Картотека № 4
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Кострова Оксана Сериковна

"Тематические задания для детей подготовительной к школе группе по формированию лексико- грамматического строя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_no_4.docx77.64 КБ

Предварительный просмотр:

Составила учитель- логопед : Кострова О.С

Тема: « Овощи»

1

  1. Изменить слова по образцу.

Образец: растет - растут.

Зреет-…, зеленеет-…,спеет-…,цветет-…,краснеет-

…,сажает-…,копает-…,окучивает -.., рыхлит- …, поливает-…, убирает-…

  1. Назови овощные блюда.

Образец: суп из свеклы- свекольный.

Пюре из тыквы- …, из моркови - .., из кабачка - .., из огурца

- …,

суп из щавеля -.., моркови, капусты, гороха, картофеля-.. 3.Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какие?

Образец: капуста - круглая, сочная, сладкая, большая, хрустящая, зеленая, соленая, кислая, квашеная.

Лук-…..,кукуруза -….., помидоры -…

  1. Игра «Посчитай 1-2-5» ( со словами : помидор , кабачок, лук, морковь, свекла, картофель).

Образец: один огурец, два огурца, пять огурцов.

  1. Подумай, как удобнее собирать овощи: морковь - дергают.

Картофель-…, капусту-…, горох-…., свеклу -…., огурцы -

…, кабачок-..

Тема: « Фрукты»

2

  1. Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какие?

Образец: лимон (какой?) - (желтый, сочный, кислый…)

Апельсин -.., мандарин - .., вишня -.., груша - …, яблоко -

….

  1. Ответить на вопросы. Как называется сок?

Из яблок – яблочный, из лимона -…, из винограда -…, из абрикосов -…, из груш -…, из апельсинов - …Как называется варенье?

Из яблок – яблочное, из груш -.., из вишен -…, из малины -.., из персиков -…, из слив -…

  1. Исправь ошибки в предложениях:

Осенью в огороде Витя и Коля посадили огурцы. Ароматные груши созрели на грядках.

Крупный картофель вырос на яблоне.

На лесной поляне зреют сочные помидоры. Ваня помогал папе выкапывать яблоки.

Ребята в лесу набрали полные корзины персиков. Бабушка сварила вкусное варенье из чеснока.

  1. Назови свой любимый фрукт и составь о нем рассказ. Не забудь рассказать о его цвете, форме, вкусе и о том, как его можно употреблять в пищу.

3

Тема: « Осень»

  1. Игра « Найди предлог».

Родители на столе производят с игрушками различные манипуляции, перекладывая их НА, ПОД и В разные

предметы: кубик в коробку, чашечку на креслице, елочку под столик и т.п. Ребенок составляет с каждым

предлогом предложения по наглядной ситуации.

  1. Закончить предложения.

Дождь идет, дожди идут.

Лист падает, листья….,        цветок вянет, цветы…., птица улетает, птицы …, листья падают, лист…..

  1. Ответить на вопросы.

День, когда идет дождь – какой?- дождливый.

День, когда дует ветер- какой? Дождик, который идет

осенью – какой? Погода, когда часто идут дожди - какая? Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая?

Погода, которая бывает осенью – какая?

4

Тема: « Деревья»

  1. Закончи предложения:

Образец: Конь скакал, скакал и наконец прискакал. Путник шел, шел и наконец…Мама мела, мела пол и наконец…Лена грела, грела руки и наконец…Колобок катился, катился и наконец… Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец…. Гуси-лебеди летели, летели и

наконец….

  1. Придумать предложения со словами :плыл - приплыл, просил- выпросил, ехал- приехал, бежал – прибежал, резал

– разрезал, шила – сшила, варила – сварила, читал – прочитал.

3.Упражнение « Скажи, какой?»

Образец: лист с дуба - дубовый.

Лист с клена-….., лист с рябины-…., лист с клена-…., лист ясеня-….., лист с березы-….., лист с каштана-… 4.Составить рассказ по теме « Деревья» с опорой на

схему: Как называется дерево? Какое оно по величине?

Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города? ( Рассказ записать в тетрадь).

5

Тема: « Город» 1.Измени слова так, чтобы они отвечали на вопросы:

какой? какая?

Образец: Площадь в городе - городская.

Площадь в центре города -…, перед вокзалом, перед музеем, перед почтой, перед рынком.

Бульвар, на котором много тени - тенистый, на котором много садов, много кленов, много сирени, много зелени, много цветов..

  1. Закончи предложения, изменяя слово шел.

Саша к дому…Он в подъезд….Саша из подъезда быстро… От дома… Мальчик через дорогу… По мосту… Саша до парка… Он вокруг дерева….

  1. Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопрос - какой?

Образец: театр- большой, красивый, современный, высокий, детский… Город-….,школа-…., магазин-…, здание-…

  1. Расскажи об улице, на которой ты живешь, с помощью вопросов:

*В каком городе ты живешь?

  • На какой улице ты живешь?

*В каком доме ты живешь?

*Что есть на правой и левой сторонах улицы?

  • Какой транспорт есть на улице?

*Есть ли на твоей улице деревья и цветы?

  • Широкая улица или узкая?* Как надо вести себя на улице?

6

Тема: « Транспорт в городе»

  1. Назови только слова, которые обозначают транспорт.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

  1. Объясни, почему так называют:

Самокат- , вездеход- , самосвал- , мусоровоз- , пешеход- , ледокол- ,

самолет- , луноход- , паровоз- , молоковоз- , бензовоз- , цементовоз- .

  1. Перечисли, какие виды транспорта существуют:

Наземный, подземный, воздушный, водный.

  1. Расскажи о транспорте, с помощью вопросов:

К какому виду транспорта относится? Какого цвета?

Какой величины? Из каких частей состоит? Кем управляется? Как используется людьми?

  1. Закончи предложения, изменяя слово ехать. Автомобиль к дому…От дома….За дом….В гараж…Из-за дома…Мимо дома…Вокруг парка…С горы….По мосту через реку…Из города….

7

Тема: « Транспорт»

  1. Назови целое по его частям.

Палуба, парус, якорь. (Корабль)        Хвост, крылья, мотор. Колеса, руль, педали.        Кузов, мотор, кабина.

  1. Назови лишнее слово.

Машинист, шофер, пассажир, пилот. Паровоз, катер, байдарка, теплоход.

Самолет, вертолет, планер, аэропорт. Возница, кучер, ямщик, рулевой.

Автобус, трамвай, метро, троллейбус. Телега, сани, карета, повозка.

  1. Чем отличаются?

Трамвай и троллейбус. Аэродром и порт. Автобус и троллейбус.

Купе и каюта. Пешеход и пассажир. Паровоз и пароход.

  1. Каким транспортом управляет?

Машинист, таксист, водитель, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен, ямщик, вагоновожатый.

  1. Найди и исправь ошибки в предложениях.

Василий быстро крутил педали мотоцикла. Пароход тащил за собой более тридцати вагонов.

Чтобы корабль не сносило течением, надо поднять якорь. По шоссе громко стучали колеса электрички.

Бензин кончился и трамвай остановился.

У старого вертолета на крыльях были красные звезда.

8

Тема: «Домашние животные»

  1. Соедини два слова в одно.

У коровы длинный хвост - она длиннохвостая.

У кролика длинные уши – он…, у лошади длинные ноги - она.., у коров длинные хвосты -.., у козы длинные рога - она…, у ягненка тонкие ног и- он.., у котов длинные усы- они.., у собаки длинная шерсть- она…, у щенка короткие лапы- он.., у быка громкий голос-…., у котенка острые зубы- он…

  1. Составь рассказ о домашнем животном по плану: Как называется животное? Как называют членов семьи (папа, мама и детеныши)? Какие части тела у животного? Чем покрыто все тело? Где живет? Чем питается? Как голос подает? Какую пользу приносит?
  2. Назови только слова, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр. Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

  1. Назови, чей хвост.

Хвост у собаки - собачий.

Хвост у лошади -…, хвост у кошки…, хвост у коровы -…, хвост у барана, хвост у овцы -…, хвост у козы…

9

Тема: « Зимующие птицы» 1.Закончи предложения, изменяя слово лететь.

Голубь в окно…Голубь из окна…Сова к дому…Сова от дома… Дятел вокруг дерева…Дятел с дерева… .Сорока через беседку перелетела.

  1. Назови лишнее слово.

Синица, снегирь, глухарь, воробей. Клест, голубь, сова, тетерев. Сорока, ворона, воробей, дятел.

  1. Расскажи о птице по плану:

Как называется? Где живет? Части тела. Чем оно покрыто? Чем питается? Как поет? Как называют птенцов? Какую пользу приносит?

  1. Скажи, наоборот:

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом). Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш). Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой). Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон). Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Обогреватель (или печка) ( сумка, пылесос, вентилятор, утюг).

10

Тема: « Дикие животные»

  1. Назови, чей хвост.

Хвост у медведя - медвежий.

