Конструкт занятия «Книжкины именины», посвящённый общероссийской акции «НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ-2024»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тебенькова Надежда Владимировна

В настоящее время современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_detskaya_kniga_2024.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт занятия «Книжкины именины»,

посвящённый общероссийской акции

«НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ-2024»

Актуальность

        В настоящее время современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

        Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно формировать у детей понимание того, что книги – наши друзья.

        Необходимо не просто знакомить детей с содержанием книг, но постоянно привлекать их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума.  Известно, что воспитание благоговейного отношения к книге необходимо начинать с самого раннего возраста, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

        Детский сад- это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

        Оптимизации работы в решении этой задачи способствует систематическое проведение «Недели детской книги», которая организуется ежегодно в нашем детском саду.

Цель:         

Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:         

  1. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе.
  2. Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие познавательных и творческих способностей, кругозора, приобщение к миру любителей книг.
  3. Побудить родителей к развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ведущая 1:- Здравствуйте, дорогие ребята! А У нас сегодня праздник Недели Детской Книги! Праздник всех, кто с ней связан- писателей, читателей, издателей, художников-иллюстраторов, библиотекарей. А родился тот праздник в 1943 году. Его предложил известный детский писатель Лев Кассиль и придумал празднику название «Книжкины именины».

Ведущая 2:- Именины? Именины?

У Володи, Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

 

Ведущая 1:- Нет! У наших детских книжек!

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей…

Посмотри-ка, сколько сразу

Собралось у нас гостей!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(На первом столе лежат книги-раскладушки)

Ведущая 2:- Ребята, посмотрите, сколько у нас книг! Как называются такие книги? Почему они носят такое название? (Правильно, раскладушка, потому что раскладывается.) 

-Из чего они сделаны? Что позволяет такой книжке не падать? (Твёрдый картон) Чудесные красочные книжки-раскладушки приносят много радости малышам. Быть может быть, среди них есть книжки, которые и вы любили, когда были очень маленькими.

(На втором столе - тонкие и толстые книжки для детей) 

Ведущая 1:- Посмотрите на эти книги! Из чего сделаны эти книги? В этих книгах собраны сказки, рассказы, стихи для вас. Как называется лицевая сторона книги и последняя страница? (обложка)

-Давайте полистаем книги. Много здесь картинок? Почему? (Правильно, потому что это книги для детей). 

(На третьем - толстые книги для взрослых) 

Ведущая 2:- Рассмотрите книги. Как вы думаете, для кого такие книги? Как вы догадались. (Да, действительно, здесь мало картинок и много написанного текста, который несёт информацию). 

-Как вы думаете, как долго можно читать такую толстую книгу? (Да, можно читать целый день, два, три дня, неделю).

-А что может помочь не забыть, где закончили читать, чтобы продолжить чтение на следующий день? Все странички в книге пронумерованы. Можно запомнить номер странички или положить закладку.

 (На четвёртом столе - электронная книга)

Ведущая 1:- А это что такое? Давайте включим и посмотрим? Кто знает, как называется такая книга? (Правильно, электронная). Она может хранить несколько произведений, это целая библиотека. Сейчас я включу книгу и прочту, какие произведения хранит эта книга. Похожа она на бумажные книги? Чем удобна такая книга? (Действительно, с такой книгой можно отправляться в путешествие, брать с собой множество произведений).

ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ КНИГИ

Ведущая 2:- А что на этом столе?

(Рассматривают камень, бересту.)

-Как вы думаете, для чего здесь лежат эти предметы?

-Самая древняя, старая, книга- это свиток (показ).

-В давние-давние времена, когда еще не изобрели бумагу, люди для записей использовали камень, дерево, т. е. прочные материалы. А вот документы, грамоты процарапывали на бересте особыми инструментами, сделанными из костей.

-Кто объяснит, что за материал – береста (ответы)

Ведущая 1:- Долго думали люди и нашли выход. Интересное открытие сделали жители города Пергам в Малой Азии - они стали применять для письма дубленую кожу.

От названия города и появилось слово пергамент (показ пергаментной бумаги).

В Древнем Египте писали на папирусе. Папирус-это тростник, который обрабатывали, склеивали с свитки и писали на нем.

Ведущая 2:- Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину.

-Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Ведущая 1:- А вот слово бумага пришло к нам из Италии и означает хлопок.

С 19 века бумагу стали изготовлять из древесины. Теперь известно свыше 600 видов бумаги: ватман, калька, копировальная.

-Приглашаю вас поиграть в игру «Чудесные превращения». (На столе приготовлены заготовки: 2 чистых листа бумаги на каждого, а между ними копировальная бумага, палочка). Мы напишем на листе палочкой букву своего имени. (Когда дети напишут, поднимаем первый лист и копирку, на втором они видят отпечатанную букву).

Ведущая 2:- На Руси тоже стали создавать книги из бумаги, но они были рукописными.
- Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес
 золота.

