Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
проект по логопедии (старшая группа)

Кудрина Наталья Владимировна

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств обучающихся, развития их внутренней жизни, творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _61d41.doc106.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный)

Конкурс педагогического мастерства

«Ярмарка педагогических идей»

Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки»

(в рамках недели логопедии)

Кудрина Наталья Владимировна, учитель - логопед высшей квалификационной категории

Лелюхина Лидия Фаритовна, воспитатель высшей квалификационной категории

2024 г.

Информационная карта проекта

Название проекта

«В гостях у сказки»

Авторы проекта

Учитель-логопед: Кудрина Наталья Владимировна, высшая квалификационная категория Воспитатель: Лелюхина Лидия Фаритовна, высшая квалификационная категория;

Возраст детей, на который рассчитан проект

старшая группа (5-6 лет) компенсирующей направленности с ТНР «Вишенки»

Вид проекта

Познавательно-творческий, игровой.

Организация

Адрес

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Цель проекта

Создание условий для повышения уровня развития речи старших дошкольников (связной, диалогической, монологической). Развитие устойчивого отношения к сказке, как произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта

Для детей

Коррекционно–образовательные:

  • Учить развивать сюжет, используя «сказочные» языковые средства;
  • Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок и уважению к традициям народной культуры.

Коррекционно–развивающие:

  • Расширять представление детей о сказках.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Коррекционно–воспитательные: 

  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
  • прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
  • Укреплять дружеские отношения в семье.
  • Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для педагогов:

  • Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательно - речевой деятельности, способствующей развитию речи и обогащению словарного запаса через игровую деятельность детей дошкольного возраста посредством сказки.
  • Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
  • Пополнение РППС методическими разработками, пособиями, дидактическими и наглядными материалами по теме.

Для родителей:

  • Развивать традиции семейного чтения.
  • Прививать любовь к сказке у детей.
  • Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Ожидаемые результаты

  • Обогатятся знания детей о богатстве русской народной культуры;
  • Повысится интерес к логопедическим занятиям и эффективность коррекционной работы.
  • Закрепятся умения детей применять свои знания в беседах, связных высказываниях.
  • Улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами.
  • Повысится педагогическая грамотность родителей в вопросах воспитания интереса к народным сказкам.
  • Активное участие родителей в делах группы и детского сада.

Сроки реализации

(1 неделя), краткосрочный

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, учитель – логопед, воспитатели, родители

Образовательные области

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Трансляция проекта

«СФЕРУМ» чат с родителями и педагогами

Продукты проекта

Конспекты занятий, картотека дидактических и подвижных игр, беседы, консультации, памятки для родителей, совместные с родителями и детьми творческие выставки, ситуативный диалог.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.

Проект «В гостях у сказки» ставит задачу – активизировать речевое общение дошкольников посредством сказки.

Интеграционный подход позволит развить в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Предполагается систематизация представлений детей о сказках и их положительное влияние на развитие речи старших дошкольников.

Реализация этого проекта поспособствует сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Детям перестали читать. В наше время большинство детей воспитывается не на сказках, а на современных мультфильмах. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и прочитать ему книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Данные полученные в ходе опроса детей и родителей детского сада, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг и сказкам уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, в том числе остро стоит проблема формирования у детей связной речи. Даже в старшем дошкольном возрасте речь детей однообразна, монологи и диалоги просты. В семье мало читают детям, произведения не всегда соответствуют возрасту детей, обсуждению прочитанного не уделяется внимание, но именно сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

Поэтому актуальность темы развития речи детей нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, и мы решили немного больше времени уделить именно сказкам. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств обучающихся, развития их внутренней жизни, творчества. Наш проект «В гостях у сказки» очень актуален, так как русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Данный проект способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок, организацией мини - музея и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией.

В данном проекте обобщен теоретический материал по теме: «Русские народные сказки», составлены конспекты занятий, подобран дидактический и практический материал по этой теме.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Новизна проекта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению сказок, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА

Разработанный проект «В гостях у сказки» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию через воспитание сказкой, который позволит развить в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Сказку не в полной мере используют для развития речи детей и формирования их нравственных качеств. Этому способствовали современные книги, мультфильмы и другое.

Проведя анкетирование и проанализировав результаты анкеты родителей, пришли к выводу, что проект «В гостях у сказки» восполнит пробел в знаниях детей и родителей.

Поэтому все указывает на необходимость и возможность проведения проекта в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР «Вишенки», что позволит повысить интерес к русской народной сказке, любви к чтению, развитии речи через игровую деятельность.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание условий для повышения уровня развития речи старших дошкольников (связной, диалогической, монологической). Развитие устойчивого отношения к сказке, как произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Для детей:

Коррекционно–образовательные:

  • Учить развивать сюжет, используя «сказочные» языковые средства;
  • Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок и уважению к традициям народной культуры.

