Логопедическое занятие старшая группа "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Логопедическое занятие старшая группа "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vesna.docx352.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

«Весна»

Составил: учитель- логопед Киселёва Любовь Федоровна

г.Алейск, 2024

Актуальность:

  • Актуальность темы «Весна» заключается в том, что в начале марта солнце начинает светить ярче и теплее. Появляется капель, начинается таяние снега.
  • В беседах с детьми, некоторые из них могут затрудняться определять, какое время года наступило.
  • В связи с этим, важно обогатить знания детей о весне и изменениях в природе, которые происходят в это время.

        Целевая аудитория:

старший дошкольный возраст, дети группы компенсирующей направленности с ТНР.

Цель:

Формирование у детей умения составлять небольшие рассказы по теме «Весна» с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

  • Закреплять представления детей о весне и её приметах. Расширять и активизировать словарь по данной теме. Совершенствовать мнемотехнические навыки при составлении рассказа о весне. Активизировать познавательную активность детей.
  • Развивать фонематический слух, память, образное, логическое, ассоциативное мышление, связную речь при составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, умение преодолевать робость, застенчивость, интерес к сезонным изменениям в природе и бережного к ней отношения.

Планируемые результаты:

  • Расширение и уточнение знаний о весне и ее признаках.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Закрепление умения правильно строить предложения при составлении связного рассказа по мемотаблице о весне.

Форма проведения занятия: групповое.

Используемые методы и приемы:

  • Наглядные методы: показ, наблюдение, рассматривание
  • Словесные методы: беседа, объяснение, диалог, художественное слово, словарная работа
  • Игровые методы: дидактические игры, упражнения – имитации

Инновационные методы: использование мнемотехники–   мнемотаблицы, аудиозапись.

Материалы и оборудование:

Настенная доска, мнемотаблицы, картинки-модели для определения признаков весны, картинки диких животных, шапочка сороки, карандаши, зеркала, веточка вербы, картинки – модели (солнышко, тучка, капелька), музыка композитора П.И. Чайковского «Времена года – Апрель» - аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед. (дети стоят в кругу)

  - Ребята, давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу.

- Загадка: «Она приходит ласково, со своею сказкою, лишь только палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт». (Весна)

- Говорить сегодня мы будем о Весне.

Весеннее приветствие:  

(развитие общей и мелкой моторики.)

  • «Здравствуй, солнышко тёплое

(руки над головой, «солнышко» из пальцев рук)

  • Здравствуй, облачко лёгкое

(качаем руками над головой)

  • На деревьях почки, первые листочки

(ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)

  • Здравствуй, травка зелёная
  • Здравствуй, птичка весёлая

(взмахи руками)

  • Всем «Привет» скажу и рукою помашу»

(хлопки в ладоши)

- Ребята, с каким весенним настроением вы пришли на занятие? (Приглашаю к доске, где расположено солнышко и тучка) - если у вас отличное настроение подарите солнышку лучик, а если нет настроения, то подарите тучке капельку. (дети обосновывают свой выбор)

Логопед:

- У меня отличное настроение (прикрепляю лучик на солнышко).

- Мы с весенним настроением продолжаем наше занятие

Артикуляционная гимнастика: (за столами с зеркалами). Приложение 1

  • «Блинчик» - язычок греется на солнышке.
  • «Грибок – тают сосульки»
  • «Чашечка – ловим капельки»
  • «Насос – дует весенний ветерок»

Логопед:

- Много дел у весны. Давайте её поприветствуем.

Речевая гимнастика:

 (игра на обогащение словарного запаса и развитие фонематического слуха, ритмичное прохлопывание текста чистоговорок, проговаривание с различной интонацией)

  • арт-арт-арт наступил месяц март. (утвердительно)
  • на-на-на пришла весна. (восклицательно)
  • це-це-це ярко светит солнце. (громко)
  • Жок-жок-жок тает снежок. (затаенно)
  • чи-чи-чи ручеёк журчит. (тихо)
  • чки-чки-чки на деревьях набухают почки. (удивленно)
  • цы-цы-цы прилетели перелётные птицы. (решительно)

Молодцы! Много знаете чистоговорок о Весне.

Логопед:

- Весна нам приготовила, загадки о весенних приметах. (выставляю на доске картинки-модели на каждую отгадку: солнце, облака, зелёная трава, подснежники, грач, скворец, скворечник, гнездо грача, птенцы)

  • «Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце и зовут тебя все» (солнце)
  • «Пушистая вата плывёт куда-то» (облака)
  • «Растаял снежок, ожил лужок» (зелёная трава)
  • «Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький» (подснежник)
  • «Чёрный, проворный, кричит «крак», червякам враг» (грач)
  • «На шесте дворец, во дворце певец» (скворец)
  • «Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки» (скворечник)
  • «На дереве, в лукошке подрастают крошки» (птенцы)

- Молодцы! Прекрасные отгадки с признаками Весны.

Игра «Закончите предложение».

(составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что)

Логопед:

- А сейчас поиграем с веточкой. Вы будете её передавать друг другу и рассказывать, что вам нравится. А начнём игру со слов: «Мне нравится весна, потому что…..

  • … ярко светит солнце.
  • … на улице становится теплее.
  • … можно пускать кораблики в ручейках.
  • … прилетают перелётные птицы.
  • … распускаются подснежники.
  • … природа пробуждается от зимнего сна.

Логопед:

- И мне нравится Весна, потому что вся природа оживилась, зазвенели ручейки, на проталинках весенних появляются цветы.

Физкультминутка «Бабочка»

  • «Весной бабочка проснулась»

(произносим громко, взмахи руками)

  • «Улыбнулась, потянулась»

(произносим тихо, затаённо)

  • «Раз-росой она умылась»

(произносим восклицательно, хлопки в ладоши)

  • «Два-изящно покружилась»
  • «Три-нагнулась и присела»
  • «На листочек тихо села»

(выполняем движения по тексту)

Логопед:

- Ребята, Весне радуются птицы и звери. Прилетела к нам сорока. У неё два белых бока, черный хвостик и спина, голова и та черна.

(выходит ребёнок в шапочке сороки).

- Ты куда летишь, сорока? Расскажи!

Сорока (ребёнок):

- Я летела к волкам, лосям, зайцам, лисам, медведям, барсукам, рассказать о том, что Весна пришла, рисунки я им несла (на доске предметные картинки диких животных).

-  Весна по опушке шла, ведра с дождиком несла.

   Оступились на пригорке, опрокинулись ведёрки.

- Попала я под весенний дождь. Ребята, помогите мне восстановить рисунки-приметы о Весне.

Упражнение: «Дорисуй картинки и раскрась».

(развиваем у детей внимание, мелкую моторику и умение ориентироваться на листе бумаги)

Дети выполняют задание под музыку: (дорисовывают не достающие элементы – символы, раскрашивают мнемотаблицу в соответствии с содержанием текста)

Итог занятия:

Логопед:

- Теперь, ребята,  по рисункам, которые вы восстановили, можем сороке рассказать о Весне, а сорока расскажет о Весне лесным жителям.

Рассказ ребёнка: (по готовой мнемотаблице) Приложение 2

  • Наступила Весна.
  • Весной солнце светит ярко.
  •  По небу плывут красивые облака.
  • Тает снег, на проталинках появляется зеленая трава и подснежники.
  • Возвращаются перелетные птицы из теплых стран.
  • Они вьют гнёзда и высиживают птенцов.
  • Я люблю Весну, потому что вокруг много цветов, можно долго гулять на улице и у меня всегда радостное настроение.

Логопед:

- Молодцы! Прекрасно рассказали о весне, как ее все ждут.

Сорока:

- Спасибо, ребята, за помощь. Я лечу друзьям сказать, что пора Весну встречать.

Логопед:

- Ребята, чем Вам запомнилось наше занятие? Кому мы сегодня смогли помочь?

Рефлексия:

Логопед:

- Наше занятие заканчивается.

- Для вас есть подарок от лесных жителей. (солнышко для каждого ребенка)

- Вы меня порадовали. Весна с нами не прощается, ее «следы» мы будем замечать везде.  

4. Заключение.

Практические задания в разработанном мною конспекте могут использоваться на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми с ТНР,  рекомендованы в практику учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

  • С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн, Кн. 1, Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 704 с.,
  • М.В. Юдаева хрестоматия для старшей группы издательство ООО «Самовар – книги». 125047, Москва, ул. Александра Невского, д. 1. 213ст.,
  • М.В. Юдаева «Четыре времени года»  издательство ООО «Самовар – книги». 125047, Москва, ул. Александра Невского, д. 1. 44 ст.,
  • В.В. Бианки «Рассказы и сказки»  издательство ООО «Самовар – книги». 125047, Москва, ул. Александра Невского, д. 1. 102 ст.,
  • Т.В. Большева «Учимся по сказке» Учебно – методическое пособие/ Т.В. Большева. – Санкт – Петербург: Детство – пресс, 2005 – 143 ст.

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"

Занятие помогает узнать строение  и функции органа зрения - глаза....

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Звуки Б - Бь" " "

Фронтальное логопедическое занятие на тему; "Звуки Б - Бь" для детей старшей логопедической группы с ФФН, составлен с использованием авторских мнемодорожек и мнемотаблиц....

Конспект итогового логопедического занятия старшая группа

Конспект итогового занятия для детей старшей логопедической группы  "В гостях у Лунтика"...

Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа для детей с заиканием)

Конспект разработан в рамках тематической декады "Моя семья" в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи)...

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это зан...

конспект фронтального логопедического занятия старшая группа

Занятие по лексической теме с использованием аудиосказки....