Методическая разработка "Игровые приемы для развития фонетического слуха и автоматизации поставленного звука у детей с ФФНР"
методическая разработка (подготовительная группа)

Низамова Зиля Семигулловна

В методической разработке демонстрируются приемы для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р. У ребенка развивается навык звукового анализа, необходимый для овладения чтением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов для  развития фонематического слуха и автоматизации поставленного звука в связной речи у детей с ФФНР

З.С Низамова

Муниципальное бюджетное дошкольное                                                          образовательное учреждение Комсомольского района                                                      Чувашской Республики детский сад №1 «Колосок»                                  zilya.nizamova.1985@mail.ru

Аннотация. В методической разработке демонстрируются игровые приемы для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р в связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), звуковой анализ и синтез слова, слоговой анализ, гласные звуки, предложение.

     В подготовительной к школе группе у детей с ФФНР большое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха. На занятиях по автоматизации поставленных звуков необходимо подбирать такие игры и задания, которые бы способствовали развитию навыка звукового и слогового анализа слов.  Данный навык  должен быть развит настолько, чтобы дальнейшее его обучение в школе, а именно овладение им чтением, письмом и грамотой проходило успешно. Именно хорошо развитый навык звукового и слогового  анализа слов  является своего рода мостиком, связывающим дошкольное образование с начальным школьным образованием.                                                                          

         Все игры и задания, направленные на развитие фонематического слуха и автоматизацию звуков должны предлагаться детям в игровой форме. Использование игровых приемов позволяет усвоить сложный материал  без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Конспект занятия с детьми                                                                                                            подготовительной к школе группы с ФФНР                                                                     «Использование игровых приемов для развития                                                             фонематического слуха и автоматизации звука Р в связной речи»                                                                                                           

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                                     1) развивать мышление, внимание, память ;                                                                                                                                          2) развивать умение слушать, анализировать;                                                                                                                              3) систематизировать полученные знания на речевых занятиях                                                          

Коррекционные:                                                                                                                                                          1) развивать фонематический слух;                                                                                                                                                      2) продолжать закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза;                                                                       3) закреплять умение произносить звук Р в словах и предложениях                                                

Воспитательные:                                                                                                                                                        1)воспитывать самостоятельность, самоконтроль                                                                                                               2) воспитывать умение действовать сообща

      Используемый материал:  картинки  сказочных героев (Карлсон, Красная Шапочка, Золушка, Дружок, Нолик), цветок из картона с разноцветными лепестками и написанными на них буквами Ш,К,О,Л,А, предметные картинки (варенье, туфелька, карандаш ,шкаф , флажок ,кот ,топор, ракета, автобус, стакан, ножницы), предметные картинки разной слоговой структуры (рыба, корона, роза, корова, рак, торт, ракушка, пирог), парные картинки (рыбак - рыба, картофель-кастрюля, грибы - корзина, огород -роза, карандаш - рисунок), фонограмма из мультфильма "Барбоскины", ритмичная музыка (минусовка).                                                                                                                                                                                                                

     

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы с Вами проведем игру "Что? Где? Когда? Я предлагаю вам всем стать знатоками. Против Вас будут играть сказочные герои. А какие сказочные герои - мы узнаем в процессе игры! Поможет нам цветик-семицветик.

Логопед отрывает лепесток со звуком К

Логопед: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой будет играть против Вас, предлагаю посмотреть на картинку. Какому сказочному герою принадлежит банка с вареньем?

Дети: Карлсону!

Логопед: Верно! Против Вас играет Карлосон! Отгадайте загадки. Картинки-отгадки помогут Вам

 1 задание: «Отгадывание загадок» 

Черный Ивашка-                                                                                                                                      Деревянная рубашка,                                                                                                                                                Где носом поведет,                                                                                                                                                 Там заметку кладет.                                  

