Буклет "Развиваем речь ребёнка"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Кулябина Татьяна Вячеславовна

«Развиваем речь ребёнка.

С чего начать?»

(Звуковая культура речи)

 

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_razvivaem_rech_rebyonka_1.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Что за звук в конце слова? Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое заканчивается на гласный звук. Например:ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Услышав слово и поймав мяч, малыш будет думать, какой же звук последний. Пусть он несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит последний гласный. Чётко его произнесёт и вернёт вам мяч.

 Договори словечко. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук-такой большой на ветке...(жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась...(шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети ...(книжки).

Не полезет Влад на ель, у него в руках ...(портфель).

То назад, то вперёд может плыть ...(пароход).

 Цепочка. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

Все эти игры приносят детям не только радость и удовольствие, но и развивают речь, внимание, память, мышление, словом, то, что так необходимо ребёнку в школе.

МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделения № 2

«Развиваем речь ребёнка.

С чего начать?»

(Звуковая культура речи)

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребёнка.

Авторы-составители: Аверина О.Г., Трушкова О.А., КулябинаТ.В.

г. Москва, г. Троицк

Для того, чтобы детская речь была внятной, чёткой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.

 Тренируйте артикуляционный аппарат ребёнка, делайте зарядку для язычка.

Погулять язык собрался:

Он умылся,

Причесался,

На прохожих оглянулся,

Вправо, влево повернулся,

Вниз упал, наверх полез,

Раз-и в ротике исчез.

Открыть рот.

Кончиком языка быстро провести по верхним зубам.

Несколько раз протиснуть язык между верхними и нижними зубами, высунуть вперёд и спрятать обратно.

Провести языком по губам-облизнуться.

Опустить язык вниз и поднять вверх.

Опустить язык вниз и поднять вверх.

Спрятать язык во рту.

 Развивайте речевое дыхание,используя следующие упражнения.

«Снежинки» (вам понадобятся: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток). Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребёнок повторяет.(повторить 2-3 раза)

«Бабочка, лети!» (вам понадобятся 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребёнка). Задача ребёнка-дуть на бабочек (не более 10 сек., с паузами), чтобы они «летели».

        Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

 Цель предлагаемых игровых упражнений-научить ребёнка слушать и слышать. Прежде чем приступать к занятиям, выясните, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Предложите ему  повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша-Даша-каша, тень-день, день-пень,бак-лак-мак-так-рак, жку-лук-сук-тук,выбрать нужную картинку среди: жук-сук, бом-сом, мишка-миска. Затруднения при  выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!

Выдели слово. Предложите реб        нку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

Назови лишнее слово. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Гора, гора, нора, гора.          Коса, коса, коза, коса.  Утёнок, утёнок, котёнок, утёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?

Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»  для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...