План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
учебно-методический материал по логопедии

Нарушений речи у детей в современном мире является особо острой проблемой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Следовательно, одним из основных направлений в логопедической практике является, поиск новых современных путей коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов, затрудняется или снижается память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи. Происходит нарушение коммуникационного компонента, торможение ведущей деятельности этого возраста - игровой. Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Речевые процессы являются  высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление  о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике  доказана. Этот подход  является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он  позволяет задействовать в  коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

   Нейрокоррекция способствует созданию базы, для успешного преодоления тяжелых нарушений речи. Она включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют  осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Цель: повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности  по теме: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Задачи:

  1. Изучить научную литературу  по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Освоить базовые нейропсихологические  игровые коррекционные технологии.
  3. Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход  в области коррекции ТНР детей дошкольного возраста.
  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
  5. Обогатить  развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета  играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно -  ориентированным техникам.
  6.  Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода   для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них  недостатков.
  7. Просветить родителей в вопросах развития  высших психических функций у детей с ТНР с использованием нейропсихологического подхода. 
  8. Создать активную коррекционно - развивающую среду с учётом современных требований.
  9. Проводить квартально диагностику и выявлять эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Деятельностный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Работая учителем-логопедом, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию у детей самоконтроля, подготовке детей к самообразованию, формированию умения планировать, ана...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...