Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект для старшей логопедической группы компенсирующей направленности занятия по теме придлог "В"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"
Цели: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «В»
Оборудование:
- игрушка: «Карлсон»;
- маленький шарик на ниточке;
- предметы: банка, миска, ящик, лейка, бокал, бутылка;
- схема предлога «В»;
- картинки овощей и фруктов (муляжи);
- корзина и ящик;
- сумка, мешок, ведро, шкаф, тумбочка;
- игрушки: машина – гараж; кукла – коляска; кубики – коробка;
- мяч – сетка; формочки – ведро;
- панно, на котором расположены сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, музей, цирк;
- магнитофон, кассета.
Ход занятия
I. Оргмомент
Логопед показывает детям сумку.
Логопед: Придумайте, что у меня может лежать внутри сумки.
Дети называют разные предметы, отвечают полным предложением.
Дети: В сумке лежит хлеб. В сумке лежит банан…
Логопед: Эти предметы могут лежать в сумке. Но внутри сумки лежит телеграмма.
Логопед читает телеграмму «Скоро буду. Ждите. Приготовьте варенье».
Логопед: Как вы думаете, кто мог написать эту телеграмму?
Логопед включает магнитофон - маленький музыкальный отрывок из сказки «Малыш и Карлсон».
II. Изучение новой темы
Игра: «Волшебный шарик»
1) Логопед: К нам в гости сегодня прилетел большой сластена. Он любит варенье и все сладкое: конфеты, вафли, ватрушки, плюшки. А на спине у этого гостя пропеллер. Кто это? (Карлсон.)
Логопед достает игрушку - Карлсон.
2) Логопед: Карлсон у нас такой шутник, он очень любит поиграть и пошалить. И вот он придумал игру - «волшебный шарик». Шарик этот на ниточке. Карлсон предлагает нам с этим шариком поиграть.
Посмотрите, что он делает с шариком?
Логопед достает из мешочка шарик на ниточке и по очереди опускает в банку, бутылку, ящик, миску, лейку и т.д.
Логопед опускает волшебный шарик в банку и спрашивает детей:
- Где шарик?
Дети: Шарик В банке.
Затем логопед опускает волшебный шарик в миску и спрашивает детей:
- Где шарик?
Дети: Шарик В миске.
Аналогично проделывается работа с другими предметами (лейка, бутылка, ящик).
Логопед после каждого ответа, выделяя голосом предлог «В», повторяет ответы детей.
3) Объяснение:«Если предмет находится внутри или в середине другого предмета, появляется маленькое слово-помощник «В».
Показать схему этого предлога.
Тема занятия.
Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться употреблять это короткое слово «В».
III. Игра «Уберем игрушки»
Логопед: А сейчас мы будем учиться составлять предложения с маленьким словом «В».
Карлсон приготовил для вас сюрприз, но покажет его он только тогда, когда мы поможем ему убрать игрушки. Они с Малышом играли и все игрушки разбросали. Нужно положить каждую игрушку на свое место и сказать, куда вы положили игрушку.
Дети составляют предложения с маленьким словом «В».
- Что это? (Машина.)
- Куда мы поставим машину? (Машину ставим в гараж.)
- Что это? (Кубики.)
- Куда положим кубики? (Кубики положим в коробку.)
- Что это? (Кукла.)
- Куда посадим куклу? (Куклу посадим в коляску.)
- Что это? (Мяч.)
- Куда положим мяч? (Мяч положим в сетку.)
- Что это? (Формочки.)
- Куда положим формочки? (Формочки положим в ведро.)
Дети отвечают полным предложением.
Логопед напоминает, что в каждом предложении встречается маленькое слово «В».
IV. Игра «Чудесная коробка»
Логопед: Вы помогли Карлсону, положили на места все игрушки. Он приготовил для вас сюрприз.
Логопед достает коробку.
- А что в этой коробке, вы узнаете, отгадав загадки:
1)
Бурый, пушистый,
Ест мед душистый.
(Медведь.)
Логопед достает из коробки игрушку - медведя.
- Где лежал медведь? (Медведь лежал в коробке.)
