Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:


КАРТОТЕКА

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)


Игра «Найди звук»

Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

Игра «Придумай слово»
Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

Игра «Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

Игра «О чём говорит улица?»
Детям предлагают закрыть глаза и прислушаться. Затем они отвечают что (какие звуки) они услышали.

Игра «Где спрятался звук?»
 (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).
Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.
Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление.

Игра «Дятел»
Взрослый карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача детей: отстукивание ритма, заданного взрослым.
(по принципу игры «Эхо»)

Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

           Вот лягушка по дорожке
          Скачет, вытянувши ножки,
          Увидала комара,
          Закричала…(Ква-Ква-Ква)
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка».



Игра «Внимательные ушки»
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Взрослый называет изолированный звук, слог или слово с заданным звуком.
Перед детьми ставится задача: поднять флажок соответствующего цвета (гласный звук – красный, твёрдый – синий, мягкий – зелёный)

Игра «Найди свою букву»
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.

Игра «Построй пирамидку»
Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого -  кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.

Игра «Волшебный паровозик»
Используется для:- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов;- закрепления образа букв.

Игра «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

        Игра  «Где нужный звук?» 
          Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в                              одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

         Игра «Клубочки – моточки»
          Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите".
Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

          Игра "Клубочек"
         Оборудование. Клубочек
       
Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.

        Игра «Лови слово» 
         Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует также.

           Игра «Попугайчики»
           Оборудование. Игрушка Попугай
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд.
Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. 
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

          Игра «Озорные бубенцы» 
         Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

          Игра «Поймай слово»
       
Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

           Игра «Разбросай слово»
          Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

           Игра «Крестики – нолики»
          У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики».
Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят 
Х, если в слове нет заданного звука – О.
Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали.
В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

         

          Игра «Слог сбежал»
        Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

         Игра «Цветные фишки»
       
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
 Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

          Игра «Подушечка и кирпич»
       
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

          Игра «Какое слово получилось»
         Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

          Игра «Цепи-цепи-кованы»
         Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

          Игра «Чудесный мешочек»
         Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет  первый  звук в слове.

          Игра «Сколько звуков»
          Оборудование. Пуговицы или пробки 
 Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.

         Игра «Будь внимателен»
         Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

          Игра «Рыболов»
          Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый  (последний)  звук в слове.

          Игра «Отгадай загадку»

          Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  
   
Например: Мягкие     лапки,
                       
А в лапках царапки  (кот)
                     
Под крышей четыре ножки,
                     
А на крыше суп да ложки (стол).

         Игра «Тихо – громко говори»
       
Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

          Игра «Назови одинаковый звук в словах»
          Произносите три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

           Игра «Отвечай – не торопясь»

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

Игра «Поймай слово»
Педагог:  все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты  составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

           Игра «Разбросай слово»
           Предложите ребенку самому разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

           Игра «Прохлопай как я» 
           Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \  \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.
         
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

          Игра «Эхо» 1
          Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог.

          Игра «Эхо» 2
          Ход игры. Педагог создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети должны безошибочно повторить.

         Игра  «Паучок»
          Читаете стихотворение:

      На невидимой тропинке
     Ой, смотрите, паутинки.
     Это хитрый паучок
     Свой развесил гамачок.
     И позвал наш паучок
     Всех друзей на гамачок
     Приходили к паучку
     Мотыльки, кузнечики,
     Пчёлки и шмели,
     Бабочки-красавицы,
     Мухи и жуки.
     Наигрались, насмеялись,
     А потом все разбежались.
     1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверьте, как ребенок может делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Игра «Весёлый бубен»
Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование: Бубен
Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

          Игра «Веселые квадратики"
         
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения  твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
         
Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

          Игра «Поймай гласный /согласный"
         
Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши  только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.

           Игра «Малыш"
         
Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.
         
Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый"  бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".

         Игра «Твердое и мягкое"
       
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
       
Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий - к подушечке.

          Игра «Живые звуки"
         
Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

          Игра «Отгадай слово»  («Собери слово»)
       
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки
       
Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

          Игра «Путаница»  («Найди ошибку»)
         Педагог  неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например:  Русская красавица своей козою славится.
                   Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
                   Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

           Игра «Назови по-порядку» (мяч)
         
Оборудование. "Волшебная палочка", картинки.
         
