Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Безрукова Анжела Петровна

В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях внедрения инновационных педагогических технологий в логопедическую практику.

 

Ключевые слова Коммуникативные навыки дошкольников, инновационные педагогические технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Безрукова Анжела Петровна, учитель-логопед

АН ДОО «АГ-Сокольники»

 города Москвы

Аннотация В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях внедрения инновационных педагогических технологий в логопедическую практику.

Ключевые слова Коммуникативные навыки дошкольников, инновационные педагогические технологии.

Формирование коммуникативных умений дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного стандарта.

Речь в жизни каждого человека играет важную роль – она служит основным средством общения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

В современных условиях в образовательном процессе все более актуальной становится ориентация на методы, нацеленные на развитие способностей детей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Когда ребенок становится активным участником игровой познавательной деятельности, не просто воспринимает готовую информацию, а учится мыслить, ищет ответы на вопросы, рассуждает, решает проблему, «добывает знания», в ходе самостоятельного поиска, только тогда у него формируется чувство личной причастности, вовлеченности, усиливается интерес к приобретению новых знаний. Знания и навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты.

Использование инновационных педагогических игровых технологий, наряду с традиционными, открывает новые возможности для формирования коммуникативных навыков дошкольников. Учить детей правильной и красивой речи, учить весело и увлеченно играя, дать возможность поверить в свои силы, понять, что каждый ребенок талантлив и успешен – вот основная задача творческого педагога.

Работа с детьми по формированию коммуникативных навыков в Академической Гимназии строится на равенстве в отношениях, сотрудничестве и партнерстве; создаются игровые мотивации, при которых у ребенка возникает интерес и потребность в решении поставленной задачи. Обеспечивается индивидуальный дифференцированный подход к личности каждого воспитанника, бесконфликтные и безопасные условия его развития.

Одна из новых современных педагогических технологий, включенных в образовательную среду, с целью повышения качества образования, является Коворкинг –пространство. Такая форма организации деятельности детей используется во время прогулки на игровых площадках Академической Гимназии. Коворкинг – в переводе с английского языка обозначает «совместно работающие». Помимо комфортного места для обучения, здесь создаются возможности для общения, обмена опытом и отдыха. Игровые площадки разделяются на несколько центров. Центр «Baby concert», это зона для подвижных речевых игр. С каждой возрастной группой проводятся логоритмические и пальчиковые игры, музыкальные игры в движении.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.  

 На групповых логопедических и индивидуальных занятиях используется артикуляционная гимнастика – для выработки правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.

Одним из видов артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика - сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.  Она применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

На занятиях по обучению грамоте проводится фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса тела, ног, рук и головы сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов и даже целых фраз.

Дыхательная гимнастика проводится в начале, в середине и в конце занятия, для закрепления навыков диафрагмального дыхания, развития силы, плавности и длительности выдоха. Медленный выдох помогает детям расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

 Игровой массаж и самомассаж обязательный компонент всех логопедических занятий. Массаж проводится в игровой форме для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. Массажные мячики, «Су-Джок» шарики и колечки, орехи, каштаны и различные герои делают интересными и увлекательными такие моменты.

Для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мышц проводятся зрительные гимнастики, с использованием презентаций Power Point.

С целью обучения детей навыкам релаксации проводятся игровые упражнения, которые позволяют почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Используется мимическая гимнастика для развития подвижности мышц губ и щек. Это и простые мимические упражнения, и различные этюды на выражение основных эмоций.

Кинезиологическая гимнастика используется для развития психических процессов, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации. Детям нравятся упражнения с ускорением, такие как «Руки, плечи, уши, нос», «Кулак, ребро, ладонь» и др.  При их проведении создается положительный эмоциональный настрой, развивается память, внимание, воображение, мышление, общая и мелкая моторика – все необходимые компоненты для коммуникативных навыков.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения грамоте дошкольников и на логопедических занятиях в Академической Гимназии позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес детей к изучаемому материалу. Это и просмотр презентаций и видеороликов по лексическим темам, развивающие игры на интерактивной доске, выполнение индивидуальных логопедических заданий. Для индивидуальных и групповых занятий разработаны презентации по лексическим темам. Для формирования звукопроизношения и развития фонематических процессов используются игры с сайта «Мерсибо» такие как «Звукареку», «Занимательная фонематика», детям очень нравятся задания Бабы Яги из компьютерной игры «Баба Яга учится читать». База интерактивных компьютерных игр позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр и игровых упражнений. При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин.

На индивидуальных занятиях используются всевозможные игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками; игры с водой; игры с мыльными пузырями; игры со льдом; игры с крупами; игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом).

Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом. В Академической Гимназии есть брендовые куклы, активно участвующие в воспитательно-образовательном процессе, это любознательная корова Маруся. Она давно живет в детском саду, очень гостеприимная, любит детей, предпочитает играть и учиться вместе с ними. Часто приходит на занятия к детям младшего и среднего возраста, участница многих учебных роликов. Еще есть Волшебник Гим – хранитель Великих Знаний и Мудрости. Изучив все на свете, он хочет поделиться знаниями со всеми детьми и поэтому создал Академию Волшебника Гима. Все эти знания и умения в будущем помогут исполнить любую Мечту. Он появляется в детском саду, знает все помещения, всех сотрудников, детей. Знакомит детей с возможностями получения образования в АНО СОШ «Академическая Гимназия» (дополнительные кружки, студии, секции, которые работают в детском саду), он большой эстет, легко может вызвать интерес у детей к разным видам искусства, спортивным играм, познавательно-исследовательской деятельности Он рассказывает детям о достопримечательностях Москвы, местонахождении детского сада, у него много интересных видео экскурсий, рассказов, сюрпризов и т.д.

Технология «Портфолио дошкольника» — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Задачи портфолио:

1. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

3. Развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

5. Формирование положительных нравственных качеств личности;

6. Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный»«я идеальный»);

7. Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным помогает технология Н. П. Гришаевой «Рефлексивный круг»

Данная технология позволяет стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, развивает толерантное отношение к людям; формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе; позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.   Задачи «Рефлексивного круга»:

- сплотить детский коллектив;

- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;

- формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;

- учить обсуждать планы на день (неделю, месяц), передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее.

   В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется навык общения детей.

В результате использования представленных инновационных педагогических технологий значительно повышается эффективность образовательного процесса, развиваются все компоненты речевой деятельности дошкольников, формируются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, восприятие.

Литература

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 95 с.

3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – М.: Наука, 2014. – 232 с.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.

5. Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Е. В. Манина // Логопед. – № 3. – 2014. – С. 67-69.

6. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: Детство – пресс, 2015.

7. Нищева Н.В. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя - логопеда. – СПб.: Детство – пресс, 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Выступление на педагогическом совете по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Не секрет, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Об этой проблеме и будет выступление....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова

Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместно...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию...