Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Низамова Зиля Семигулловна

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад                                  №1 "Колосок" Комсомольского района Чувашской Республики

                        Конспект подгруппового

                       логопедического занятия:

"Использование игровых приемов для  развития фонематического слуха  и            автоматизации звука Р в связной речи у детей с ФФНР

                                           

                                  Выполнила:

                                                       учитель-логопед МКОУ

                                                                    1  квалификационной категории

                                                                  Низамова Зиля Семигулловна

                                                             с. Комсомольское, 2021г.

Цели и задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                                     1) развивать мышление, внимание, память ;                                                                                                                                          2) развивать умение слушать, анализировать;                                                                                                                              3) систематизировать полученные знания на речевых занятиях                                                          

Коррекционные:                                                                                                                                                          1) развивать фонематический слух;                                                                                                                                                      2) продолжать закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза;                                                                       3) закреплять умение произносить звук Р в словах и предложениях                                                

Воспитательные:                                                                                                                                                        1)воспитывать самостоятельность, самоконтроль                                                                                                               2) воспитывать умение действовать сообща

Используемый материал:  картинки  сказочных героев (Карлсон, Красная Шапочка, Золушка, Дружок, Нолик), цветок из картона с разноцветными лепестками и написанными на них буквами Ш,К,О,Л,А, предметные картинки (варенье, туфелька, карандаш ,шкаф , флажок ,кот ,топор, ракета, автобус, стакан, ножницы), предметные картинки разной слоговой структуры (рыба, корона, роза, корова, рак, торт, ракушка, пирог), парные картинки (рыбак - рыба, картофель-кастрюля, грибы - корзина, огород -роза, карандаш - рисунок), фонограмма из мультфильма "Барбоскины", ритмичная музыка (минусовка).                                                                                                                                                                                                                

     

Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня мы с Вами проведем игру "Что? Где? Когда? Я предлагаю вам всем стать знатоками. Против Вас будут играть сказочные герои. А какие сказочные герои - мы узнаем в процессе игры! Поможет нам цветик-семицветик.

Логопед отрывает лепесток со звуком К

Логопед: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой будет играть против Вас, предлагаю посмотреть на картинку. Какому сказочному герою принадлежит банка с вареньем?

Дети: Карлсону!

Логопед: Верно! Против Вас играет Карлосон! Отгадайте загадки. Картинки-отгадки помогут Вам

 1 задание: «Отгадывание загадок» 

Черный Ивашка-                      Что за чудо синий дом,                  Из крылатой пламя льется…                                                                                                 Деревянная рубашка,             Окна светлые кругом                      Вверх стремительно несется,                                                                                                                 Где носом поведет,                  Носит обувь из резины                  На свидание с кометой                                                                                                                   Там заметку кладет.                А питается бензином                       Остроносая…      

Ночью он совсем не спит,        До обеда сгоряча                     Для питья он предназначен                                                                                                       Дом от мышек   сторожит,       Поработает с плеча -               Хрупок, из стекла, прозрачен                                                                                                       Молоко из миски пьет,              И  в итоге,  будь здоров,        Можно сок в него налить,                                                                                                     Ну конечно, это - …                     Наломает столько дров!         С удовольствием попить.

 Дверцы стеклянные,        Смотрите, мы раскрыли пасть,          На праздник я его несу                                                                                                                                                   Бока деревянные,             В нее бумагу можно класть:                Я с ним шагаю и пою.                                                                                                                    Книги за стеклом               Бумага в нашей пасти                                                                                                                                                  Там их дом                           Разделится на части                                                                                                                                           Где они живут,                                                                                                                                                                  Как его зовут?  

Логопед: Отлично справились с заданием!

  2 задание: «Цепочка  из картинок»   (используются картинки из 1задания) 

Карандаш  - шкаф – флажок – кот – топор – ракета – автобус – стакан - ножницы    

Логопед: Молодцы! Теперь необходимо  сложить цепочку из картинок. Цепочка начинается с картинки карандаш, дальше идет картинка, которая начинается с того же звука, на который заканчивается карандаш и так далее. (Дети по одному походят к столу и выполняют задание)Отлично! С заданием справились! 1:0 в пользу Знатоков!

Логопед: Кто же играет против Вас? (Отрывает лепесток со звуком О)Чтобы узнать отгадайте загадку

Бабушка девочку очень любила                                                                                                           Красивую шапочку ей подарила,                                                                                                   Девочка имя забыла свое,                                                                                                                             Ну отгадайте, как звали её?

Дети: Красная Шапочка!