У лисы --, у зайца -.., у кабана -.., у волка-.., у белки-.., у

оленя-.., у ежа-…, у бобра-…, у рыси-.., у барсука-.., у крота-…, у лося-…

  1. Назови лишнее животное.

Заяц, медведь, белка, мышь. Олень, лиса, заяц, лось.

Олень с олененком, заяц с зайчонком, волк, лиса с лисенком.

  1. Составь рассказ о диком животном по плану:

Как называется животное? Как называют членов семьи (папа, мама и детеныши)? Какие части тела у животного? Чем покрыто все тело? Где живет? Чем питается? Как голос подает? Какую пользу приносит? 4.Выбрать из 3 слов 2 слова- « неприятеля».

Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. Покупать, продавать, брать. Короткий, маленький,

длинный. Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.

11

  1. Назови лишнее слово:*

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч; Стол, шкаф, ковер, кресло, диван; Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

Лошадь, корова, олень, баран, свинья; Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл; Зима, апрель, весна, осень, лето;

Мама, подруга, папа, сын, бабушка; Море, озеро, река, мост, пруд;

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник; Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков; Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

  1. Игра « Пара к паре» (подобрать слова по аналогии, нужное слово подчеркнуть).

Огурец- овощ, ромашка (земля, цветок, клумба). Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы - время, градусник (кровать, температура, окно). Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковер). Молоток – гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом (забор, кирпичи, лестница). Стул – дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно – дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон – ухо, телевизор (радио, антенна, глаз). Шапка- голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть – овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь – молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска). Ручка – пенал, тетрадь (книга, парта, портфель). Кошка- котенок, курица (утка, петух, цыпленок). Трамвай – троллейбус, стол (книга, кресло, дерево). Курица- петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина – шофер, самолет (машинист, летчик, небо). Чтение – буква, счет (задача, число, вопрос).

12

  1. Назови только слова, которые обозначают домашних животных.*

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр. Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

  1. Назови только слова, которые обозначают транспорт.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

  1. Выбери правильный ответ.

В году месяцев(7,12,16,24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда). У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы). Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

13

1. Догадайся, каким будет четвертое слово:

Гвоздь- молоток, шуруп… Дом – крыша, книга… Квадрат – куб, круг… Птица – яйцо, растение…

Хорошо - лучше, медленно… Огонь- пожар, вода…

Зерно- амбар, деньги… Электричество- выключатель, вода… Одежда -голый, обувь…

Школа- обучение, больница… Человек- ребенок, собака… Резина- шина, сталь..

Птица- гнездо, человек… Пальто- пуговица, ботинок… Утро- ночь, зима…

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя,

медленнее, наводнение( потоп), кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

4.Отгадай предмет по названию его частей.

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

14

Тема: «Домашние птицы»

  1. Назови: чья голова, чье перо, чей хвост, чьи лапы.

У курицы: голова - куриная, перо - куриное, хвост - куриный, лапы - куриные

У петуха……, у индюка……, у гуся…., у утки….

  1. Соедини два слова в одно.

У петуха длинный хвост - он длиннохвостый.

У петуха громкий голос….., у петуха длинный хвост…, у гусыни длинная шея…., у гусыни короткий хвост…., у

гусыни красные лапы…., у гусыни длинные крылья…, у петуха красная борода…

  1. Придумай рассказ о курице по плану:

Где живет? Чем питается? Как называют родителей? Как называют птенцов? Из каких частей состоит тело? Как голос подает? Какую пользу приносит?

  1. Исправь ошибки:

Маленькие цыплята плавают в пруду. Каждое утро громко кукарекает серый гусь. Важный петух высиживает яйца.

У утки красивый красный гребешок и бородка.

  1. Скажи наоборот:

Слон большой, а комар…; камень тяжелый, а пушинка…; золушка добрая, а мачеха…; зимой погода холодная, а летом…;сахар сладкий, а горчица…;дерево высокое, а

куст…, дедушка старый, а внук…; суп горячий, а компот..; сажа черная, а сметана…; лев смелый, а заяц…

15

Тема: « Посуда»

  1. Скажи наоборот:

Молоко жидкое, а сметана…; река широкая, а ручеек…; работать трудно, а отдыхать; днем светло, а ночью…; сегодня мне весело, а вчера было…; заяц скачет быстро, а

черепаха ползает…; кричат громко, а шепчут…; я больна, но скоро буду…; я живу близко от реки, а мой друг …

  1. «Ждем гостей».

Посуда для салата - салатница.

Посуда для супа -…, посуда для хлеба-…, посуда для соуса-

…, посуда для масла-…, посуда для конфет-…, посуда для молока-…, посуда для

сухарей-…..

  1. Расскажи, из каких материалов делают посуду:

Посуда из дерева - деревянная

Из пластмассы -…, из бумаги-…., из чугуна-…, из стекла-

…, из металла-…, из глины-…, из фарфора-…

  1. Сотавь рассказ о посуде с помощью вопросов:

К какому виду посуды относится? Какого цвета? Какой формы ? Какого размера? Из каких частей состоит? Из какого материала изготовлено? Как используется в

хозяйстве?

16

  1. Скажи наоборот:

День – ночь.

Восход-…; добро-…; друг-…; грязь-…; правда-…; радость-

…; выдох-..; великан-…; богач-…; трусость-…; войти-…; говорить-…; взял-…; нашел-…; потерял-…;забыл-…; насорил-…; одеваться-…; помогать-…; смеяться-…; залетать-…; закрывать-…; включать-.., входить-…; выходить-…;заснуть-…; хвалить-…; разрешать-…

  1. « Повар». Что можно приготовить из продуктов, которые названы.

Грибы - грибной суп.

Лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земляника, брусника, молоко, овсяные хлопья.

  1. Соедини два слова в одно:

Кофе варят( в чем?) в кофеварке. Кофе мелют ( в чем?)…Мясо рубят ( в чем? )…

Сок выжимают (в чем?) На пару варят (в чем?)… Яйца варят (в чем?)…

17

Тема: « Мебель. Квартира»

  1. Скажи наоборот:

Большой - маленький.

Белый -…; высокий-…; веселый-…;темный-…; горький-…; добрый-…; здоровый- …; новый-…; молодой-…; острый-

…; толстый-…; широкий-…; сухой-…; смелый-…;

твердый-…; чистый-…; яркий-…; красивый-…; хороший-

…; близко-…; редко-…; медленно-…; рано-…; темно-…; низко-…; легко-…; можно-…; трудно-…; радостно-…; много-…; плохо-…; сухо-…; широко-…; ярко-…; высоко-…; чисто-…; мокро-…; светло-…; быстро-…

  1. Опиши предметы мебели с помощью вопросов: Что это? Из каких частей состоит? Из какого материала сделано? Как используется в хозяйстве? Для какой комнаты предназначено? Какого цвета? Какой

формы? Какой по величине?

  1. Расскажи, из каких материалов делают мебель: Мебель из дерева – деревянная, из пластмассы-…, из пластика-…, из стела-…, из металла-…, из соломы-…, обивка из кожи--…, из велюра-…
  2. Измени слова с помощью приставок: ПО-        ЗА- ПЕРЕ-

Ставить-…, двигать-…, вешать-…,стелить-….

ЗА- ПРИ- ПОД-

Рисовать-…, вешать-…, ставить-…, брать-…

18

  1. Выбрать из 3 слов 2 слова - « приятеля».

Дом, солдат, маршал. Конь, собака, лошадь. Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый. Веселый, крепкий, прочный. Слабый, неловкий, неуклюжий. Большой, красивый, огромный. Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать. Торопиться, спешить, ползти.

  1. Придумать слова - «приятели» к данным словам:

Здание -(Дом).

Хворостина-.., печаль-…, конь-.., солдат-…, Отчизна-.., приятель-…, идти-.., льется-…, глядеть-…, торопиться-

…, крошечный-…, смелый-…, прежде-…

Слова для справок: прут, грусть, лошадь, боец, Родина, друг, шагать, течет, смотреть, спешить, маленький,

храбрый, раньше.

  1. На что похоже?

Белый снег похож на..(что?)

Синий лед похож на…, густой туман похож на…, чистый дождь похож на…, блестящая на солнце паутина похожа на..

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

  1. Закончи предложение:

Земля покрыта снегом, как….; Лед блестит у берега,

как…….; Туман стелется над озером, как…..; Дождинки текут по лицу, как….

19

  1. « Что из чего сделано?»

Стакан из стекла - стеклянный, сковорода из чугуна-…, ложка из дерева -…, нож из металла -…, ведро из железа-

…, ваза из хрусталя-…, чашка из фарфора-…, платье из шелка-…, коробка из картона-…, шарф из шерсти-…,

булка из пшеницы-…., хлеб из ржи- ..., варенье из вишни-…, дорога из песка-…, сумка из кожи-…, мяч из резины-

…,шуба из меха-…, крыша из соломы-…, игрушка из

пластмассы-…, шарик из пластилина-…,труба из кирпича-

…, подушка из пуха-…, одеяло из ваты-…, салфетка из

бумаги-…, сарафан из ситца-…,кувшин из глины-…,погреб из камня-….