Ведущая 1:- Вы спросите, кто писал первые книги? На Руси первые исторические книги- летописи – создавали летописцы. Одна из них - «Повесть временных лет».

-Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок (показ). С тех пор уже не нужно было выписывать каждую букву.

Ведущая 2:- Основатель книгопечатания на Руси Иван Федоров. Он так и вошел в историю как первопечатник. Это он напечатал первую русскую книгу «Апостол».

Как? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст.

- А как вы думаете, много времени уходило для создания книги таким способом?

Для того, чтобы облегчить такой затратный по времени труд, люди и изобрели печатные станки, и теперь в наших магазинах очень много книжек. (показ)

Ведущая 1:- Очень много труда заложено в создании книг!

Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей.

Наборщик – набирает текст на компьютерах. Эти люди быстрые и внимательные в своей работе.

Специалист допечати – он должен видеть слабые места в изображениях и текстах.

Печатник– должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, распределение ее по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах, и многое другое.

Оператор резальной машины – это очень важная работа. Резчик доводит продукцию до окончательного вида (буклеты, плакаты, книги) или готовит ее для передачи на следующий участок типографии.

Переплетчик – когда книги были рукописными, и выпускались небольшими тиражами, их сшивали между собой иглой, и обрезали ножами. В наше время, переплетчику помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом одевает красивый переплет. И вот красивая книга готова.

-Поэтому к книгам надо относиться бережно и аккуратно!

Ведущая 1:- Давайте вспомним правила обращения с книгой:

-не читайте книгу во время еды

-не кладите в книгу карандашей, ручек, толстых предметов, от этого рвется переплет.

-не загибайте углов на страницах книг

-не рвите страницы, не рисуйте и не пишите в книге.

-не перегибайте книгу, от этого вырываются страницы.

ВИКТОРИНА (презентация)

Ведущая 1:- Многие поэты и писатели писали про труд, профессии людей! Сейчас узнаем, читаете ли вы книжки. Готовы ответить на вопросы?

С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»

1. Выбери полное имя и фамилию дяди Стёпы.

  • Степан Степанов;
  • Степан Степнов;
  • Стёпа Ступнов;
  • Степан Степной.

2. Какое было прозвище у дяди Стёпы из-за его роста?

3. Куда клал ноги дядя Стёпа, когда ложился спать?

  • На стул;
  • На табурет;
  • Он их подгибал и спал на кровати;
  • На тумбочку.

4. Какие действия ежедневно по утрам выполнял дядя Стёпа?

Открывал настежь окна.

  • Читал книгу;
  • Принимал холодный душ;
  • Выгуливал собаку;
  • Чистил зубы;
  • Спасал детей.

5. Где служил дядя Стёпа в армии?

  • На флоте;
  • На пограничном посту;
  • В пехоте;
  • В Кремлевском полку.

К. Чуковский «Айболит»

  1. Кто написал сказку «Айболит»? (Корней Чуковский.)
  2. Кого лечил доктор Айболит: людей или животных? (Животных.)
  3. Кто помог на море Айболиту? (Кит.)
  4. А что случилось с Барбосом? (Его курица клюнула в нос.)
  5. Как помог доктор зайчику? (Пришил ему ножки.)
  6. Что болело у бегемотиков? (Животики.)
  7. Что болит у бедных акулят? (Зубки.)
  8. Сколько дней и ночей лечил Айболит, не ел и не пил, и не спал? (10 дней.)
  9. Где сидит Айболит? (Под деревом.)
  10. Куда доктора позвали лечить малышей? (В Африку.)
  11. Продолжи фразу: «И тут же страусята Визжат, как...». («...поросята».)
  12. Что Айболит ставит несчастным зверятам? (Градусники.)
  13. Как называется такой врач, который лечит животных? (Ветеринар.)

Варианты ответов:

  • Ветеринар.                  - Окулист.
  • Ортопед.                      - Терапевт.

С. Маршак «Почта»

  1.  Из какого произведения эти строчки?

В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на  медной бляшке,
В синей форменной фуражке… 
(Ленинградский почтальон, «Почта»)

Г. Люшнин «Строители»

  1.  Из какого произведения эти строчки?

Папа к нам вчера пришел,

Осмотрел, как надо,

И сказал он: «Хорошо.

Славная бригада!».

В. Маяковский «Кем быть?»

  1. Продолжите фразу: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»

  (Ответ: что такое хорошо и что такое плохо?)

  1. Если ветер крыши рвет, если град загрохал…

 (Ответ: каждый знает – это вот для прогулок плохо.)

  1. Мальчик радостный пошел, и решила кроха…

 (Ответ: «Буду делать хорошо и не буду - плохо»)

С. Михалков «А что у вас?»

