пальчиков гимнастики (старшая группа) по лексическим темам
картотека по логопедии (старшая группа)

Дубаревич Светлана Николаевна

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам

По программе Н.В Нищевой 

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_gimnastiki_starshaya_gruppa.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам

По программе Н.В Нищевой

Старшая группа

 Тема: «Осень»

«Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку

Он бежит по переулку

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Дождик кончился. Устал.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук.

Загибают по одному пальцу на каждую строку.

Встряхивают ладонями так, как будто отряхивают воду.

Кладут ладони на стол.

Тема: «Овощи. Огород»

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

 Ох!..

Вот овощи спор завели на столе-

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка и свекла?

 Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

 Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

 Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук.

Загибают по одному пальцу на каждое название на обеих руках.

Хлопок.

Попеременно ударяют кулачками и хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальцу на каждое название на обеих руках.

Хлопок.

Стучат ребром ладони.

Загибают по одному пальцу на каждое название на обеих руках.

Хлопок.

Складывают руки накрест.

Загибают по одному пальцу на каждое название на обеих руках.

Хлопок.

Показывают, как едят суп.

Тема: «Сад. Фрукты»

«В магазине»

У метро- стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный,

Сок, бананы, апельсины,

Киви, свеклу, мандарины.

Это место- просто склад

Витаминов для ребят.

Ладони складываем в «крышу»

Загибают по одному пальцу на каждое название.

Руки вытягивают вперед, кулачки, большой палец смотрит вверх.

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

В корзиночке пять грибов.

Мухомор – гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб- волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый

Ешь его смело!

«Шагают» пальчиками на столе

Переплели пальцы – сделали корзиночку,

большие пальцы – ручка.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев.

Тема: «Одежда»

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стали гномики стирать.

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.

Трут кулачки друг о друга.

Загибают пальчики, начиная с больших пальцев.

«У Матрёшиной сестрицы»

У Матрёшиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В тёплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Кошка в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного по левой ладони.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

На каждое название животного дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Ритмичные чередующие хлопки в ладоши и удары кулачками.

Тема: «Обувь»

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки 

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Надевает валенки

А сыночек Вовка - 

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

Дети загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви.

Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

Тема: «Игрушки»

«Катины игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Загибают поочерёдно все пальцы.

Разгибают поочерёдно все пальцы. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Тема: «Посуда»

«Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту большую ложку,

В миску курицам. Цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.

Разжимают пальцы.

Сдувают воображаемые крошки с ладони.

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошки ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинки? 

В ладошке вода!...

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно, ладошки мои горячи.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Тема: «Домашние животные зимой»

«Бурёнушка»

Дай молока, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Милые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молока для кашки.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Дети показывают, как доят корову.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.

Снова «доят».

Тема: «Дикие животные зимой»

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей. Корней. Коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый.

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло. Уютно в нём.

Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие.

Поочерёдно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих руку.

Тема: «Мебель»

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Тема: «Новый год»

«На елке»

Мы на елке веселились,                

Мы плясали и резвились

После добрый Дед Мороз                

Нам подарки принес.                

Дал большущие пакеты,                 

В них же – вкусные предметы:                

Конфеты в бумажках синих,                

Орешки рядом с ними,                

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин

Ритмичные хлопки в ладоши.               

 Ритмичные удары кулачками.

 «Шагают» средним и указательным пальцами по стол.

 «Рисуют» руками большой круг

 Ритмичные хлопки.

 Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого.

Тема: «Транспорт»

«Будем транспорт называть»

Раз, два, три, четыре, пять 

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят 

Машина, автобус и поезд 

Самолет идет на взлет 

Корабль по морю плывет.

Считают пальцы на одной руке и на другой

Хлопают в ладоши

Вращают руль перед собой

Руки в стороны и качают ими

Соединяют ладошки, изображая «нос» корабля

Тема: «Профессии на транспорте»

«Гонки»

Раз, два, три, четыре, пять        

Можно гонки начинать.                      

По кругу, по кругу. 

Вперед   и назад,                                  

Но пальцы машинку мою тормозят.

Закрылись.

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже.

Возят машинку по каждому пальчику   вперед и назад, начиная с большого пальца.

Теперь   то же самое, но начиная с безымянного. 

Теперь по кругу в   одну и другую сторону.

Вновь катают машинку   по пальчикам, которые слегка согнуты.

Сжимают кулак.

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.

Тема: «Детский сад. Профессии»

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

Самый младший — это я.

Это Маша, 

Это Саша, 

Это Юра,

Это Даша.

Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.

Тема: «Профессии. Швея»

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, 

Пальцу больно, 

Пальцу колко.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

— Шей,

А колоться ты не смей!

Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.

«Шьют»

Грозят указательным пальчиком левой руки.

Тема: «Профессии на стройке»

«Каменщик»

На соседней улице строят новый дом.

Быстро вырастает этаж за этажом.

Трудятся строители весело и дружно.

К сроку им построить дом высоченный нужно.

Сколько здесь профессий! Каменщик, маляр,

Крановщик, водитель, грузчик и столяр,

Штукатур и плотник... Всех не сосчитать!