Коррекционно–развивающие:

  • Расширять представление детей о сказках.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Коррекционно–воспитательные: 

  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
  • прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
  • Укреплять дружеские отношения в семье.
  • Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для педагогов:

  • Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательно - речевой деятельности, способствующей развитию речи и обогащению словарного запаса через игровую деятельность детей дошкольного возраста посредством сказки.
  • Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
  • Пополнение РППС методическими разработками, пособиями, дидактическими и наглядными материалами по теме.

Для родителей:

  • Развивать традиции семейного чтения.
  • Прививать любовь к сказке у детей.
  • Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

  • Дети познакомятся со многими русским народными сказками, будут знать их содержание.
  • Расширится кругозор и активизируется словарный запас детей.
  • Обогатятся знания детей о богатстве русской народной культуры.
  • Повысится интерес к логопедическим занятиям и эффективность коррекционной работы.
  • Закрепятся умения детей применять свои знания в беседах, связных высказываниях.
  • Дети с интересом будут обыгрывать сюжеты знакомых сказок, играть в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
  • Дети будут использовать полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

Для родителей:

  • Повысится педагогическая грамотность родителей в вопросах воспитания интереса к народным сказкам.
  • Активизируется участие родителей в делах группы и детского сада.
  • Улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами.
  • Укрепятся детско-родительские отношения.
  • Повысится уровень информированности родителей о деятельности ДОУ.

Для педагогов:

  • Организуют воспитательно-образовательный процесс по реализации проекта на основе интеграции всех видов деятельности.
  • Оформление альбома «Мои любимые сказки» по совместным творческим работам родителей и детей.

Предполагаемые продукты проекта:

  • Лэпбук «В мире сказок».
  • Акция «Подари книгу»
  • Выставка книжек – малышек «Сказки моего детства».
  • Создание мини библиотеки «Моя любимая сказка».
  • Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
  • Мастер – класс для родителей «Изготовление костюма сказочного героя сказки» (по сказке «Под грибом»).
  • Консультация для родителей: «Воспитание книгой».
  • Логопедическое развлечение «В стране правильной речи».
  • Памятка для родителей «По воспитанию у детей любви к книге», «Сказки – народное чудо».
  • Инсценировка сказки «Под грибом».
  • Создание видеофильма (по театрализации сказки «Под грибом»).
  • Итоговое мероприятие: Квест – игра «В гостях у сказки».

Формы работы:

  • Словесные (беседы, рассуждения);
  • Показ сказок;
  • Наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр мультфильмов);
  • Метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение);
  • Практические (раскраски, рисунки, лепка, конструирование, поделки).

Значение проекта для всех участников:

Дети: получают и закрепляют на практике полученные знания.

Педагоги: продолжают осваивать метод проектирования.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, учителем - логопедом и воспитателем, подготавливают материал для обучения своих детей.

Содержание реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной (практический)

3этап: заключительный

Этапы реализации проекта:

1 - й этап

Подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

2 – й этап

Основной (практический)

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

3 – й этап

Заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

  • Обоснование выбора темы проекта.
  • Постановка целей и задач проекта.
  • Изучение методической литературы по теме.
  • Памятка для родителей «По воспитанию у детей любви к книге», «Сказки – народное чудо».
  • Консультация для родителей: «Воспитание книгой».
  •  Анкетирование родителей.
  • Чтение художественной литературы, загадок, заучивание стихов.
  • Подборка материала для мероприятий.
  • Экскурсия в кабинет «В гостях у сказки»
  • Разработка конспектов занятий по теме.
  • Оформление выставки «Любимые сказки» в книжном уголке.
  • Обогащение окружающей среды.
  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
  • Разработка плана мероприятий.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам
  • Беседа по выставке рисунков «Моя любимая сказка».
  • Дидактические, настольные, подвижные игры
  • Выставка «Сказки моего детства».
  • Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
  • Презентация проекта.
  • Обогащение педагогического опыта, подведение итогов проекта.
  • Итоговое мероприятие: Квест – игра «В гостях у сказки».

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Образовательная область

Вид детской деятельности

Формы работы с детьми

1.

Социально-коммуникативное развитие

Речевая

  1. Беседы «Любимые сказки», «Русские народные сказки», «На какого героя из сказки хотел бы ты быть похожим»? «Волшебные предметы», «Положительные и отрицательные герои сказок».
  2. Инсценировки сказок по желанию детей

2.

Познавательное развитие

Познавательная

  1. «На какого героя из сказки хотел бы ты быть похожим»?
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам «Снегурочка», «Царевна лягушка»
  3. Просмотр любимых мультфильмов с обсуждением
  4. Дидактические игры: «Кто лишний»? «Кого не хватает»? «Из какой сказки фраза»? «Какие сказки перепутались»? «Придумаем новое название и окончание сказки», «Собери сказку по порядку», «Назови ласково»
  5. Экскурсия в библиотеку «Книги – это интересно»
  6. Экскурсия в кабинет «В гостях у сказки» для знакомства с разновидностями театров.

