Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Суеркулова Айгуль Ертаевна логопед

Сообщение на педслвете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок»

«Здоровьесберегающие технологии

 в системе коррекции речи дошкольников»

Учитель-логопед Суеркулова А.Е.

       Как и в каждом детском саду в  МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок» есть плохо говорящие дети,  которые начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность.  В ДОУ организована работа группы логопедической  направленности  с целью профилактики и коррекции нарушений  в развитии речи у старших дошкольников.

      Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей группы  логопедической направленности  включены здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

 Существует множество здоровьесберегающих технологий, которые  мы ежедневно применяем в своей работе, это  дыхательная и пальчиковая гимнастика способствующая формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияющие на развитие интеллекта детей.

 Дыхательные упражнения в игровой форме

Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Развитие  возможностей  мелкой  моторики

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи.

Наиболее интересные и действенные   здоровьесберегающих технологий, которые используемых на коррекционно-логопедических занятиях:

 Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность, для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец: 

  • Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
  • Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
  • Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

    Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

    Использование аппликатора  Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи

    Процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, аппликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактические лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Аппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.

   Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме. Мною собран и систематизирован лексический материал по всем изучаемым темам. Изложение лексического материала представлено в виде коротких стихотворных форм, которые оформлены в альбом. На моих занятиях аппликатор Кузнецова представлен как мощный мотивационный фактор, способствующий развитию познавательной деятельности ребёнка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на аппликаторе Кузнецова пальцев обеих рук.

       Руки не напряжены, расположены на аппликаторе. Кисти рук при этом располагаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Постепенно ввожу усложненный речевой материал.

    Хотелось бы отметить положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки.

Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой. В результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов.

Ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации 

Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков.

    Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки.    

      Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём,  решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка.

       Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

                    Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а зн...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

Логопедическая работа - это синтез многих здоровьесберегающих факторов, которые позволяют формировать у детей правильную речь....

Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...

Методическая разработка "Здоровьесберегающее технологии в коррекции речи дошкольников"

Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. ...