Что за чудо синий дом,                                                                                                                                     Окна светлые кругом                                                                                                                              Носит обувь из резины                                                                                                                                                  А питается бензином

Из крылатой пламя льется…                                                                                                                       Вверх стремительно несется,                                                                                                                                                  На свидание с кометой                                                                                                                  Остроносая…      

Ночью он совсем не спит,                                                                                                                                    Дом от мышек   сторожит,                                                                                                                             Молоко из миски пьет,                                                                                                                 Ну конечно, это - …                .

До обеда сгоряча                                                                                                                                         Поработает с плеча -                                                                                                                                        И  в итоге,  будь здоров,                                                                                                                          Наломает столько дров!                

Для питья он предназначен                                                                                                                                   Хрупок, из стекла, прозрачен                                                                                                                      Можно сок в него налить,                                                                                                                                                     С удовольствием попить

 Дверцы стеклянные,                                                                                                                                                                  Бока деревянные,                                                                                                                                               Книги за стеклом                                                                                                                                               Там их дом                                                                                                                                                                 Где они живут,                                                                                                                                                                  Как его зовут?  

Смотрите, мы раскрыли пасть,                                                                                                                             В нее бумагу можно класть:                                                                                                                           Бумага в нашей пасти                                                                                                                                                                Разделится на части                                                                                                                                            

На праздник я его несу                                                                                                                                 Я с ним шагаю и пою.  

Логопед: Отлично справились с заданием!

  2 задание: «Цепочка  из картинок»   (используются картинки из 1задания) 

Карандаш  - шкаф – флажок – кот – топор – ракета – автобус – стакан - ножницы    

Логопед: Молодцы! Теперь необходимо  сложить цепочку из картинок. Цепочка начинается с картинки карандаш, дальше идет картинка, которая начинается с того же звука, на который заканчивается карандаш и так далее. (Дети по одному походят к столу и выполняют задание)Отлично! С заданием справились! 1:0 в пользу Знатоков!

Логопед: Кто же играет против Вас? (Отрывает лепесток со звуком О)Чтобы узнать отгадайте загадку

Бабушка девочку очень любила                                                                                                           Красивую шапочку ей подарила,                                                                                                   Девочка имя забыла свое,                                                                                                                             Ну отгадайте, как звали её?

Дети: Красная Шапочка!

Логопед: Верно! Красная Шапочка просит навести порядок и разложить картинки по корзиночкам. Слова из 1 слога нужно сложить в корзину с цифрой 1, из 2 слогов - с цифрой 2, из 3-х - с цифрой 3

3 Задание: "Разложи по корзиночкам" (рыба, корона, роза, корова, рак, торт, ракушка, пирог) Дети по очереди раскладывают картинки по корзиночкам в зависимости от количества слогов в слове

Логопед: Справились с заданием, молодцы! 2:0 в пользу Знатоков! (Отрывает следующий лепесток с буквой Л) Кто следующий играет против Вас?! (Звучит запись из мультфильма "Барбоскины" ) Герой этого мультфильма очень любит играть в футбол!

Дети: Дружок!

Логопед: Верно! Против вас играет Дружок! Дружок будет "бросать" вам буквы, а вы соберите  их в слова

4 задание "Собери слово из звуков"

Р,А,К   - РАК                                                                                                                                                       М,И,Р - МИР                                                                                                                                                       Г,О,Р,А - ГОРА                                                                                                                                              Ш,А,Р,Ы - ШАРЫ                                                                                                                           Д,Ы,Р,К,А-ДЫРКА                                                                                                                              Р,У,Ч,К,А - РУЧКА                                                                                                                                   Р,О,Б,О,Т - РОБОТ

Логопед: Знатоки успешно выполнили задание Дружка. Счет становится 3:0! (Отрывает лепесток с изображением скрипичного ключа) Объявляется музыкальная пауза. Становитесь в кружок (Включается веселая ритмичная музыка без слов. Взрослый произносит 2 строчки и показывает движения - дети повторяют движения вместе с ним. Взрослый произносит "Повторим" - дети повторяют слова и движения еще раз и так далее с последующими строчками. )