  1. Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, горе;

Боль, большой, больница; Водить, вода, водный; Лес, лесник, лестница; Море, морщины, морской; Беседа, беседка, соседка.

  1. Объясни, почему так называется:

Рыболов (рыбу ловит), листопад…, пчеловод…., ледоход…., землекоп…,

Пешеход…, лесоруб…, трубочист…

20

  1. Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит - ( снегоочиститель), канавы копает -…, трубы укладывает-…, возит с помощью электричества -

…, быстро ходит -…, сам ходит-…, землю роет-…

  1. « Исправь ошибки».

Дым валит с трубы.

Кастрюлю сняли из плиты. Папа достал книги из полки. Бабушка приехала с деревни. Шубу сняли из вешалки.

Мама пришла с магазина. Птенец выпал с гнезда.

Дети вернулись из дачи.

  1. « Что под чем (под кем)?»

Голова- шляпа (голова под шляпой).

Зеркало- полка; крот- земля; батарея- окно; люстра- стол; мыши- пол; тапки- стул; шкаф- коробка; куст- заяц; метро- земля; стол- ноги; гусеница- листик.

21

  1. « Прятки».

Попугай спрятался за занавеску - он выглядывает из-за занавески.

Корова спряталась за сарай-… Лошадь спряталась за конюшню-… Собака спряталась за конуру -…

кошка спряталась за диван-…

Свинья спряталась за свинарник-… Коза спряталась за дерево-….

  1. « Подумай и назови».

Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. Если на улице холодно, то день…

Если на улице шум, то улица…

Если человеку сопутствует удача, то человек… Если у человека талант, то человек…

Если весь день идет дождь, то день…

Если корова приносит людям пользу, то корова… Если у человека есть здоровье, то человек….

22

  1. «Сорока- воровка».

Собака спрятала кость под крыльцо, а сорока утащила ее из - под крыльца.

Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока… Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока… Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока… Корова спрятала траву под телегой, а сорока…

Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока…

  1. Расскажи о перелетной птице по плану:

Как называется?

Где живет? Части тела. Чем оно покрыто? Чем питается? Как поет? Как называют птенцов? Какую пользу приносит?

  1. «Подумай и составь сочетание из слов».

Зима и месяц - зимний месяц.

Осень и дождь….; май и праздник…, ночь и патруль…,

день и сон., лето и отдых…, море и берег…, библиотека и книга…, берег и охрана…, утро и ветерок…, зима и лес…., больница и халат…, март и капель……

23

  1. « Скажи наоборот».

Кошка спала под столом - кошка вылезла из- под стола. Лодка плыла под мостом-…

Коробку вытащили из- под шкафа-.. Клубок закатился под шкаф-…

Заяц выскочил из-под куста-… Котенок залез под кровать-…

  1. « Назови правильно».

Как назвать ученика за ум? Умный. Как назвать борца за силу?..

Как назвать « волшебное царство» за сон?... Как назвать песню, если она вызывает тоску?... Как назвать ворону за крик?...

Как назвать клоуна, если он вызывает смех?... Как назвать фильм, если он вызывает скуку?....

Как назвать мальчика за драку?...

Как сказать про носок, если он с дыркой?...

Как назвать девочку, если у нее кудри?...

Как назвать человека, если он делает добро?...

24

  1. « Исправь ошибки».

Красивая ваза стоит по столе. У небе светит солнце.

Машина остановилась в дома. По коробке лежат

конфеты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья. Кошка вылезает под шкафа. На городом

кружился снег. Собака сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Дети вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны. Дети катались на лыжи. Посуду достали из буфету. Ребята ехали в автобусы. Яблоки лежат в корзинка. Котенок сидел за коробках. Катю

послали за конфеты. Собака побежала за дети. Над чайник поднимается пар. На трубы вьется дым.

  1. « Придумай предложение».

В шкафу - В шкафу лежат книги.

В кино, к дому, с бабушкой, на столе, на машине, под

кроватью, из чашки, с полки, с вареньем, за сараем, из-за угла, из-под стула, около школы, между деревьями.

25

  1. « Потерянное слово».

Дети катались… лодке - Дети катались на лодке. Картина висит… стене. Цветы растут… клумбе. Кот спит…диване. Лягушки живут…пруду. Продукты

покупают…магазине. Одежду вешают… шкаф. Белье лежит… шкафу. Грибы растут…лесу, а клюква… болоте. Дети пошли… реку и купались…реке.