3.

Речевое развитие

Речевая

  1. Чтение сказок
  2. Дидактические игры: «Назови автора сказок», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал предмет», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя сказки»
  3. Викторина по сказкам

4.

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная Творческая

  1. Рисование на темы: «Моя любимая сказка», «Любимый сказочный герой»
  2. Лепка «По щучьему велению»
  3. Конструирование «Сказочные замки»
  4. Слушание музыки: Римский – Корсаков «Сказка о царе Султане», «Снегурочка»
  5. Инсценирование театрализованного представления по сказке Сутеева «Под грибом»

5.

Физическое развитие

Двигательная

Игровая

Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волк и ягнята»

Работа с родителями:

  • Папка – передвижка «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Консультация для родителей «Сказочные пальчиковые игры»
  • Буклет для родителей «Сказка – ложь, да в ней намек»
  • Индивидуальные беседы: «Читаете ли Вы дома детям сказки»?
  • Рисунки совместно с детьми «Моя любимая сказка»
  • Мастер – класс для родителей «Изготовление костюма сказочного героя сказки» (по сказке «Под грибом»).

Материально-технические ресурсы,

необходимые для выполнения проекта

  • иллюстрированный материал;
  • дидактические игры;
  • настольно – печатные игры;
  • мультимедийное оборудование, фотоаппарат;
  • сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • наглядно-демонстрационные материалы;
  • атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр;
  • методические разработки для родителей, детей, педагогов.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Дальнейшее развитие нашего проекта видим в проведении открытых занятий для педагогов ДОУ, проведение совместных мероприятий с детьми других групп; размещение материалов на личных сайтах педагогов, в социальных сетях, на информационном сайте МАДОУ «Улыбка» п. Малиновский.

Риски и пути преодоления рисков

РИСКИ

ПУТИ ПРЕДОДОЛЕНИЯ РИСКА

Отсутствие интереса у детей к теме проекта.

Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные средства, методы и приёмы.

Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.

Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» можно достичь положительного результата в проекте.

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились со многими русскими народными сказками, знают их содержание.
  • Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
  • Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
  • Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.·
  • Повысилась заинтересованность и активность родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Родители активно участвуют в ознакомлении детей с русскими народными сказками, в выполнении творческих работ по их сюжетам.
  • Укрепились детско-родительские отношения.
  • Повысился уровень информированности родителей о деятельности ДОУ.
  • Педагоги организовали воспитательно-образовательный процесс по проекту на основе интеграции всех видов детской деятельности.
  • Педагоги оформили альбом «Мои любимые сказки» по совместным творческим работам родителей и детей.

Заключение:

Реализуя данный проект, мы еще раз убедились, что проектный метод в ДОУ позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете и использовать эти знания.

Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников. Положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями. Взаимодействие между детьми, воспитателем и родителями осуществлялось на уровне партнерства. Данный проект расширил кругозор не только детей, но и взрослых.

Посредством художественно-эстетического развития можно привить детям любовь к русским народным сказкам, можно привить интерес к чтению художественной литературы.

Список используемых источников:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  2. Большакова Т. В. «Учимся по сказке». – Спб, 2006.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4- 6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  5. Егорова Т. А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 3-5 лет» - М., 2003.
  6. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 224 с.
  7. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  8. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство-Прес, 1998. – 304 с.
  9. Короткова Э. П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»- М.: Просвещение, 2012.
  10. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» - М., 2002 г
  11. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) / Н.В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 360 с.
  12. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.
  13. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. - М.: Скрипторий, 2003.
  14. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
  15. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
  16. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 96 с.
  17. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5 – 6 лет. Мозаика – Синтез, 2017

19. Вебинар: «Сказкатеропия, как способ развития речи у детей дошкольного возраста»

20. https://www.youtube.com/watch?v=cG7X1SYdPTQ 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

_____________________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей:

«Роль сказок в жизни ребенка»

Уважаемые родители! Является ли сказка хорошим помощником в воспитании ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить анкета:

1.Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека? (нужное подчеркнуть)

 - да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

2. Какие книги Вы читаете детям дома? (нужное подчеркнуть)

 - русские народные сказки;

- сказки народов мира;

 - о природе;

- научно – познавательные;

- комиксы.

3. Как Вы отбираете сказки для чтения детям, чем руководствуетесь при их покупке? (нужное подчеркнуть)

- смотрю содержание;

 - учитываю возраст;

- отбираю по иллюстрациям;

- покупаю случайно;

- если дома нет такой сказки, то беру

4. Знаете ли Вы правильный алгоритм работы со сказкой? (нужное подчеркнуть)

 - да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

5. Как Вы читаете сказки ребенку? (нужное подчеркнуть)

- по просьбе ребенка;

- по своей инициативе;

- ребенок читает самостоятельно, как умеет

6. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? (нужное подчеркнуть)

- ежедневно,

- 2-3 раза в неделю,

- 1 раз в неделю,

- 1 раз в месяц,

- когда есть время…

7. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанной сказки с ребенком?