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет  по-порядку звуки из которых состоит слово на его картинке.

            Игра «Улиткины дорожки»
            Оборудование. Схемы "Улиткины дорожки", картинки, маленький мячик.
         
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет  место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-"улиткины дорожки".

          Игра «Звуковые дорожки»
         
Оборудование. Прямоугольники, разделенные на клетки. Красные, синие и зеленые фишки или квадратики. Картинки
         
Ход игры. Каждый ребенок получает прямоугольник ("звуковую дорожку") и цветные квадратики для обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и выложить схему слова с помощью квадратиков.

          Игра «Придумай слово»
          Ход игры. Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Детям  предлагается по уже нарисованной схеме  слова придумать свои слова.

          Игра «Домики для слов»
         
Оборудование. Листы бумаги в крупную клетку, цветные карандаши или фишки (синий, зеленый, красный)
         
Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание зарисовать схему слова ("поселить каждый звук в свою квартиру"). Дети используют для обозначения гласных звуков красный карандаш, для обозначения твердых согласных - синий, а для обозначения мягких согласных  - зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя звуковой анализ слова.

Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

         .

.

Игры для детей
5 – 6 лет

Игра «Придумай слово»
Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

Игра «Общий звук»
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

Игра «Отгадай, что звучит» 
(шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

Игра «Кто больше?»
Педагог даёт детям установку на определённый звук.
Перед детьми ставится задача: называть картинки с заданным звуком.

Игра «Убежал звук»
Взрослый называет слова с недостающим звуком.
Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью.

Например: (.пельсин, .нанас)

Игра «Картинке – своё место»
 
(определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).
Разложить картинки к своёму вагончик, в зависимости от места звука в слове.

Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
Ребёнок, на которого указывает педагог называет ведущего по имени (или какое – нибудь слово). Задача ведущего игрока узнать по голосу, кто его позвал.

Игра «Назови одинаковый звук в словах»
Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

Игра «Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

Игра «Хлопни, как я» 
один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
(по принципу игры «Эхо»)

Игра «Далеко – близко»
(определить тихое – громкое звучание колокольчика).

Игра «Самолет высоко – низко» (высота голоса).

Игра «Кто летит?»
(Звукоподражание, дифференциация звуков)
( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).

            Игра «Отвечай – не торопясь»
         
Предложить несколько заданий на  сообразительность,
          проверить, как дети научились слышать и выделять  
          определённые звуки в словах.
          Придумай слово, которое начинается на последний звук
          слова 
палас.

  1. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  2. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  3. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  4. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  5. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

         Игра «Лови звук»
         Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит     условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

        Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
        Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
 Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
   У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  Белый снег, белый мел,
  Белый заяц тоже бел.

  Кот копеек накопил,
  Кошке козочку купил.


         Игра «Кто-кто в теремочке живет?»
          Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
 Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

         Игра «Два прихлопа - три притопа»
       
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

         Игра «Паучок»

Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.
 
На невидимой тропинке
  Ой, смотрите, паутинки.
  Это хитрый паучок
  Свой развесил гамачок.
  И позвал наш паучок
  Всех друзей на гамачок
  Приходили к паучку
  Мотыльки, кузнечики,
  Пчёлки и шмели,
  Бабочки-красавицы,
  Мухи и жуки.
  Наигрались, насмеялись,
  А потом все разбежались.
  1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

         Игра «Найди звук»
        Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал". 
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

          Игра «Цепочка из слов»
          Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

          Игра «Квартирка звука»
          Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

          Игра «Внимательные глазки»
          Взрослый  предлагает ребенку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

          Игра «Отгадай и назови звуки»
          Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. 
Например: иуа, ап, ма, кот и т. п.
Ребенку  определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).

          Игра «Подружи звуки»
         Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). 
Например: [м], [а], [к] - мак.

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам: [м],
а не эм!




          Игра «Отбери картинки»
          Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых  есть заданный звук, например звук [м].

          Игра «Послушай и назови нужное слово»
          Читаете стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.
   
