Звуки позднего онтогенеза и фонематическое развитие
консультация по логопедии (старшая группа)

В данной статье представлена консультация для воспитателей групп речевой направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Звуки позднего онтогенеза и фонематическое развитие

Уважаемые воспитатели! К звукам позднего онтогенеза относятся согласные звуки, которые появляются у ребенка с 4 лет. К 4 годам в норме должны присутствовать свистящие, в 5 лет – появляются шипящие, а к окончанию дошкольного периода у нормированного в речевом плане ребенка должны присутствовать все звуки, включая Л и Р.

Детям с логопедическими особенностями зачастую требуется помощь в постановке этих звуков. Постановкой занимается логопед, а в автоматизации участвуют и педагоги, и родители. В этом случае ввод звуков в обыденную речь пройдет у ребенка быстрее и успешнее.

Первое, чему должны уделять внимание воспитатели – это артикуляционные упражнения для групп звуков позднего онтогенеза.

Для свистящих: «Забор», «Горка», «Катушка» («кошка горбит спинку), «Ветерок»

Для шипящих: «Чашка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Фокус»

Для соноров (Р, Рь, Л, Ль): «Маляр», «Гармошка», «Вкусное варенье», Барабанщик».

Далее следует отработать звуки изолировано, используя различные игровые приемы, такие, как

- «сухой бассейн» с мелкими предметами, при поиске которых ребенок проговаривает нужный звук,

- звуковые дорожки: «с, з» - с летающими насекомыми, «ц» - скачущий цыпленок, «ш» - змейка, «ж» - жук, «ч» - шагающая черепаха, «щ» - щенок, «р» - дорожка для транспорта, «л» - гудящий пароход. Последний используется потому, что один из приемов постановки звука «л» - это произношение звука Ы при зажатом зубами кончике языка и ребенку дается инструкция «погуди как пароход». Обращаю ваше внимание, что звук Р автоматизируется не так, как остальные звуки позднего онтогенеза. Его автоматизацию лучше начинать со звукосочетания ТР.

Ниже приведен пример одной из звуковых дорожек на шипящий «Ш». Аналогичные дорожки можно рисовать от руки, привлекая к этой деятельности ребенка, либо воспользоваться готовыми.

Далее следует автоматизировать звуки позднего онтогенеза в прямых и обратных слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, и затем – во фразовой речи.

Слуховая дифференциация автоматизируемых звуков

При работе над звуками позднего онтогенеза следует работать над слуховой дифференциацией звуков. Например, чтобы при работе над свистящими и шипящими ребенок четко дифференцировал их на слух друг от друга, а также от других звуков.

С этой целью следует играть в игры по типу «Хлопни-топни». Для примера возьмем работу над звуком Ш:

Воспитатель показывает ребенку картинку шапки и спрашивает – это сапка/фапка/цапка/жапка/шапка? Когда ребенок услышит слово с правильным звуком – должен хлопнуть.

Еще одним приемом для развития фонематического слуха является прием договаривания:

- Дети для занятий спортом быстро все надели… сорты или шорты? – и ребенок должен произнести слово с нужным звуком.

- Нужно кушать травку впрок – козы шли в зеленый … рог или лог?

Таким образом работа над звуками позднего онтогенеза будет поэтапной и эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Мнемотаблицы к текстам скороговорок для автоматизации звуков позднего онтогенеза

Анализ литературы по технике речи показывает, что, безусловно, скороговорка является одним из  самых действенных средств в формировании четкой, ясной дикции.Скороговорка интересна нам как материа...

Автоматизация и дифференциация звуков раннего онтогенеза. Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации звуков раннего онтогенеза П, Б, М, В, Ф, Т, Д, Н, Г, К и их мягких пар , а также звука Х.Также данный материал можно использо...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

Дидактическая игра для автоматизации звуков позднего онтогенеза в словах, словосочетаниях, предложениях.

Игра предтавляет собой поле с предметными картинками (с включением соответствующих звуков) и цветные камни-марблс, а также пустое поле.Предполагается несолько вариантов игр.Вариант 1. Назвать картинки...

Мнемотаблицы профелей артикуляции звуков позднего онтогенеза

Приемы мнемотехники значительно облегчают процесс постановки звуков позднего онтогенеза. Мнемотехнику легко можно использовать в любом возрасте, если ребенок понимает смысл изображ...

Раскраски на изолированные звуки позднего онтогенеза

Раскраски на изолированные звуки позднего онтогенеза...