Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Игра «Придумай слово» Игра «Поймай звук» Игра «Найди звук» Игра «О чём говорит улица?» Игра «Где спрятался звук?» Игра «Послушай, повтори» Игра «Где позвонили?» Игра «Дятел» Игра «Угадай, кто это?» Вот лягушка по дорожке
Игра «Подними флажок» Игра «Найди свою букву» Игра «Построй пирамидку» Игра «Волшебный паровозик» Игра «Кубик» Игра «Где нужный звук?» Игра «Клубочки – моточки» Игра "Клубочек" Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук. Игра «Попугайчики» Игра «Озорные бубенцы» Игра «Поймай слово» Игра «Разбросай слово» Игра «Крестики – нолики»
Игра «Слог сбежал» Игра «Цветные фишки» Игра «Подушечка и кирпич» Игра «Какое слово получилось» Игра «Цепи-цепи-кованы» Игра «Чудесный мешочек» Игра «Сколько звуков» Игра «Будь внимателен» Игра «Рыболов» Игра «Отгадай загадку» Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке. Игра «Тихо – громко говори» Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко. Игра «Назови одинаковый звук в словах» Игра «Отвечай – не торопясь»
Игра «Поймай слово» Игра «Разбросай слово» Игра «Прохлопай как я» Игра «Эхо» 1 Игра «Эхо» 2 Игра «Паучок» На невидимой тропинке Проверьте, как ребенок может делить слова на слоги.
Игра «Весёлый бубен» Игра «Веселые квадратики" Игра «Поймай гласный /согласный" Игра «Малыш" Игра «Твердое и мягкое" Игра «Живые звуки" Игра «Отгадай слово» («Собери слово») Игра «Путаница» («Найди ошибку») Игра «Назови по-порядку» (мяч) Игра «Улиткины дорожки» Игра «Звуковые дорожки» Игра «Придумай слово» Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова. Игра «Домики для слов» Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа. . . | Игры для детей Игра «Придумай слово» Игра «Поймай звук» Игра «Общий звук» Игра «Отгадай, что звучит» Игра «Разговор шёпотом» Игра «Кто больше?» Игра «Убежал звук» Например: (.пельсин, .нанас) Игра «Картинке – своё место» Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»? Игра «Назови одинаковый звук в словах» Игра «Назови первый звук в слове. Игра «Хлопни, как я» Игра «Далеко – близко» Игра «Кто летит?» Игра «Отвечай – не торопясь»
Игра «Лови звук» Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Игра «Два прихлопа - три притопа» Игра «Паучок» Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы. Проверим, как вы можете делить слова на слоги.
Игра «Найди звук» Игра «Цепочка из слов» Игра «Квартирка звука» Игра «Внимательные глазки» Игра «Отгадай и назови звуки» Игра «Подружи звуки» Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам: [м],
Игра «Послушай и назови нужное слово» Игра «Шутки-минутки» Хвост с узорами, Игра «Исправь Незнайкины ошибки» А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы: Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук? Сколько слогов в слове кошка (корова)? Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных. Игра «Хлопни-топни» Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой. Игра «Рисуем ритмы»
Игра «Попугай» Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п. Игра «Звук убежал» Игра «Слог убежал»
Игра «Цепочка» Игра «Слова» (см. «Цепочка») Свяжем мы из слов цепочку, Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…). Игра «Первый и последний» Игра «Звук на место» Игра «Где наш дом?» Игра «Считаем звуки» Игра «Сколько слогов?» Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа. Усложнение. Дети должны построиться в том порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает соответствующий материал) Игра «Какой звук спрятался в букве?» Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
. |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр для старшей группы ДОУ
Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).
Цель:
- развивать мелкую моторику рук для развития речи детей
дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- активизировать словарь в процессе расширения об окружающем
мире в соответствии с лексической темой;
- развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости;
- создание эмоционального положительного настроя.
ВАРЕНЬЕ
Заходите дети в сад:
(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)
Тут крыжовник,
(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)
виноград.
(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)
А в лесу растут черника,
Земляника и брусника.
(Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)
Варит бабушка варенье -
(Размешиваем варенье в кастрюле)
Будет внукам угощение.
(Протягиваем ладони вперед)
ОВЕЧКА И КОЗА
Кучерявая овечка
(Показать «кудряшки» на голове).
Переходит через речку.
(«Идем» указательным и средним пальцем)
Щуря желтые глаза,
(Прищурить глаза).
Ей навстречу шла коза.
(Показываем «рога»)
- Не пущу тебя, овечка,
(Наклонить голову с «рогами» вперед)
Не пройдешь ты через реку!
(Погрозить указательным пальцем)
Лошадь мимо проходила
(Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)
И овечку пропустила.
(Руки отвели в сторону — жест, обозначающий: «Пропускаю»)
В ЛЕСУ
- Мальчик с пальчик, где ты был?