Цель обсуждения: (нужное подчеркнуть)

- предлагаю просто пересказать;

- спрашиваю, что ребенок нового узнал из сказки;

 - обсуждаю поступки героев, их поведение

8. Считаете ли Вы, что сказка носит воспитательный и развивающий характер? (нужное подчеркнуть)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

9. Как Вы считаете, оказывает ли влияние сказка на поведение, отношение детей к окружающим людям? (нужное подчеркнуть)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

10.Считаете ли Вы, что чтение сказки имеет большое значение в развитии эмоционально сферы детей? (нужное подчеркнуть)

 - да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

11. Есть ли любимая сказка у Вашего ребенка? Если есть – какая? _____________________________________________________________________________

12. Что больше любит ребенок? (нужное подчеркнуть)

- слушать сказку;

- смотреть сказку на экране

13. Выражает ли Ваш ребенок эмоциями или словами переживания при чтении какой - либо сказки? (нужное подчеркнуть)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

14. Как Вы думаете, Ваш ребенок умеет устанавливать связь между идеей сказки и своим жизненным опытом? (нужное подчеркнуть)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

15. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним? (нужное подчеркнуть)

- да;

- нет

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БЕСЕДА «Моя любимая сказка». 

Цель: Прививать любовь к русским народным сказкам.

Подготовительная работа: предложить родителям принести любимую книгу ребенка в группу.

ХОД БЕСЕДЫ.

В ходе рассматривания книг, принесенных детьми из дома, воспитатель вспоминает отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников, и включает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи.

Русская народная сказка «Репка».

Воспитатель: В гости к нам прибежала мышка и просит прочитать книжку о том, как она помогла вытащить большую- пребольшую репку. Кто принес такую книжку? Как называется твоя любимая сказка? Давай вместе расскажем детям русскую народную сказку «Репка».

Воспитатель начинает рассказывать сказку, стимулируя ребенка к совместному воспроизведению текста: «Посадил дед репку, выросла репка…Стал дед репку из земли…Тянет-потянет, вытянуть…Позвал дед…» По ходу рассказывания педагог выставляет фигурки настольного театра, предлагая всем детям участвовать в рассказывании: «Бабка за дедку, дедка за репку – тянут- потянут, вытянуть…Кто же еще прибежал тянуть репку?

Русская народная сказка «Теремок».

Педагог предлагает рассмотреть книгу со сказкой. Уточняет с опорой на иллюстрации героев сказки, которые жили в домике - теремке. Предлагает вспомнить, какие прозвища были у каждого из них, как звери просились в теремок.

Воспитатель: Мышка какая? Какое прозвище было у нее в сказке? Мышка - … Как просилась мышка в теремок? (Пи-пи-пи, терем - теремок, кто в тереме живет) Кто пришел последним? Медведь какой? Какое прозвище было у него в сказке? Как просился медведь в теремок? Медведь и полез в теремок. Что случилось с теремком? - А в нашем теремке звери живут - поживают, добра наживают. Смотрите, во всех окошках свет горит. Только у петушка свет не горит, окошко закрыто. Что случилось? Ведь он сам всегда будит всех: рано встает, громко песни поет, детям спать (не дает). Лежит наш петушок - не встает. Что с ним? (Петушок заболел).

Педагог выразительно читает стихотворение А. Пассовой:

Заболел наш петушок!

Он под дождиком промок.

И теперь не может нам

Кукарекать по утрам!

Надо Петю выручать,

Надо доктора позвать.

Воспитатель предлагает позвать доктора тихо, чтобы не потревожить петушка. Затем чуть громче, так как врач не слышит просьбу. («Доктор, приходи! Заболел наш петушок! Он под дождиком промок».)

Русская народная сказка «Колобок»

Воспитатель: А какую книжку принес … (имя ребенка)? Как называется твоя любимая сказка? Каким на картинке в книжке нарисован Колобок? (Круглым, румяным, желтым). Давайте поиграем в волшебников и превратим эти кружки в героев сказки «Колобок». Каким по цвету должен быть кружок Колобок? (Желтым.) Каким на картинке в книжке нарисован зайчик? Посмотрите внимательно на картинку: в какое время встречались Колобок с зайчиком? Кружок какого цвета выберем для зайчика? (Серого.) А если бы история про Колобка произошла не летом, а зимой, кружок какого цвета мы выбрали бы для зайчика? (Белого.) Когда модель сказки готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей: круглый, румяный, желтый Колобок, серый маленький зайчик, серый большой страшный волк и т. д.