  1. « Подбери слова».

Свежий ( хлеб, ветер, воздух, огурец). Старый…, свежая…, старая….

Слова для справок: дом, пень, человек, волк, новость, рыба, газета булка, мебель, сказка, лошадь, книга).

  1. « Продолжи».

Ребенок подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд: Яблоко, слива…

Огурец лук… Заяц, лиса…

Трамвай, автобус… Юбка, рубашка….

Корова, собака Сапоги, туфли… Кукла, юла…

Молоток, рубанок…

26

  1. Игра «Сравни».

Бегемот сильный, а слон сильнее. Кофта теплая, а шуба…

Ручей широкий, а река… Клюква кислая, а лимон…

Кусты высокие, а деревья… Осенью ночи темные, а зимой.. Пирог вкусный, а торт..

Конфета сладкая, а мед… Червяк длинный, а змея.. Ветка тонкая, а прутик..

Машина едет быстро, а поезд…

  1. Игра « Подумай и составь сочетание из слов».

Зима и месяц - зимний месяц. Осень и дождь-

Май и праздник- Ночь и патруль- День и сон- Лето и отдых- Море и берег-

Библиотека и книга- Берег и охрана- Утро и ветерок-

Зима и лес- Больница и халат- Март и капель-

27

  1. Игра « Мастера - умельцы».

Платок из пуха - пуховый платок.

Шкаф из дуба -, стол из березы -, шуба из меха-, суп из гороха-, ваза из фарфора-, сапоги из резины-, игрушка из пластмассы-, варенье из вишни-, платье из ситца-,

приправа из перца-, одеяло из ваты-, сковорода из чугуна-, печь из кирпича-, сумка из кожи-, кольцо из серебра-,

свитер из шерсти -

  1. Игра « Ждем гостей».

Посуда для салата - салатница Посуда для супа-

Посуда для хлеба- Посуда для соуса- Посуда для масла- Посуда для конфет- Посуда для молока- Посуда для сухарей-

28

  1. Игра « Кто где живет?».

Собака живет в конуре.

Белка живет в.., лиса живет в.., ежик живет в .., медведь зимует в.., мышка живет в.., лошади живут в.., корова живет в.., свиньи живут в…,телята живут в.., кролики живут в …

  1. Назвать общую часть слов- «родственников».

Зимушка, зимовать, зимний;        животное, живет, живой; пасет, пастух, пастушка;        печка, печник, испечь;

дворик, дворник, дворовый;        корма, кормить, кормление; сорить, мусор, насорить;        звонить, звонок, звонкий;

дуб, дубок, дубовый;        голос, голосистый, голосить; дом, домик, домашний;        ходить, ходок, поход;

пылинка, пыльный, запылить;        пляска, плясовая, плясать

  1. Игра « Создай новое слово».

Черные глаза - черноглазый;

Голубые глаза-        ; зеленые глаза-.        .; длинный нос-..; широкий лоб.., острый ум-..; большие глаза-..; карие глаза-

..; тонкие брови-…, белые зубы-.., короткий хвост-…

29

  1. Вспомни 8-10 названий инструментов.

  1. Игра « Из чего - какой»?

Из чугуна – чугунный; из металла -…,из бумаги-…, из стали-…., из резины-…, из камня-…, из серебра-…, из

пластика-…, из золота-…., из дуба-…, из синтетики-…, из глины-…, из полиэтилена-…, из кожи-…, из шерсти-…, из меха-…,из пластмассы-…, из стекла-..

  1. Игра « Что лишнее и почему»? Иголка, шелк, ножницы, наперсток. Топор, дрова, пила, рубанок.

Грабли, яма, лопата.

Синий, меховой, кожаный.

  1. Игра « Сосчитай до пяти».

Один острый нож, два острых ножа….пять острых ножей.

Одни длинные ножницы….,один металлический наперсток…., одна железная гайка…

30

  1. Закончи предложения по образцу.

Образец: Шнурок длинный, а пояс еще длиннее.

Пальто теплое, а шуба еще…, платье легкое, а сарафан еще…, кофта мягкая, а халат еще…,колготки тонкие, а чулки еще…, ботинки тяжелые, а сапоги еще..

  1. Игра «Скажи наоборот».

Образец: надевать-снимать.

Раздевать-…, застегивать-…, обувать-…, завязывать-…, зашнуровывать-…, повесить-…, высушить-…, купить-…

  1. Игра «Назови, какая» (из какого материала сделана?).

