«Последовательность звуков по мере их появления в речи детей»
методическая разработка по логопедии

Последовательность звуков по мере их появления в речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_k_prakticheskomu_zanyatiyu_1_ontogenez.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Задания к практическому занятию 1

1. Определите последовательность формирования дифференциальных признаков фонем в онтогенезе.

Начальная стадия дифференциации фонем характеризуется усвоением наиболее противопоставленных дифференциальных признаков речевых звуков. Внутри группы гласных первым дифференцируется широкий гласный [а], затем наиболее противопоставленные по артикуляции и звучанию [иу], [ио], [эу], [эо], несколько позднее более близкие [иэ]. В последнюю очередь дети различают близкие звуки [иы] и [оу]. В целом данный период завершается к полутора годам жизни ребенка и плавно переходит в следующий.

Завершающая стадия дифференциации фонем характеризуется бурным развитием фонематического слуха – закрепляются противопоставления лабиализованных гласных [оу], усваивается система фонологических оппозиций согласных звуков. Так, первыми в группе согласных начинают различаться звонкие сонорные звуки. Основой этого процесса является их противопоставленность шумным согласным по звучности. Следующий дифференциальный признак, который усваивает ребенок, – палатализованность согласных звуков. В результате формируется различение мягких и твердых согласных.  

Затем ребенок учится дифференцировать звуки с менее выраженными признаками. Звонкие и глухие согласные противопоставляются друг другу  на основе интенсивности их звучания, взрывные и щелевые – на базе длительности, свистящие и шипящие – на основе их акустического эффекта, сонорные [л, ль] и [р, рь] – на основе наличия голосовых вибраций. Дифференциация передне, задне– и среднеязычных звуков осуществляется на основе формирования и закрепления речевых кинестезий в процессе совершенствования артикуляционных возможностей ребенка.

Четвертая и пятая стадии фонематического развития классифицируются как стадии формирования фонематического восприятия. К среднему дошкольному возрасту (4–5 лет) у ребенка отмечается общая готовность  к элементарному звуковому анализу. В этом возрасте дошкольник способен выделить из состава слова первый ударный гласный звук, несколько позднее первый и последний согласные звуки.

Стадия формирования навыков звукового анализа и синтеза характерна для старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Дети усваивают понятия «звук», «звуковой состав», «буква», учатся определять место звука в слове (в начале, конце, середине слова), их количество  и последовательность, подбирают слова с заданным звуком, составляют  из звуков (букв) слоги и слова.

Таким образом, развитие фонематических процессов происходит поэтапно и в целом заканчивается к 7 годам. Сформированность фонологических представлений проявляется у ребенка в наличии образов-представлений об акустических эталонах речевых звуков. Стремясь к их воспроизведению, дошкольник постепенно совершенствует свое произношение.  

2. Составьте схему «Последовательность звуков по мере их появления в речи детей».

№ п/п

Последовательность появления звуков

Возрастные границы

1

[б]

1 год – 1 год 1 мес.

2

[м]

1 год – 1 год 2 мес.

3

[п]

1 год 1 мес. – 1 год 4 мес.

4

[й]

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.

5

[к]

1 год 5 мес. – 2 года 6 мес.

6

[г]

1 год 5 мес. – 2 года 5 мес.

7

[в]

1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.

8

[ф]

2 года – 2 года 4 мес.

9

[ть]

1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.

10

[нь]

1 год 10 мес. – 2 года 3 мес.

11

[дь]

1 год 11 мес. – 2 года 3 мес.

12

[ль]

1 год 11 мес. – 2 года 4 мес.

13

[кь]

1 год 10 мес. – 2 года 7 мес.

14

[гь]

2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.

15

[сь]

2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.

16

[зь]

2 года 2 мес. – 2 года 7 мес.

17

[т]

2 года 1 мес. – 2 года 7 мес.

18

[д]

2 года 3 мес. – 2 года 7 мес.

19

[х]

2 года 2 мес. – 3 года 10 мес.

20

[хь]

2 года 2 мес. – 3 года 3 мес.

21

[бь]

2 года 3 мес. – 2 года 9 мес.

22

[мь]

2 года 4 мес. – 2 года 10 мес.

23

[пь]

2 года 5 мес. – 2 года 9 мес.

24

[вь]

2 года 5 мес. – 3 года

25

[фь]

2 года 8 мес. – 3 года 3 мес.

26

[з]

2 года 8 мес. – 3 года 2 мес.

27

[с]

2 года 8 мес. – 3 года 1 мес.

28

[л]

2 года 11 мес. – 3 года 6 мес.

29

[ц]

3 года 2 мес. – 4 года 10 мес.

30

[ч]

3 года 1 мес. – 4 года 4 мес.

31

[щ]

3 года 5 мес. – 4 года 5 мес.

32

[ш]

3 года 8 мес. – 5 лет

33

[ж]

3 года 8 мес. – 5 лет

34

[рь]

4 года 8 мес. – 5 лет

35

[р]

5-6 лет

3. Определите закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе  

В онтогенезе становление звукопроизношения происходит, с одной стороны, на основе развития фонематических представлений ребенка, с другой – в результате совершенствования его артикуляционных возможностей. Соответственно опережающее развитие фонематического слуха и артикуляции подготавливают основу для формирования нормативного звукопроизношения.  

Первой произносительной реакцией ребенка является крик новорожденного. В звуковом отношении он представляет собой нерасчленимый звуковой поток. Со временем, к 2–3 месяцам, крик видоизменяется, и с его помощью младенец может выразить разные состояния (голод, боль, усталость и т. д.).  

Постепенно к 2 месяцам частота крика снижается и у ребенка появляется новая произносительная реакция – гуление. Данный возрастной период является чрезвычайно важным в плане формирования координаторных механизмов речевой деятельности. Как известно, в этом возрасте у ребенка начинает формироваться «комплекс оживления».

К 4–5 месяцам активность гуления постепенно снижается, и у ребенка появляется новая предречевая реакция – лепет. Кроме того, в довербальный период осуществляется развитие дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, составляющих энергетическую основу звучной речи.

Собственно развитие активной речи ребенка начинается с появления первых слов. Время их произнесения существенно отличается у разных детей.

Дальнейшее развитие произносительной стороны речи связано с увеличением речевой активности детей в возрасте 2–3 лет. Ребенок третьего года жизни активно осваивает фонетическую систему родного языка. К трем годам увеличиваются возможности произвольного управления движениями органов артикуляции, нормализуется мышечный тонус, и ребенок начинает правильно воспроизводить в речи артикуляционные различия твердых и мягких согласных.  

В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) происходит дальнейшее совершенствование произносительных умений и навыков ребенка. Произношение большинства звуков родного языка становится нормативным. Устойчивое произношение всех звуков формируется к 5,5–6 годам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История появления мыла" - для детей старших групп.

Вся наша жизнь связана с использованием мыла.А кто задумывался о том, откуда оно пришло? На основании чего наши предки решили создать моющее средство? Что оно в себе таит и как изменилось с тех пор?...

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...

Консультация для родителей "Последовательность появления звуков в речи детей""

Данный материал поможет во время  обратится родителям к специалисту с помощью....

Последовательность работы по подготовки руки к письму у детей с нарушением речи

Последовательность работы по подготовки руки к письму у детей с нарушением речи...

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...