Сказка «Волк и семеро козлят», «Три медведя»

В ходе рассматривания иллюстраций книги воспитатель предлагает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи. Воспитатель: Как маленькие козлята догадались, что пришел волк? Да, волк запел толстым - претолстым голосом: «Вы детушки, вы козлятушки». Пропойте эту песню толстым голосом. Как отвечали козлята волку? («Слышим - слышим, не матушкиным голоском поешь…») Каким голосом пели козлята?

 - Назовите имена всех медведей в сказке «Три медведя». Верно, Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Каким был Михаил Иванович? Большой, неуклюжий. Идет - бредет: топ-топ-топ. Какой была Настасья Петровна? Поменьше, голос потоньше. Идет - ступает побыстрее: топ-топ-топ. Какой был Мишутка? Маленький, непоседливый. Не идет, а бежит: топ-топ-топ. - Что спросили медведи, увидев свои стулья, чашки? («Кто сидел на моем стуле? Кто хлебал из моей чашки?») Какими голосами говорили медведи? (Дети отвечают, в разной тональности воспроизводя реплики медведей.)

БЕСЕДА:

«Правила общения с книгой»

Цель: способствовать бережному обращению детей с книгами.

В ходе беседы воспитатель знакомит детей с правилами обращения с книгами.

 - Чтобы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, рассматривать картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с книгами: брать их только чистыми руками, рассматривать за столом и хранить в специально отведенном месте. Куда же можно положить принесенные из дома книги? Воспитатель выслушивает ответы детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Загадки по русским народным сказкам.

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»)

По тропинке он катился,

 Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»)

3.Разбойники белые!

 Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка.

(«Гуси-лебеди»)

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки.

(«Маша и медведь»)

Круглый, тонкий, плетённый

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут.

(«Пузырь, соломинка и лапоть»)

Парень по воду побрёл,

В проруби её нашел.

Чудеса теперь кругом:

 Вёдра прискакали в дом.

 Берегите, братцы, ноги:

Едет печка по дороге!

Всё по его хотению…

 («По щучьему велению»)

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»)

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»)

 Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(«Семеро козлят»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный?

(«Три поросёнка»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился?

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

 Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(«Бычок – смоляной бочок»)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три ложки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактическая игра «Сказочная путаница»

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Коза, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос Теремок, а в середине Машенька. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли? («Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Волк и семеро козлят», «По щучьему веленью», «Теремок», «Маша и медведь»).

Дидактическая игра «Мой любимый герой сказки».

Дети передают палочку по кругу и называют героя, в которого бы хотели превратиться: Я хочу стать Колобком и петь весёлые песни. Я хочу стать смелым Котиком и выручать из беды друзей. Я хочу стать Лисичкой, у неё пушистая шубка и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Пальчиковая игра «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

 Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

 Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Консультация для родителей:

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом формирования нравственных и моральных общечеловеческих ценностей. Одним из эффективных средств развития доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста является сказка. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, идет по жизни и остаётся с ней навсегда. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость и эмоциональность. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Ребенок учиться понимать поступки героев сказки, события сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого.

Дети стремятся воспользоваться положительным примером своего героя. Сказка помогает выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему сказочному герою и противиться плохому поведению сказочных героев, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает решении нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок - это первый «учебник жизни» человека.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций.

Сказки расширяют познания детей. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. После прочтения сказки важно поговорить с ребенком используя вопросы: Понравилась ли тебе сказка? Что понравилось больше всего? Кто главный герой? Кто из героев понравился? Как поступил главный герой? А как бы ты поступил на его месте? Объяснить малышу, как поступать нельзя и как можно, закреплять желание следовать положительному примеру героев сказки.

Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Итак, если правильно подобрать сказки в соответствии с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяет малышам не только понять, но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Логосказка «Под грибом» (по В. Г. Сутееву)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях.

  1. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)

  1. Маленький мальчишка в сером ярмячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

  1. Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки. (Мышка)

  1. . Когда дождик капает, она в болоте квакает.

Кто это квакушка? Зеленая…. (Лягушка).

  1. Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

  1. Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пушистый хвост – краса …Кто это? (Лиса)

  1. Землю пробуравил, корешок оставил,

сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

Дети: Капля – раз, капля – два, капли медленно сперва:

Кап-кап-кап-кап. Капли стали поспевать.

Капля каплю догонять. Кап-кап-кап-кап - кап-кап-кап-кап.

Зонтик поскорей раскрой - от дождя себя укрой!

Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…

Бежал по лесу муравей (бежит муравей с веточкой в руке). А навстречу ему кузнечик.

Кузнечик: Эй, торопись дружище!

Муравей: Куда мне торопиться? Успею все дела сделать!

Кузнечик: А ты погляди, какое небо хмурое! Кажется, гроза надвигается! Звучит музыка: ветер гроза, дождь. Муравей увидел большой гриб подбежал к нему и спрятался под грибом. Смотрит муравей, летит к нему бабочка. Она промокла под дождем и совсем выбилась из сил. 