Образец: Шапка из меха – меховая.

Шапка из шерсти -…., кепка из кожи -…, панама из ситца -

…, платок из кожи -…, шаль из пуха -…, шляпа из соломы

-…, шляпа из фетра -…, шапка из меха кролика – кроличья, шапка из меха лисы -…, из норки-…

4.Игра «1-2-5».

Образец: Одна шляпа-две шляпы - пять шляп.

(Со словами: тюбетейка, пилотка, каска, кепка, платок, панама, шаль, фуражка, косынка, берет, колпак, шлем).

31

  1. Как называется человек, который:

Летает на вертолете – вертолетчик;

Ездит на танке -…, служит в пехоте -…, прыгает с

парашютом-…, служит на подводной лодке-…, охраняет границу-…, управляет самолетом -…, служит в кавалерии -

…, приготовил ракету - …, к пулемету припал -…, наводит оружье-…, обстановку разведал -…

  1. Кто (что) лишний и почему?

Зенитчик, ракетчик, теннисист, пулеметчик Генерал, автомат, майор, сержант.

Снайпер, сапер, артист, танкист. Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

  1. Сосчитай до пяти со словами:

Металлическая каска -…., смелый танкист -…., раненый боец -…, сильный боец -…, отважный солдат -…, легкий танк -…, подводная лодка -…

  1. Продолжи рассказ:

Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака….

32

  1. Игра « Повар»:

Варенье из слив – сливовое, сок из слив - сливовый.

Варенье из клубники -…, из яблок-…, из земляники-…,из груш-…,из смородины-…,сок из лимонов-…,из абрикосов-

…,из мандаринов-…,из апельсинов…, компот из малины-

…, из клюквы -…, из черники-…,котлета из капусты - капустная, из моркови-…, из свеклы-…, из картофеля-

…,салат из огурцов-….,суп из гороха-…, суп из грибов-…

Следите за четким произнесением окончаний в словах.

  1. Игра « Чей (лист) ветка?»:

Ветка ели - еловая, ветка сосны…-, ветка дуба -…, ветка тополя-…, ветка березы-…, ветка осины-…,ветка яблони-

…, ветка рябины-…, ветка клена-…, ветка ивы-…

Лист дуба- дубовый, лист тополя-…, лист березы-…., лист осины-…, лист яблони-…, лист рябины-…, лист клена-…, лист осины-…

33

  1. Игра « Чей? Чья? Чье?»

У кошки - хвост кошачий, голова кошачья, ухо кошачье. У собаки – хвост собачий, голова….., ухо…., у лошади- хвост лошадиный, голов…., ухо…., у козы – хвост козий , голова…., ухо….,у лисы- хвост лисий, голова-…, ухо…, у волка – хвост волчий-…, голова…., ухо-…., у белки- хвост беличий, голова…, ухо…., у утки - хвост утиный, у

петуха…., у курицы…., у синицы…, у вороны…, у

сороки…, у совы…, у снегиря…, у воробья…, у гуся… Следите за окончаниями ( особое внимание уделите среднему роду: кошачье, собачье ит.д.).

  1. Игра « Назови детенышей».

У волка - волчата, у белки -…, у кабана…, у ежа…, у

медведя…, у лисы…., у коровы…, у лошади -.., у козы…, у овцы…, у собаки…, у кошки…, у бобра…, у барсука…,у

свиньи…

34

  1. Игра «Четвертый лишний» ( уметь выделить и объяснить).

Клубника, земляника, боровик, клюква.

Сыроежка, смородина, черника, брусника. Опенок, лисичка, сыроежка, мухомор.

Клюква, смородина, брусника, черника. Огурец, кабачок, яблоко, морковь.

Апельсин, мандарин, редис, груша. Береза, сосна, клен, дуб.

Сосна, ель, рябина, лиственница.

Самолет, молоковоз, автобус, грузовик. Лодка, катер, поезд, пароход, байдарка.

Пожарная машина, скорая помощь, электротехническая машина, велосипед.

  1. Игра « Посчитай 1,2,5»:

один крупный боровик, два крупных боровика, пять крупных боровиков.

одна рыжая лисичка….,одна спелая клубника…,одна желтогрудая синица…,один тонконогий ягненок…, один громкоголосый щенок…, одна быстроходная лодка…, одна березовая ветка…, один рябиновый лист…

Следите за окончаниями.

35

  1. Игра «Четвертый лишний» ( уметь выделить и объяснить):

Шапка, шляпа, платье, бейсболка. Брюки, берет, свитер, куртка.