Ж  Жук жужжит в железной банке –
        Жук не хочет жить в жестянке.
        Жизнь жука в плену горька.
        Жалко бедного жука.
    З  – Заяц, заяц,
          Чем ты занят?
       – Кочерыжку
          Разгрызаю.
       – А чему ты, заяц
          Рад?
       – Рад, что зубы
          Не болят.

         Игра «Шутки-минутки»
        Читаете ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах.   Ребенок  находит ошибку и исправляет её.

     Хвост с узорами,
    Сапоги со ш
торами.
    К
от плывёт по океану,
    К
ит из блюдца ест сметану.
    Божья коро
бка, полети на небо,
    Принеси нам хлеба.

    Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
     Педагог говорит: Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.
 
Коса прыгнула через забор.
  Ко
лова даёт вкусное молоко.
   Рошадь жуёт сочную траву.
   Кочка ловит мышку.
  Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы:
Какой первый (последний) звук в слове 
собака?

Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

Сколько слогов в слове кошка (корова)?

Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

         Игра «Хлопни-топни»
         
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков

Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой.

         Игра «Рисуем ритмы»
         Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами.
       
Ход игры. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.

   

    Игра «Попугай»
    Оборудование. Игрушка Попугай
   
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

          Игра «Звук убежал»
          Педагог произносит слово, не договаривая последний звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
         
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

         Игра «Слог убежал»
         Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Дети должны правильно договорить слово и назвать слог, который "убежал".

     

         Игра «Цепочка»
         Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

        Игра «Слова»  (см. «Цепочка»)
         Оборудование. Мяч
Педагог  называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:

    Свяжем мы из слов цепочку,
   Мяч не даст поставить точку.
    или
   
Мяч передавай,
   Слова называй

 Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

         Игра «Первый и последний»
         Оборудование. Мяч, картинки
       
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.

         Игра «Звук на место»
         Оборудование. У педагога- набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).
       
Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

         Игра «Где наш дом?»
         Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).
       
Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

          Игра «Считаем звуки»
          Оборудование. Пуговицы или фишки
         
Ход игры. Педагог называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.

         Игра «Сколько слогов?»
       
Оборудование. Набор цифр у каждого ребенка, картинки.
       
Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в лове.

          Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

         Усложнение. Дети должны построиться в том порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает соответствующий материал)

          Игра «Какой звук спрятался в букве?»
         
Оборудование. Буквы, игрушки.
         
Ход игры. Создается игровая ситуация, где игрушки-ученики в лесной школе, а ребенок-учитель. (В группе роль учителя может исполняться поочередно каждым ребенком) Ребенок получает букву и задание назвать звуки, которые прячутся в данной букве. Также он должен назвать каким/какими  являются  данные  звук: гласными/согласными, твердыми/мягкими и объяснить почему.

           Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

         

          

.

 



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для старшей группы ДОУ

 

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Цель:

- развивать мелкую моторику рук для развития речи детей

дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

- активизировать словарь в процессе расширения об окружающем

мире в соответствии с лексической темой;

- развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости;

- создание эмоционального положительного настроя.

 

 

ВАРЕНЬЕ

Заходите дети в сад:

(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)

Тут крыжовник,

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)

виноград.

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)

А в лесу растут черника,

Земляника и брусника.

(Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)

Варит бабушка варенье -

(Размешиваем варенье в кастрюле)

Будет внукам угощение.

(Протягиваем ладони вперед)

 

ОВЕЧКА И КОЗА

Кучерявая овечка

 (Показать «кудряшки» на голове).

Переходит через речку.

 («Идем» указательным и средним пальцем)

Щуря желтые глаза,

 (Прищурить глаза).

Ей навстречу шла коза.

 (Показываем «рога»)

- Не пущу тебя, овечка,

 (Наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через реку!

 (Погрозить указательным пальцем)

Лошадь мимо проходила

 (Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

И овечку пропустила.

 (Руки отвели в сторону — жест, обозначающий: «Пропускаю»)

 

В ЛЕСУ

- Мальчик с пальчик, где ты был?

 (4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил!

 (4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

 (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

 (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

 

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до

друга)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание)

Мы закончили считать.

