели на слоги».

( Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Педагог. Сегодня мы продолжаем разговор о России. Вы видите на картинках предметы, связанные с темой нашего разговора .Назовите их. разделите слова на слот.

1 -й ребенок. Герб. В этом слове один слог.

2- й ребенок. Флаг. В этом слове тоже один слог.

3- й ребенок. Хлеб. И в этом слове тоже один слог.

4- й ребенок. Бе-ре-за. В этом слове три слога.

170. Упражнение «Подумай и объясни». (Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).]

Педагог. Объясните, как вы догадались, что это за предметы и почему я принесла эти картинки на занятие о России. Составьте предложения со словами потому что.

1-  й ребенок. Это герб России, потому что на нем изображен  святой Георгий.

2- й ребенок. Это флаг России, потому что на нем белая,синяя и красная полосы.

  1. й ребенок. Это каравай хлеба, потому что в России встречают караваем гостей.

4- й ребенок. Это береза, потому что березу считают символом  России.

Лого

171. Упражнение «Составь схему предложения». [Совершенствование навыка анализа предложений.]

Педагог. Послушайте предложение и составьте его схему. Березу считают символом России.

Дети составляют схему.

Педагог. Сколько слов в этом предложении?

Д е т и. В предложении четыре слова.

Педагог. Почему вы так обозначили последнее слово?

Дети. Это название страны, поэтому оно пишется с заглавной

буквы и на схеме обозначается полоской с «трубой».

Педагог. Какое слово второе (третье) по счету?

Дети. Второе (третье) слово — считают (символом).

172.Игра «Есть — нет». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в косвенных падежах).]

Педагог кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображениями разного количества берез.

Педагог. Следующая игра вам хорошо знакома. Вы берете одну карточку, рассматриваете и говорите, сколько берез на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества  берез, но зато есть другое количество и так далее.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

        1- й р е б е н о к. У меня есть две березы.

2- й ребенок.А у меня нет двух берез, но есть пять берез.

3- й р ебенок.Ау меня нет пяти берез, но есть три березы.

4- й ребенок. У меня нет трех берез, но зато есть шесть берез.

        1-й ре бе но к. У меня нет шести берез, но зато есть две березы.

173. Игра «Семейка слов». [Совершенствование навыков словообразования.)

Педагог берет в руки мяч.

Педагог. А теперь давайте образуем семейку слов от слова береза в игре с мячом. Как можно назвать маленькую березу?

1- й ребенок. Березка*

Педагог. Как можно назвать березу ласково?

2- й ребенок. Березонька.

Педагог. Какая роща?

3- й ребенок. Березовая.

Педагог. Как назвать березовый лес?

4- й ребенок. Березняк,

Педагог. Повторите всю семейку слов.

Дети. Береза, березка, березонька, березовая, березняк.

        174. Упражнение «Сравни и расскажи». (Совершенствование грамматического строя речи (образование и.употребление имен прилагательных в сравнительной степени). Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).]

        Педагог раздает детям по две предметных картинки.

Педагог. Мы с вами говорили о том, что Россия велика, необъятна,  много в ней гор, морей, рек, лесов. Рассмотрите и сравните объекты, изображенные на картинках. Составьте предложения с маленьким словом а.

1- й ребенок. Береза выше рябины, а рябина ниже березы.

2- й ребенок. Дуб толще березы, а береза тоньше луба.

3-й ребенок. Река шире ручья, а ручей уже реки.

  1. й ребенок. Море глубже реки, а река мельче моря.

175. Игра «Семейка слов». (Совершенствование навыков словообразования.

        Педагог предлагает образовать семейку слов от слова гора в игре с мячом. Будем катать мяч друг другу по ковру.

         Как можно назвать маленькую гору?

1- й ребенок. Горка.

        Педагог. А по-другому?

2- й ребенок. Пригорок.

Педагог. Как можно назвать гору ласково?

3- й ребенок. Горочка.

Педагог. А по-другому?

4- й ребенок. Горушка.

Педагог. Повторите всю семейку слов.

Дети. Гора, горка, пригорок, горочка, горушка.

176. Игра с мячом «Закончи предложение». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах).)

Педагог. Следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Закончи предложение». Я начинаю предложение и бросаю мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение, обязательно используя слова моя Родина. На карте розовым цветом обозначена...

1- й ребенок. ...моя Родина.

Педагог. Я очень люблю...

2- й ребенок. ...мою Родину.

Педагог. Сегодня мы говорили на занятии...

3- й ребенок. ...о моей Родине.

Педагог. Я горжусь...

4-й ребенок. ...моей Родиной.

177. Заучивание стихотворения.

Я — русский человек, и русская природа

Любезна мне, и я ее пою.

Я — русский человек, сын своего народа

И с гордостью гляжу на Родину свою.

Март, 3-я неделя

Лексическая тема «Москва — столица России.

                                        Мы читаем. Русские народные сказки»

        Предварительная работа. Рассматривание открыток с видами Москвы. Просмотр слайдов с вилами Москвы. Разучивание стихотворения Ф. Глинки «Москва» и подвижного упражнения «Кольца». Составление плана рассказа-описания  о Спасской башне на занятии по развитию речи.

        178. Заучивание стихотворения Федора Глинки «Москва».

         Город чудный, город древний,

        Ты вместил в свои концы

        И посады, и деревни,

        И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен.

        Весь пестреешь ты в садах:

        Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах.

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева.

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка-Москва.

Процветай же славой вечной.

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Ф. Глинка

        179.Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование навыков словообразования. ]

Педагог предлагает  образовать  слова из одной семейки со словом Москва.

Как называют жителей Москвы?

1- й ребенок. Москвичи.

        Педагог. Какие улицы в Москве?

2- й ребенок. Московские.

Педагог. Как называют жительницу Москвы?

3- й ребенок. Москвичка.

Педагог. Как называют места под Москвой?

4-й ребенок. Подмосковные, Подмосковье.

        180. Описательный –рассказ

Спасская башня

Это Спасская башня, главная башня Московского Кремля. Ее хорошо видно с Красной плошали. Она высокая, красная, кирпичная и очень красивая. На Спасской башне находятся главные часы России — Кремлевские куранты. Спасскую башню украшает рубиновая звезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки подвижных игр для детей подготовительной к школе группы

Карточки подвижных игр для детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план взаимодействия с родителями (подготовительная к школе группа)

Совместные мероприятия, стендовые консультации, "Мамина школа" , индивидуальная работа, игротека....

План перспективного взаимодействия с родителями подготовительной к школе группы на 2015-2016 год

План перспективного взаимодействия с родителями для подготовительной к школе группы...

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Карточки для взаимодействия с педагогами подготовительной к школе группе

Материал адресован педагогам  группы компенсирующей направленности...