Ботинки, валенки, перчатки, тапочки. Тюльпан, роза, василек, астра.

Колокольчик, василек, одуванчик, гвоздика. Баран, бык, коза, конь.

Собака, свинья, осел, лошадь.

Козлята, щенята, верблюжата, осленок. Дятел, сова, филин, соловей.

  1. Игра « Из чего - что?»:

куртка из кожи - (какая?) кожаная, платье из шелка- (какое?) шелковое., юбка из шерсти-…, шуба из меха…,

сапоги из резины…,одежда из ситца…, из трикотажа…, из байки…, из льна…, из шелка…, из драпа…, из пуха…, из шерсти….;

варенье из слив- сливовое, из яблок…, из груш…, сок из

смородины…, сок из апельсина…, сок из лимона…, суп из фасоли…, суп из щавеля…, суп из грибов…, пюре из

картофеля…, пюре из моркови…, пюре из кабачка…

36

ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

  1. Расскажи, какая бывает посуда (классификация предметов посуды).

Подсказка: чайная, столовая, кухонная, кофейная.

  1. Сосчитай предметы посуды:

Одна голубая чашка-две голубые чашки - три…-четыре- пять голубых чашек).Чугунная сковорода, фарфоровая

чашка, металлический чайник , хрустальный бокал. 3.Расскажи, к каким группам относятся продукты ( классификация продуктов).

Подсказка: мучные, молочные, мясные, рыбные.

  1. Назови, в какой посуде хранятся продукты.

В сухарнице - сухари. Сахар -…., соль -…, соус -…, торт -

…, селедка -…, масло -…, фрукты-…, хлеб -…, конфеты -

…, салат -…

  1. Назови блюда.

Суп с мясом- мясной. Желе из фруктов-…., желе из яблок -

…, желе из шоколада -…, каша из гречневой крупы -…., из манной крупы -…, из пшенной крупы-…, из перловой

крупы -…, из геркулесовой крупы -…, из рисовой крупы -

..,суп с грибами -…, суп с курицей -…, суп с рыбой-…, суп с овощами -…, йогурт из бананов -…, йогурт их яблок -…, йогурт из апельсинов -…, йогурт из клубники -…, йогурт из груш -…

  1. Объясни, почему так называется:

Кофеварка ( кофе варят), кофемолка….., мясорубка…., соковыжималка…., пароварка…., яйцеварка…..

37

  1. «Сосчитай до пяти».

Один искусственный спутник, два искусственных спутника…пять искусственных спутников.

Одна большая звезда… Одно яркое созвездие…

Одна космическая станция…

  1. «Скажи наоборот».

Далеко - близко, высоко-…, улететь-…, взлетать-…, темно-…,ярко-…,тесно-…

  1. Какое слово не подходит?

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться.

38

  1. Игра «Сосчитай до пяти».

Один маленький подснежник, два маленьких подснежника….пять        маленьких        подснежников. Один звонкий ручеек…

Одна душистая мимоза… Одно ветвистое дерево… Следите за окончаниями.

  1. Игра « Один - много».

Один месяц - много месяцев, одна проталина – много проталин, одна лужа – много луж, один ручей – много ручьев, одна льдина – много льдин, один луч – много лучей, одно дерево – много деревьев.

  1. Игра «Назови ласково».

Комар- комарик, паук …, гусеница…, пчела…, жук…,гнездо…, кукушка…, соловей…, скворец….

  1. Кто лишний и почему? Ласточка, бабочка, журавль, цапля. Грач, воробей, скворец, дрозд.

Пчела, муха, цапля, бабочка. Жук, бабочка, птенец, кузнечик.

Воробей, ворона, ласточка, снегирь. Петух, курица, соловей, утка.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!
  2. Лалаева        Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи        у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
  3. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи 6 конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  4. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий, 12 альбомов. -М: АРКТИ,2005.
  5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет ОНР, 4 альбома. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  6. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник игр и упражнений для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
  7. В. А. Ковшиков «Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных» - Спб: «КАРО», 2006
  8. . Н. В. Нищева Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР – Спб: «Детство- пресс», 2010
  9. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» конспекты фронтальных занятий в 3-х частях – М: «Гном», 2010 10.О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» конспекты фронтальных занятий в 3-х частях – М: «Гном», 2010 11.Н.Е. Арбековой. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.

12.Пожиленко Е.А.Энциклопедия развития. 13.Е.М.Косинова Лексические тетради № 1,2,3. 14.Т.В.Пятница Лексика+ Грамматика часть 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...