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)

 

ОБУВЬ

Почитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

 (Попеременно хлопки ладонями

 и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 (На каждое название обуви, загибают по одному пальчику, начиная с большого)

 

РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сблизить ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова показать, как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла,

(Сделать хватательное движение двумя руками).

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Показать, как рыбка плавает)

 

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

Как у нас семья большая

Да веселая:

(Хлопки в ладоши и удары попеременно)

Два у лавки стоят,

(Загнуть большие пальцы)

Два учиться хотят,

(Загнуть указательные пальцы)

Два Степана у сметаны — объедаются.

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки - питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке — качаются.

(Загнуть мизинцы)

 

 

ПРОФЕССИИ

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

(Кладем правую руку на левую, левую на правую и т. д.)

Я — маляр, я стены крашу,

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз).

Потолок («красим потолок»)

И кухню вашу.

(Движения рукой влево-вправо)

Я — электрик. Свет включу

(«Включаем свет, нажимая на включатель»)

Только лампочку вкручу.

(Вращательные движения кистью правой руки)

Приходите в новый дом

(Ладони «домиком»)

И живете долго в нем!

(Развести руки в стороны)

 

ТРАНСПОРТ

Идет на взлет, идет на взлет,

Винты вращая, вертолет.

(Круги рукой над головой)

Идут туда,

(Правой рукой показать влево)

Идут сюда

(Левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда.

(Правая рука справа, а левая - слева описывают круги от себя,

руки движутся параллельно друг другу)

И пароходы, корабли

(Ладони, соед-е кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед)

Уходят в море от земли.

(Машем рукой на прощание)

 

БАБУШКА

Наша бабушка идет

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек

(Сложить руки на коленях)

Вяжет деточкам чулочек

(Имитация вязания на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки,

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнить движение «вязание на спицах)

 

 

КОСМОС

Мы по глобусу шагаем -

(Указ-ми и средними пальцами обеих рук одновременно с двух сторон головы вверх)

Пальцы дружно поднимаем -

(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук параллельно друг другу)

Перешли через лесок

(Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую руку, сжатую в кулак)

На гору забрались,

(Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и средний пальцы левой руки идут вверх по

правой руке)

Оказались в океане

(Зажимается нос правой рукой, а левой рукой выполняется волнообразное движение)

Вместе покупались.

(Имитация «плавания»)

Пошагали в Антарктиду

(Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу друг другу)

Холодно, замерзли.

(Обхватить себя руками, показать, как холодно)

На ракету все мы сели

(Над головой сделать «домик»)

И в космос полетели.

(Руки поднимаются ладонями вверх)

 

АЛЫЕ ЦВЕТКИ

Наши нежные цветы

(Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях)

Распускают лепестки

(Медленно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Плавные движения кистями вправо-влево)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

(Медленно соединяем пальцы в щепоть)

Тихо засыпают.

(Опускаем кисти вниз, руки согнуты в локтях)

Головой качают.

(Качаем кистями, руки согнуты в локтях)

 

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

 (Действия аналогичны первоначальным)

 

ЗА ГРИБАМИ

Топ-топ пять шагов,

(Дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(Сплетают пальцы - делают туесочек, большие пальцы – ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

А второй – лисичка, рыжая сестричка,    

Третий гриб – волнушка, розовое ушко,  

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

 

 

ШЛА ВОРОНА ЧЕРЕЗ ПОЛЕ

Шла ворона через поле

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу),

Шесть грибов несла в подоле:

(показывают 6 пальцев)

Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика),

Под-оси-но-вик,

Груздь, опёнок,

Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке),

Кто не видел –

Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!

 

 

МАМЫ

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны!

 (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимают ладошки вверх)

 

 

КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?

Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!

Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!

 

 

ДЕРЕВЬЯ

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна

(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.

(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)

Пчёлок в гости позвала.

 (делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят)

Ель иголки распушила

 (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла

(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга — «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)

 

 

ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки «играют»),

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепёшек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста.

Развивать фонематический слух,речевое дыхание, развивать речевое внимание детей.. Активизация мышц губ....

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе ф...

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра «Найди звук» Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с дву...

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста....

Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...