Бабочка: Муравей, муравей – пусти меня под грибок!

Муравей: Куда же я тебя пущу, я один здесь кое-как уместился!

Бабочка: Промокла я и лететь не могу! Ах-х! (падает без сил).

Муравей: Ну, так и быть – в тесноте да не в обиде! (поднимает бабочку и вместе прячутся под грибом)

Бабочка: Благодарю вас!

Бабочка и Муравей поют песенку:

Льётся дождь, грохочет гром (3 раза)

Хорошо нам здесь вдвоем, нам здесь вдвоем, здесь вдвоем!

Хоть и тесен этот дом, мы не мокнем под дождем (2 раза)

Слышится тоненький писк.

Муравей и Бабочка: Кто там?

Мышка: Это я мышка, пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течет! Муравей: Куда ж мы тебя пустим? Тут и места нет!

Бабочка: Совсем места нет!

Мышка: Пустите, пожалуйста!

Муравей и Бабочка: Ну иди, так и быть!

Поют песню (уже втроем).

Слышится: Чик-чирик!Чик-чирик!

Все спрашивают: Кто там?

Воробей: Это я, воробей, пустите меня под грибок!

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет!

Бабочка и мышка: Совсем нет!

Воробей: Мои крылышки градом побило, перышки дождем намочило! Муравей: Ну так и быть! Иди и ты к нам под грибок!

Поют песню (уже вчетвером).

Слышится испуганный голос: «Кто там под грибом? Спасите меня! Спрячьте! За мной лиса гонится!

Муравей: Куда же мы тебя спрячем? Смотри сколько нас здесь собралось грибок маленький, а ты вон какой большой.

Заяц: Пустите меня скорей! Вон там уже кусты трещат. Это лиса сюда идет! Муравей: Не знаю, как и быть тебе здесь никак не поместиться! Подожди минутк, мы здесь посоветуемся!

Зайка плачет: Я не могу ждать! Лиса меня съест!

Муравей: Зайцу здесь никак не поместиться! Пусть кто-нибудь один из нас наружу выйдет. Тогда зайца и спрячем. Жалко его очень!

Бабочка: Я выйду. Очень мне зайчика жалко!

Муравей: Тебе нельзя. Лиса тебя мигом растопчет!

Мышка: Я выйду! Мне зайца жалко!

Муравей: Куда тебе! Лиса тебя разом проглотит!

Воробей: Тогда я выйду! Мне больше всего зайца жалко!

Муравей: И ты не пойдешь.

Все хором: Но как же быть?

Муравей: Я выйду!

Подходит к зайцу и говорит: Иди прячься под грибок, а твою лису я встречать буду.

Под музыку бежит лиса.

Лиса: Заяц здесь не пробегал?

Муравей: Нет, не пробегал! Подбегает к грибу, обнюхивает: Не тут ли он спрятался?

Муравей: Где ему тут спрятаться?

Лиса заглядывает под гриб: -Тут кто-то есть:

Все: Никого здесь нет!

Лиса передразнивает: Никого здесь нет! Звери прячут зайца. Лиса ходит вокруг гриба.

Муравей: А ну-ка, лиса, убирайся ты отсюда, пока цела!

Лиса смеется: Ишь ты, какой храбрец-молодец! Да я тебя обманщик одним зубом перекушу! Одной лапой растопчу!

Муравей щипает лису за нос.

Лиса: Отпусти меня муравей, я никого больше не трону.

Муравей: Ну ладно, ступай, а то еще хуже будет!

Лиса: Ах! Ох! Как больно! (Убегает)

А тем временем закончился дождь и гроза. На небе снова засияло яркое солнышко.

Муравей: Эй, выходите все, кончился дождик! Ушла лиса!

Звери выходят из-под гриба. Танец зверей.

Муравей: Как это так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь вдруг всем место нашлось.

Выбегает лягушка: Ква-ква-ква! Эх вы, гриб то вырос после дождя!

Все хором: Гриб вырос! Спасибо тебе, грибок-теремок!

Гриб: Моё дело небольшое. Не меня друзья благодарите, а друг-другу спасибо скажите! От грозы вас сердце доброе укрыло, от врага – дружба спасла

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Конспект Квест-игры

«В гостях у сказки»

Цель – создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и доброжелательной атмосфере.

Задачи:
- в игровой форме уточнять и закреплять знания детей о знакомых сказках, их содержании, характерных особенностях персонажей;

- развивать читательский интерес;

- способствовать развитию речи, памяти, внимания, воображения, сообразительности, ассоциативного мышления при отгадывании загадок, певческих способностей детей, а также быстроты и ловкости;

- воспитывать у детей заинтересованное и уважительное отношения к сказкам.