Смогут новоселы скоро в дом въезжать.

Поочередно сгибают пальцы на правой руке, с мизинца

Сгибают пальцы на левой руке выпрямляют пальцы по очереди из правой руки выпрямляют пальцы из левой руки 

Тема: «Наша армия»

«Летчик»

Летчиком хочу я стать, 

Чтобы небо покорять, 

Чтоб летать на самолете, 

Чтобы быть всегда в полете,

Чтоб под звездами нестись,

Чтоб всегда стремиться ввысь.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.

Тема: «Весна»

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Шагают» пальчиками обеих рук по столу. Загибают по одному пальчику с мизинца.

Тема: «Комнатные растения»

«На окне моем цветы»

На окне моем цветы                   

Небывалой красоты:

И фиалки, и монстера,              

Аспарагус, сансевьера,                

А еще глоксиния –

Синяя – пресиняя.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальцы на обеих руках на каждое название растения.

Тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы»

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, 

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула, 

Рыбка быстро уплыла.

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

Снова изображают, как плывет рыбка.

Делают хватательное движение обеими руками.

Снова «плывут».

Тема: «Наш город»

««Прогулка по Богородску»

Люблю смотреть, люблю считать,

Люблю свой город узнавать.

Раз – мой дом.

В доме я, здесь живет моя семья!

Два- на улицу пойдем

Здесь стоит родной мой дом.

Мы по городу пойдем

В Новый парк мы забредем.

Здесь аллея Славы, ФОК

Посмотри на них дружок.

Мы по городу пойдем

Много интересных мест найдем.

Музей Керамический,

Музей Исторический,

Кабацкое болото,

Крутая гора,

Библиотека- где нас ждут всегда.

Городок наш сказочный-

Богородск родной!

С самого рождения

Дружим мы с тобой!

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальцы на обеих руках на каждое название места в городе.

(загибаем два пальца)

«Шагаем» указательным и средним пальцами по столу

Два пальца загнуты и продолжаем загибать пальцы на каждое название места в городе.

«Шагаем» указательным и средним пальцами по столу

Загибают пальцы на обеих руках на каждое название места в городе.

Попеременно бьем кулачок о кулачок и хлопаем в ладоши.

Переплетаем пальцы обеих рук

Тема: «Весенние сельскохозяйственные работы»

«Огород»

У Марины лейка.                                    

Вот цветов семейка.

Оживит полив цветы.

Можешь их полить и ты.

Вот Антон у грядки, 

А в руках лопатка.

Грядку сделал он на славу, 

По краям цветы и травы.

Грабли у стены стоят.

Ими чистим все подряд:

И тропинки, и дорожки, 

И газоны под окошком.

Вот косилка для травы.

Знаете, конечно, вы:

Ею мы стрижем в сезон

Через день большой газон.

Вот секатор острый очень.

Это папой он наточен.

Папа им стрижет кусты, 

Ветки, сучья и цветы.

На каждое название инструмента загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.

Тема: «Космос»

«Мы космический отряд»

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

1 – Гагарин,

2 – Титов,

3 – Леонов,

4 – Комаров,

5-ый женщина, а не мужчина -

Терешкова Валентина!

В космический корабль сели,

Да и в космос полетели.

Пальцы одной руки сжаты в кулак.

Дети разжимают и сжимают пальцы.

Дети разгибают по очереди пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого.

Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой.

Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки.

Тема: «Хлеб»

«Каша»

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке, 

Зайцу и лисичке, 

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!

Дети подняли руки, шевелят пальчиками.

«Идут» пальчиками по столу.

В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Разжимают кулачки.

Тема: «Правила дорожного движения»

«Почтальон»

Что принёс нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тёти вали,

Чтоб её приезда ждали.

Дети попеременно бьют кулачок о кулачок и хлопают в ладоши.

На каждое название загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

Тема: «Насекомые и пауки»

«Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела,

Я лечу издалека.

Зу-зу-зу – комар пищит 

Укусить скорей спешит

Уф-уф-уф – как паровоз, 

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу

Я любого разбужу.

Дети расставляют руки в стороны, ритмично помахивают руками

Указателные пальцы выставляют

вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

 Ритмично хлопают в ладоши.

Ритмично стучат кулачком о кулачок.

Тема: «Времена года. Лето»

«Лето наступает»

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

Круговые движения кистями, «солнце»

Тема: «Полевые Цветы»

«Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке,
Нежную голову робко поднял.
Ветер подул – он качнулся неловко,
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо
Вперед и назад, налево, направо.

Дети соединят неплотно ладони и поднимают их перед собой.
Покачивают ладонями медленно, быстро.
Наклоны ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.Совершенствовать грамматический строй  речи. ...

Конспект утреннего круга в старшей группе по лексической теме "Снег и вода"

Дети учатся планировать свою деятельность, формулировать свои суждения....

Картотека заданий логопеда для воспитателей старшей группы по лексическим темам.

Данный материал разработан с учетом новых лексических тем....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима»

Материал поможет уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхан...

План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»

Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...