  1. Что было в кармане у Бори?
  • Ключ;
  • Гвоздь;
  • Платок;
  • Рогатка.
  1. Что привёз грузовик?
  • Кирпичи;
  • Дрова;
  • Песок;
  • Игрушки.
  1. Какая профессия у мамы, отправляющейся в полёт?
  • Инженер;
  • Пилот;
  • Доктор;
  • Милиционер.
  1. У кого из детей мама работает портнихой?
  • У Наты;
  • У Нины;
  • У Веры;
  • У Лёвы.
  1. Какая из этих профессий не упоминается в стихотворении?
  • Пилот;
  • Повар;
  • Портниха;
  • Парикмахер.

ФИЗМИНУТКА

Ведущая 2:- Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете произведения русских поэтов!

-На именинах гости всегда танцуют, давайте и мы пустимся в пляс!

(Ведущий 2 уходит и превращается в Шапокляк)

ЗАГАДКИ- ДОГОВОРКИ

Ведущая 1:- Чтобы грамотными быть- надо с книгами дружить! Вы вырастите, выучитесь и получите разные профессии. А сейчас узнаем, кем же будут наши ребята!

  1. Кто мечтает поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А, кем быть, решить и стать.

  1. Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет … (пилотом)

  1. У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит, вырастет … (художник)

  1. У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет … (певица)

    5. У певицы есть соседи -

Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами,

Значит будут … (поварами)

  1. Депутат с Мариной дружит.

Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина

Стать мечтает … (балериной)

  1. Балерина дружит с Дашей.

Даша кормит с ложки кашей

Куклу-капризулю Катю,

Значит, будет … (воспитатель)

  1. У шпиона есть братишка.

Коля любопытный слишком.

Он наукой увлеченный,

Значит, вырастет … (ученный)

  1. Капитана Ксюша с Жанной

Заразили кашей манной.

А потом лечили щами,

Стать хотят они … (врачами)

(музыка Шапокляк)

Шапокляк:- Безобразие! Что за праздник, да еще и без меня! Нехорошо!

Ведущая 1: - А у нас сегодня «Книжкины именины».

Шапокляк:- А, именины! Значит, будем развлекаться!

(брызгает водой на детей)

Ведущая 1: - Шапокляк, вы, что это делаете?

Шапокляк: - Развлекаюсь, именины ведь!

Ведущая 1: - Нет, так дело не пойдёт! На празднике надо улыбаться, веселиться!

(замечает дерево с конфетами)

Шапокляк: - О, это что-то интересненькое! Какое замечательное дерево! А можно мне посмотреть, что там!

Ведущая 1: -  Конечно можно, но только ребята тоже хотят посмотреть. Да, ребята?

(Шапокляк срывает одну конфету и разворачивает)

Шапокляк: - У-у-у, а я-то думала там конфета!

Ведущая 1: -  Шапокляк, ты получишь, конечно, конфету, но, сначала помоги ребятам закончить пословицу про книгу.

 (Шапокляк читает начало пословицу про книгу, дети договаривают)

  1. Книжка — лучший … (товарищ).
  2. Одна книга тысячи людей … (учит).
  3. Книга для ума — что теплый дождь … (для всходов).
  4. Книга — маленькое окошко, через него … (весь мир видно).
  5. Глядел в книгу, а видел … (фигу).
  6. Книги читать — не в ладушки … (играть).

  1. Книга не пряник, а к себе … (манит).

(снимает с дерева самую большую конфету- там мешок конфет).

Шапокляк: - Вот это конфета!!!

Ведущая 1: - Шапокляк, раз ты вместе с детьми все пословицы отгадала, ты тоже получаешь конфету!

-На этом наш праздник «Книжкины именины заканчивается!»

Мы сегодня поздравляем

Всех с днем детской книжки,

Дарит радость пусть она

Девчонкам и мальчишкам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общероссийская акция по безопасности дорожного движения

Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма....

"Дорожный этикет» в рамках Общероссийской Акции «Урок безопасности для детей и родителей» (подготовка детей к ВЕСЕННИМ каникулам)

Представление темы урока, Пособия, которое лежит на столах перед каждым ребенком.Учитель зачитывает название Акции «Урок безопасности для детей и родителей» и сообщает, что в рамках данной Общероссийс...

Третья общероссийская акция «Дарите книги с любовью».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16708098","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","style":"width: 150px; height: 191px; float: right;","width":"327"}}]] ...

Общероссийская акция «Дарите книги с любовью!»

laquo;Всероссийская акция «Подари книгу» в международный день книгодарения....

Общероссийская акция «Уроки безопасности для детей и родителей»

Общероссийская акция «Уроки безопасности для детей и родителей»...

Общероссийская акция «Новый год в каждый дом»

Новый год – время, когда сказка воплощается в реальность. Этому способствуют общее настроение и окружающая обстановка, которую с удовольствием создают и взрослые, и дети. Ведь самый простой и ин...