(4 раза сгибать большой палец левой руки.)
- Долго по лесу бродил!
(4 раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до
друга)
Раз, два, три, четыре, пять
(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)
Начинай опять считать
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочередное касание)
Мы закончили считать.
(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)
ОБУВЬ
Почитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(Попеременно хлопки ладонями
и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(На каждое название обуви, загибают по одному пальчику, начиная с большого)
РЫБКА
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова показать, как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла,
(Сделать хватательное движение двумя руками).
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Показать, как рыбка плавает)
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Как у нас семья большая
Да веселая:
(Хлопки в ладоши и удары попеременно)
Два у лавки стоят,
(Загнуть большие пальцы)
Два учиться хотят,
(Загнуть указательные пальцы)
Два Степана у сметаны — объедаются.
(Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки - питаются.
(Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке — качаются.
(Загнуть мизинцы)
ПРОФЕССИИ
Каменщик из кирпичей
Стену строит. Дом ничей.
(Кладем правую руку на левую, левую на правую и т. д.)
Я — маляр, я стены крашу,
(Расслабленной кистью водим вверх-вниз).
Потолок («красим потолок»)
И кухню вашу.
(Движения рукой влево-вправо)
Я — электрик. Свет включу
(«Включаем свет, нажимая на включатель»)
Только лампочку вкручу.
(Вращательные движения кистью правой руки)
Приходите в новый дом
(Ладони «домиком»)
И живете долго в нем!
(Развести руки в стороны)
ТРАНСПОРТ
Идет на взлет, идет на взлет,
Винты вращая, вертолет.
(Круги рукой над головой)
Идут туда,
(Правой рукой показать влево)
Идут сюда
(Левой рукой показать вправо)
По звонким рельсам поезда.
(Правая рука справа, а левая - слева описывают круги от себя,
руки движутся параллельно друг другу)
И пароходы, корабли
(Ладони, соед-е кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед)
Уходят в море от земли.
(Машем рукой на прощание)
БАБУШКА
Наша бабушка идет
(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)
И корзиночку несет.
(пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами другой руки)
Села тихо в уголочек
(Сложить руки на коленях)
Вяжет деточкам чулочек
(Имитация вязания на спицах)
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали.
(Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)
Где же, где ж мои клубочки,
(Развести руки в стороны)
Как же мне вязать чулочки?
(Выполнить движение «вязание на спицах)
КОСМОС
Мы по глобусу шагаем -
(Указ-ми и средними пальцами обеих рук одновременно с двух сторон головы вверх)
Пальцы дружно поднимаем -
(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук параллельно друг другу)
Перешли через лесок
(Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую руку, сжатую в кулак)
На гору забрались,
(Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и средний пальцы левой руки идут вверх по
правой руке)
Оказались в океане
(Зажимается нос правой рукой, а левой рукой выполняется волнообразное движение)
Вместе покупались.
(Имитация «плавания»)
Пошагали в Антарктиду
(Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу друг другу)
Холодно, замерзли.
(Обхватить себя руками, показать, как холодно)
На ракету все мы сели
(Над головой сделать «домик»)
И в космос полетели.
(Руки поднимаются ладонями вверх)
АЛЫЕ ЦВЕТКИ
Наши нежные цветы
(Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях)
Распускают лепестки
(Медленно раскрывают пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Плавные движения кистями вправо-влево)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
(Медленно соединяем пальцы в щепоть)
Тихо засыпают.
(Опускаем кисти вниз, руки согнуты в локтях)
Головой качают.
(Качаем кистями, руки согнуты в локтях)
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,
качаем руками)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным)
ЗА ГРИБАМИ
Топ-топ пять шагов,
(Дети «шагают» пальцами по столу)
В туесочке пять грибов.
(Сплетают пальцы - делают туесочек, большие пальцы – ручка)
Мухомор красный – гриб опасный,
(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)
А второй – лисичка, рыжая сестричка,
Третий гриб – волнушка, розовое ушко,
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
ШЛА ВОРОНА ЧЕРЕЗ ПОЛЕ
Шла ворона через поле
(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу),
Шесть грибов несла в подоле:
(показывают 6 пальцев)
Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика),
Под-оси-но-вик,
Груздь, опёнок,
Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке),
Кто не видел –
Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!
МАМЫ
Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети!
(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Мамы разные нужны!
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки, поднимают ладошки вверх)
КТО ПРИЕХАЛ?
Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?
Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!
Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!
ДЕРЕВЬЯ
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот упёрлась в небеса
Вся смолистая сосна
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).
Распустила ветви-косы
Белоствольная берёза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растёт осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчёлок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)
ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»),
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепёшек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста.
Развивать фонематический слух,речевое дыхание, развивать речевое внимание детей.. Активизация мышц губ....
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе ф...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Найди звук» Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с дву...
Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста....
Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...