Предварительная работа:

- подбор музыкального материала;

- чтение сказок, слушание аудиозаписей со сказками, отгадывание загадок про героев сказок, пение песен из сказок;

-подбор картинок для квеста

Ход мероприятия:

Звучит мелодия заставки к телепередаче «В гостях у сказки» («Приходи, сказка», автор В.Дашкевич)

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Но для начала разделимся на команды.

-День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас!

- Участники, вы будете путешествовать по станциям, где вас будут встречать сказочные герои, они для вас приготовили задания. Я думаю, что вы хорошо справитесь и тогда от героев получите кусочки картинки. А в конце кто составит картинку – тот и победитель. Путешествие начинается! Получите свои маршрутные листы и в путь.


1. Станция «Угадай песню из сказки»

Лиса Алиса. 

Здравствуйте, ребята!

Я лучшая певица,

Плясать я мастерица,

Сильна я в музыке, как львица

И с детками люблю повеселиться.

Вы узнали, кто же я? (Ответы детей)

Вы попали на станцию «Угадай песню из сказки».

Слушаем музыкальный фрагмент и отгадываем название песни или сказки

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Если добрый ты «День рождения кота Леопольда»
  • Кто ходит в гости по утрам «Винни-Пух идёт в гости»
  • Песня Чебурашки
  • Песня из Простоквашино- Кабы не было зимы
  • Ну погоди
  • Песенка поросенка фунтика
  • Бу-ра-ти-но
  • Песенка крокодила Гены

- Отлично справились с заданием!

2.Станция «Загадки из сказки»

Баба-Яга. Всем привет! Девочки - вертелочки, мальчишки-кочерыжки! Я – весёлая старушка. А зачем вы сюда пришли? (Отгадывать загадки) Ну тогда слушайте и дружно отвечайте.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Три там стула, три там кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

 


Был похож на мяч немножко

И катался по дорожке.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей» вот так смех! («Колобок»)

 

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко;

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок-золотой гребешок»)

 

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была

В доме в том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок»)

 

А дорога - далека,

А дорога – нелегка,

Сесть бы на пенёк

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)


Кто-то за кого–то

Ухватился крепко

- Ох, никак не вытащить!

- Ох, засела крепко!

Но ещё помощники

Скоро прибегут

Победит упрямицу

Дружный общий труд

Кто засел так крепко

Может это? («Репка»)

 

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

 

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..(Буратино)

 

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)

 

- Ну, и молодцы, отгадали все загадки.

3.Станция «Сюжет сказки»

Снежная королева. Здравствуйте, ребятишки - девчонки и мальчишки!

Всем известна я всегда! Вы меня узнали?.

На столе лежат пазлы. Вам нужно сложить картинку и назвать из какой сказки эпизод.

  • Репка
  • Курочка Ряба
  • Теремок

- Молодцы! Справились с заданием.

 За каждый правильный ответ – 1 балл.

4.Станция «Герои сказок»

Кот учёный. (говорит мурлыкающим голосом) 

К нам пожаловали гости!

Здравствуйте, мои друзья!

Кот учёный – это я!

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!

Я волшебный кот, знаю про Сказочную страну всё-всё и меня здесь знают все-все! Справитесь с моим заданием, тогда я вас пропущу.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Кот показывает детям иллюстрации с изображением героев сказок, ребята называют сказки, в которых они встречаются:

- лиса («Колобок», «Теремок», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Лиса и журавль» и др.)

- медведь («Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Яблоко» и др.)

- заяц («Колобок», «Теремок», «Лиса, Заяц и Петух», «Заяц – хваста», «Яблоко» и др.)

- волк («Колобок», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» и др.)

- Баба-яга («Гуси-лебеди», «Баба-яга» и др.)

- дед и баба («Курочка Ряба», «Колобок», «Морозко», «Снегурочка», «Гуси-лебеди»)

Кот учёный. Молодцы, справились с заданием!

5.Станция «Сказочные телеграммы»

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?

Так вот - я тот самый Айболит, что всех излечит, исцелит.

Ребята, а теперь, давайте отгадаем, кто прислал мне телеграммы, из какой сказки персонажи:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

• «Спасите! Нас съел серый волк…» (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

• «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…» (мышка из сказки «Курочка-ряба»)

• «Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите…» (Муха-Цокотуха)

• «Прибыть к вам не могу, от меня убежали брюки…» (грязнули из «Мойдодыра»)

• «Очень устала так как была в гостях у медведей...» (Маша из сказки «Три медведя»)

• «Иду к больной бабушке по лесу и несу пирожки и горшочек с маслом… (Красная шапочка)

• «Помогите, за мной гонятся бандиты и хотят забрать 5 золотых монет…(Буратино, сказка «Золотой ключик)

• «Не сможем прибыть к вам, так как сидим втроем в каменном доме и прячемся от волка…» (Три поросенка)

• «Я не смогу к вам попасть, так как у меня больше не осталось ни одного волшебного лепестка, последний потратила на мальчика Витю…(девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

6.Станция «Сказочный герой»

Золушка. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?