5 Физкульминутка "По дорожке, по дорожке"

По дорожке, по дорожке                                                                                                                     Скачем мы на правой ножке                                                                                                        (Подскоки на правой ноге)                                                                                                                            И по этой же дорожке                                                                                                                       Скачем мы на левой ножке                                                                                                          (Подскоки на левой ноге)                                                                                                                               По тропинке побежим,                                                                                                                                До лужайки добежим                                                                                                                                  (Бег на месте)                                                                                                                                                           На лужайке, на лужайке                                                                                                                                             Мы попрыгаем, как зайки                                                                                                                                          (Прыжки на месте на обеих ногах)                                                                                                                         Стоп. Немного отдохнем                                                                                                                          И домой пешком пойдем.                                                                                                               (Ходьба на месте)

Логопед: Посмотрите, что это?

Дети: Туфелька!

Логопед: Какому сказочному герою может она принадлежать?

Дети: Золушка!

Логопед: Верно! (Отрывает лепесток с буквой Ш). Против вас играет Золушка. Вам нужно составить предложение, используя сразу две картинки.

6 задание "Составь предложение" (Детям предлагаются следующие пары картинок: рыбак - рыба, картофель-кастрюля, грибы - корзина, огород -роза, карандаш - рисунок)

Логопед: Отлично, молодцы! Справились! 5:0 (Отрывает лепесток с буквой А)Какой герой мультфильма может превратится в винтик?

Дети: "Нолик"

Логопед: Верно! Против вас Играет Нолик! Вам нужно угадать слова, которые он "зашифровал". Вы должны выделить 1 звуки в картинках, а затем соединить звуки в слово

7 задание "Угадай слово по 1-ым звукам" 

( картинки: рыба, акула, карандаш -РАК, робот, облако, змея, ананас - РОЗА)

Логопед: Нелегкое было задание. Но вы справились! Итак счет становится 6:0 в пользу Знатоков! Молодцы, ребята! Поздравляю вас с победой! Теперь мы постараемся расшифровать слово сказочных героев. На наших лепестках буквы. Нужно собрать их в слово! (Деи подходят к столу и все вместе собирают слово ШКОЛА)  Молодцы, ребята!

Логопед: Назовите только гласные буквы в слове школа

Дети: О А

Логопед: А какие ещё гласные буквы вы знаете?

Дети: У,Ы, Э

Логопед: Верно!

Подведение итога                                                                                                                                    Скоро Вы все, ребята, пойдете в школу! Сегодня, играя со сказочными героями, вы продемонстрировали нам свою смекалку, свои знания и умения. Желаю вам оставаться такими же активными, любознательными, внимательными и смелыми!!!

                                                     Литература

  1. Швайко Т.С. игры и упражнения для развития речи.- М.: прсвещение,1983
  2. Варенцова Н.С. обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-112с.
  3. Колесникова Е.В. ну-ка, буква, отзовись! Рабочая тетрадь для детей5-7 лет/ Е.В. Колесникова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи через использование авторских интерактивных игр"

Поскольку процесс автоматизация поставленных звуков речи у детей  протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способамии облегчить детям работу по введению звука в речь. с этим прекр...

Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников

Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат "трудные звуки", в том числе о...

ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных приемов рисования в автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста».

Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей-логопедов внимания и скурпулезного работы. Функция воспитателя заключается в том, чтобы помочь реб...

ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ Ошибка № 1. Игнорируем домашние задания.Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в ...

Ошибки взрослых, которые мешают успешной автоматизации поставленных звуков у детей

Ошибки взрослых, которые мешают успешной автоматизации поставленных звуков у детей....

Использование компьютерных игр при закреплении лексико-грамматических категорий, автоматизации поставленных звуков у детей с ОНР

В статье говорится о пользе компьютерных игр при закреплении учебного материала в домашних условиях....

Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...