Логопед: Верно! Красная Шапочка просит навести порядок и разложить картинки по корзиночкам. Слова из 1 слога нужно сложить в корзину с цифрой 1, из 2 слогов - с цифрой 2, из 3-х - с цифрой 3

3 Задание: "Разложи по корзиночкам" (рыба, корона, роза, корова, рак, торт, ракушка, пирог) Дети по очереди раскладывают картинки по корзиночкам в зависимости от количества слогов в слове

Логопед: Справились с заданием, молодцы! 2:0 в пользу Знатоков! (Отрывает следующий лепесток с буквой Л) Кто следующий играет против Вас?! (Звучит запись из мультфильма "Барбоскины" ) Герой этого мультфильма очень любит играть в футбол!

Дети: Дружок!

Логопед: Верно! Против вас играет Дружок! Дружок будет "бросать" вам буквы, а вы соберите  их в слова

4 задание "Собери слово из звуков"

Р,А,К   - РАК                                                                                                                                                       М,И,Р - МИР                                                                                                                                                       Г,О,Р,А - ГОРА                                                                                                                                              Ш,А,Р,Ы - ШАРЫ                                                                                                                           Д,Ы,Р,К,А-ДЫРКА                                                                                                                              Р,У,Ч,К,А - РУЧКА                                                                                                                                   Р,О,Б,О,Т - РОБОТ

Логопед: Знатоки успешно выполнили задание Дружка. Счет становится 3:0! (Отрывает лепесток с изображением скрипичного ключа) Объявляется музыкальная пауза. Становитесь в кружок (Включается веселая ритмичная музыка без слов. Взрослый произносит 2 строчки и показывает движения - дети повторяют движения вместе с ним. Взрослый произносит "Повторим" - дети повторяют слова и движения еще раз и так далее с последующими строчками. )

5 Физкульминутка "По дорожке, по дорожке"

По дорожке, по дорожке                                                                                                                     Скачем мы на правой ножке                                                                                                        (Подскоки на правой ноге)                                                                                                                            И по этой же дорожке                                                                                                                       Скачем мы на левой ножке                                                                                                          (Подскоки на левой ноге)                                                                                                                               По тропинке побежим,                                                                                                                                До лужайки добежим                                                                                                                                  (Бег на месте)                                                                                                                                                           На лужайке, на лужайке                                                                                                                                             Мы попрыгаем, как зайки                                                                                                                                          (Прыжки на месте на обеих ногах)                                                                                                                         Стоп. Немного отдохнем                                                                                                                          И домой пешком пойдем.                                                                                                               (Ходьба на месте)

Логопед: Посмотрите, что это?

Дети: Туфелька!

Логопед: Какому сказочному герою может она принадлежать?

Дети: Золушка!

Логопед: Верно! (Отрывает лепесток с буквой Ш). Против вас играет Золушка. Вам нужно составить предложение, используя сразу две картинки.

6 задание "Составь предложение" (Детям предлагаются следующие пары картинок: рыбак - рыба, картофель-кастрюля, грибы - корзина, огород -роза, карандаш - рисунок)

Логопед: Отлично, молодцы! Справились! 5:0 (Отрывает лепесток с буквой А)Какой герой мультфильма может превратится в винтик?

Дети: "Нолик"

Логопед: Верно! Против вас Играет Нолик! Вам нужно угадать слова, которые он "зашифровал". Вы должны выделить 1 звуки в картинках, а затем соединить звуки в слово

7 задание "Угадай слово по 1-ым звукам" ( картинки: рыба, акула, карандаш -РАК, робот, облако, змея, ананас - РОЗА)

Логопед: Нелегкое было задание. Но вы справились! Итак счет становится 6:0 в пользу Знатоков! Молодцы, ребята! Поздравляю вас с победой! Теперь мы постараемся расшифровать слово сказочных героев. На наших лепестках буквы. Нужно собрать их в слово! (Деи подходят к столу и все вместе собирают слово ШКОЛА)  Молодцы, ребята!

Логопед: Назовите только гласные буквы в слове школа

Дети: О А

Логопед: Верно! Скоро Вы все , ребята, пойдете в школу! Сегодня, играя со сказочными героями, вы продемонстрировали нам свою смекалку, свои знания и умения. Желаю вам оставаться такими же активными, любознательными, внимательными и смелыми!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ «ЛЯГУШКИ - КВАКУШКИ» (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ «ЛЯГУШКИ  - КВАКУШКИ» ТЕМА: Развитие наглядно-образного мышления  с целью  профилактики нарушений письменной речи.ЗАДАЧИ:Коррекционно-развивающ...

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Авторская компьютерная игра на развитие фонематического слуха и автоматизацию звука "Б" Почтальон Печкин

Игра для детей старшего подготовительного возраста на автоматизацию звука "Б"...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

Игра-презентация на развитие фонематического слуха и автоматизацию звука /Р/ "Доскажи словечко"

Игра направлена на автоматизацию звука Р в словах, на развитие фонематического слуха....

Методическая разработка "Игровые приемы для развития фонетического слуха и автоматизации поставленного звука у детей с ФФНР"

В методической разработке демонстрируются приемы для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р. У ребенка развивается навык звукового анализа, необходимый для овладения чтением....