Мы сегодня с вами оказались на станции, которая называется: «Сказочный герой».

Дополни имя литературного героя. Я называю первую часть имени литературного героя, а вы (по очереди) дополняете недостающее имя героя.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Папа... Карло.

2. Домовенок... Кузя.

3. Доктор... Айболит.

4. Почтальон... Печкин.

5. Синьор... Помидор.

6. Карлик... Нос.

7. Царевна... Лебедь.

8. Железный... Дровосек.

9. Оле-... Лукойе.

10. Старик... Хоттабыч.

11. Кощей ...... Бессмертный.

12. Елена ....... Прекрасная (Премудрая)

13. Василиса .... Премудрая.

14. Сестрица ...... Алёнушка.

15. Братец ...... Иванушка.

16. Крошечка .... Хаврошечка.

17. Змей ..... Горыныч.

18. Сивка ..... Бурка.

19.Иван…….царевич

20.Красная…. Шапочка

Ведущий: Вот вы и вернулись обратно! Понравилось вам путешествие по сказочной стране? Все кусочки картинки добыли? А теперь попробуйте собрать картинку. (в гостях у сказки ,как на обложке квеста)

Команды отлично справились с заданиями и пришло время наградить участников.

Вручение дипломов, подарков

Ведущий: Какое у всех ребят настроение хорошее, весёлое.

Это всё потому, что мы побывали в гостях у замечательных сказок, которые учат добру! И украшают нашу жизнь!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло (Ю.Энтин)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Конспект мастер-класса для родителей

«Изготовление костюма сказочного героя сказки»

(по сказке «Под грибом»)

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы немного окунуться в детство и вспомнить знакомые нам всем сказки, а также научиться изготавливать разные виды масок, чтобы обыгрывать сказки.

Как вы помните, сказки все мы любим с детства. Нам их читали мамы, бабушки, смотрели по телевизору.

Давайте вспомним, какие сказки вы любили слушать? А почему? А какие сказки вы сегодня читаете детям? Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о сказках :

1. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?. (Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)

2. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой …. (Медведь)

4. Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

и лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

развалился … (Теремок).

Сказки можно не только читать, слушать, но и показывать. Такая деятельность называется театральной. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет, стараясь подражать тому герою, кого он выбрал, вместе с ним переживает, переносит на себя действия другого героя.

 В детском саду используются разные виды театра.Перед вами – кукольный театр - это куклы, которые легко одеваются на руку и движениями рук передаются движения героев сказки.

-Пальчиковый театр - он отличается тем, что герои надеваются на пальчики.

-Ложковый театр - это такой театр, когда герой сказки изображается на ложке.

-Палочный театр - когда нарисованные и вырезанные силуэты сказочных героев приклеиваются на палочки и используются для обыгрывания сказки.

-Настольный театр - это театр, когда силуэты изображенных героев ставятся на стол.

-Теневой театр - герои нарисованы на черном картоне, вырезаны и сказка обыгрывается при выключенном общем свете при использовании настольной лампы и театрального экрана.

Не у всех вас дома есть представленные виды театров. Но театр можно легко изготовить, если у вас есть бросовый материал. Какой же материал можно использовать, как вы думаете?

Стаканчики из-под йогурта, из-под яиц или просто одноразовые стаканчики.

Конусный театр - театр можно изготовить из конуса.

Театр из киндер-сюрпризов. Рисуются герои сказок и приклеиваются на киндер-сюрпризы.

Лопаточный театр - театр из лопаток для жарки.

Палочный театр используются палочки из-под мороженого.

Даже старые диски можно использовать для театра.

Ход выполнения:

Мы хотим вместе с детьми показать  сказку «Под грибом», но у нас нет масок. Давайте же все вместе изготовим маски героев этой сказки из предложенного вам материала.

1. Перед вами приготовлена бумажная тарелка

2. Каждый из вас выберет героя сказки, которого вы хотите изготовить.

3. Затем оформляем мордочку героя сказки :

-наклеиваем глаза

-вырезаем ножницами из цветной бумаги носик, ушки, рисуем рот фломастером

-Дальше дыроколом делаем дырочки по краям тарелки, чтобы продеть резинку

Вот наша маска и готова!

После изготовления масок, предлагаем детям обыграть сказку «Под грибом».

Заключение.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь ребенка становиться более эмоциональной, образной, красивой.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чипполино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Надеемся, что наш мастер-класс был для вас интересным, полезным и вы приятно провели время. Спасибо за участие в нашем мастер-классе. Любите своих детей! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

Из своей педагогической практики педагоги знают, что театрализованные представления привлекают детей дошкольного возраста. Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологич...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»

Проект "Хлеб всему голова" призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу....

«Не забудем их подвиг великий!» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"

Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту "Наша Родина-Россия"...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо  выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...

Проект: «Детское книгоиздательство» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Проект: «Детское книгоиздательство»Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...