Развитие фонетического слуха детей
учебно-методический материал по логопедии

Ключникова Ольга Сергеевна

 

Фонематический слух — способность различать звуковой состав слова — необходим для следующего:

  • правильное воспроизведение услышанных слов;
  • освоение письменной речи;
  • изучение иностранного языка.

 

Речь состоит из кратких элементов, называемых фонемами. Умение распознавать их в разговоре без визуализации букв называется речевым слухом.

Хотя этот термин переводится с древнегреческого как «звук», смысл его отличается. Например, в слове «ягода» «я» — звуковая модель, но она состоит из двух звуков: «й» и «а».

Для одной и той же буквы или одного и того же звука в зависимости от говора могут применяться разные фонемы. Например, звук «г» в одних регионах произносится как взрывной, четко, в других — мягко, с призвуком «х». Взрослый человек распознает звуковую структуру, не задумываясь. Ребенку же структурировать непрерывный речевой поток поначалу сложно.

Необходимость развития

При обучении грамоте дети также прибегают к звуковому анализу, соответственно, можно говорить о необходимости речевого слуха и для чтения.

При нарушении фонематического восприятия у ребенка наблюдается задержка в речевом развитии. Дети испытывают затруднения при формулировании высказывания, сверстники их плохо понимают, следствием чего становится дефицит общения.

Как формируется способность

В большинстве случаев речевой слух ребенок развивает самостоятельно, слушая речь взрослых. Этому особенно способствуют пение песен, рассказывание сказок, беседы.

Если же у ребенка старше 2 лет наблюдается отставание в развитии речевого слуха, обращаются к логопеду. Тот проводит диагностику и подбирает упражнения для того, чтобы обучаемый в ходе тренировок один за другим освоил следующие навыки:

  1. Распознавание заданного звука в словах.
  2. Выделение голосом первого звука.
  3. Подбор слов, начинающихся на определенную гласную.
  4. Узнавание крайних звуков в слове. Начинают с последнего, как наиболее простого. Потом переходят к первому.
  5. Произношение слова по звукам. Начинают с коротких, затем осваивают все более длинные.
  6. Определение места звука среди соседних.

Пункты 1 и 2 доступны для самостоятельного освоения ребенком, прочие изучаются только с преподавателем.

Приведенный перечень навыков называют фонематическим восприятием. Это составляющая фонематического слуха. Сам же слух у ребенка развивается в следующем порядке:

  1. В 1-2 месяца он пытается воспроизводить звуки окружающего мира.
  2. Позже учится различать и пытается повторить интонации, проговаривает гласные звуки и их сочетания.
  3. Следующий этап — ребенок обращает внимание на ритмический рисунок слова.
  4. В годовалом возрасте слово ассоциируется с предметом или действием и воспринимается как неделимая звуковая единица.

Анализ осуществляется за счет врожденных навыков. Способность обучаться осознанно наблюдается у детей 5 лет.

После полутора лет темпы развития фонематического слуха и восприятия резко ускоряются. В этот период особенно важно помочь ребенку побыстрее освоить устную речь.

Рекомендации следующие:

  1. Больше говорить, даже если у ребенка пока не получается или нет желания отвечать. Не скупясь на слова, описывать и комментировать все, что вызывает интерес ребенка.
  2. Не применять в разговоре с ребенком «детские» слова наподобие «бибики». Необходимо подавать пример правильной, грамотной речи.
  3. Инициировать игры, развивающие устную речь. Можно просто изобразить персонажей пальцами и разыграть какую-нибудь сценку, например покупку чего-то в магазине.
  4. Читать книжки, учить наизусть короткие детские шуточные стишки.

Те дети, с которыми занимались подобным образом, существенно опережают прочих не только в речевых навыках, но и в решении логических задач различного уровня.

В чем выражаются нарушения

О неразвитом фонематическом слухе свидетельствуют такие симптомы:

  1. Ребенок искажает слова. Например, слово «обезьяна» он воспроизводит как «зябана», «бутерброд» — как «дубибод» и т.д.
  2. Путает глухой согласный с парным звонким, и наоборот.
  3. Не проговаривает отдельные слоги в словах.
  4. Не использует в речи предлоги либо путает их с похожими, например «над» и «на», «в» и «во».
  5. Путает похожие по звучанию слова, например «дом» и «том», «лук» и «люк».

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

  • отсутствие способности писать и читать;
  • низкая скорость чтения и письма;
  • неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.

Своевременное выявление проблем с развитием речевого слуха и мероприятия по устранению отставания чрезвычайно важны.

Работа с проблемными детьми

Занятия по развитию речевого слуха в основном проводятся в игровой форме. Игры на развитие фонематического слуха достаточно просты. Поэтому не только логопед, но и родители могут активно содействовать развитию ребенка.

Развитие слуха для самых маленьких

С ребенком выполняют такие упражнения:

  1. «Громко-тихо». Дети идут по кругу под исполняемую на музыкальном инструменте мелодию, выполняя условие: во время громкой игры становятся на цыпочки, при тихих звуках — присаживаются на корточки и передвигаются гусиным шагом. Условия игры и музыку с каждым занятием меняют.
  2. «Высоко-низко». Принцип тот же, только распознаются низкие тона (бас, барабан) и высокие.
  3. «Повтори за учителем». Логопед произносит слова и короткие фразы, варьируя интенсивность звука. Задача ребенка — повторить сказанное с той же громкостью.

Слова подбираются с наиболее труднопроизносимыми для данного ребенка звуками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_sluhovogo_apparata.docx125.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           https://papik.pro/uploads/posts/2023-02/1675976896_papik-pro-p-organ-slukha-risunok-39.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ к непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к зайчатам» (Развитие фонетического слуха)

Самоанализ к непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию “В гости к зайчатам” (Развитие фонетического слуха).Конспект НОД составлен в соответствии с программой ДОУ, цели – з...

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста....

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста....

Методическая разработка "Игровые приемы для развития фонетического слуха и автоматизации поставленного звука у детей с ФФНР"

В методической разработке демонстрируются приемы для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р. У ребенка развивается навык звукового анализа, необходимый для овладения чтением....

Развитие фонетического слуха у детей с ТНР

Развитие фонетического слуха...

Развитие фонетического слуха у детей раннего возраста

Развитие фонетического слуха у детей раннего возраста...