2)
У рыжей плутовки
Тридцать три уловки.
Без них трудно прожить,
Трудно корм добыть.
(Лиса.)
Логопед достает из коробки игрушку - лису.
- Где была лиса? (Лиса была в коробке.)
3)
Кто по елке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка.)
Логопед достает из коробки игрушку - белку.
- Где находилась белка? (Белка лежала в коробке.)
4)
Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши.
(Кот.)
Логопед достает из коробки игрушку кота.
- Где лежал кот? (Кот лежал в коробке.)
5)
Под полом скребусь,
А кошки боюсь.
(Мышь.)
Логопед достает из коробки игрушку мыши.
- Где была мышь? (Мышь лежала в коробке.)
6)
Заворчал живой звонок,
Лег у двери поперек.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака.)
Логопед достает из коробки игрушку - собаку.
- Где лежала собака? (Собака лежала в коробке.)
- Какие предметы (игрушки) были в коробке?
Дети по очереди: В коробке была лиса. В коробке был медведь и т.д.
V. Игра «Кто, где спит?»
На столе у логопеда стоят игрушки: медведь, лиса, кот, мышь, белка, собака.
Логопед: Где спит медведь?
- Где спит лиса?
Дети составляют предложения о каждой игрушке.
Дети: Кот спит в доме.
- Собака спит в конуре.
- Лиса спит в норе и т.д.
VI. Физминутка
Мы поедим в лес, в лес, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Много встретим там чудес.
Спит медведь в своей берлоге, (Присесть.)
Видим мы лису в норе, (Руки ко лбу.)
Заяц прыгал вдоль опушки, (Попрыгать.)
Белка спряталась в дупле. (Закрыть ладошками лицо и присесть.)
VII. Игра «Прятки»
Логопед: Карлсон любит играть в разные игры. И вот сейчас он хочет поиграть с вами в прятки. Карлсон будет прятаться, а вы его ищите.
Логопед прячет Карлсона и спрашивает:
- Где Карлсон?
Дети отыскивают его и говорят:
- Карлсон спрятался в шкафу. Карлсон залез в тумбочку. Карлсон залез в ведро. Карлсон спрятался в мешке и т.д.
VIII. Игра «Помоги Карлсону»
Логопед: Карлсон хотел приготовить себе обед из овощей и фруктов, но не знает где, что лежит. Ему надо помочь. Положить овощи в ящик, а фрукты в корзину.
У детей на столах лежат картинки (муляжи) овощей и фруктов. Дети по очереди выходят и кладут картинки с овощами в ящик, а картинки с изображением фрукта - в корзину.
Отвечают полным предложением.
Дети: Я положу яблоко в корзину. Я положу помидор в ящик и т.д.
Логопед уточняет: Где лежат овощи? (Овощи лежат в ящике.)
- Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в корзине.)
- Какое маленькое слово нам помогало? («В»)
Маленькое слово «В» появляется только тогда, когда предмет находится внутри другого предмета.
IX. Игра «Найди слово»
Логопед: Карлсон любит сочинять. Сегодня он приготовил для вас стихи, в которых встречается маленькое слово-помощник «В».
Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в них маленькое слово «В».
1)
В поле ветер вдруг поднялся,
Без шляпы Коля остался
- Где вдруг поднялся ветер?
2)
В лес пошли бобры,
Топоры у них остры.
- Куда пошли бобры?
3)
В гости вас ворона ждет,
Пироги для вас печет.
- Куда пригласила вас ворона?
4)
В бочке яблоко моченое,
В печке яблоко печеное.
- Где яблоко моченое?
- Где яблоко печеное?
5)
В небе ясная луна,
В море синяя волна.
- Где ясная луна?
- Где синяя волна?
X. Игра «Исправь ошибки Карлсона»
Логопед: Карлсон написал рассказ о Малыше. Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибки.
Малыш пошел _ гости.
Он купил _ магазине конфеты и вафли.
Малыш сел _ автобус.
Мальчик вошел _ дом.
Карлсон его ждал _ квартире.
- Какое маленькое слово Карлсон пропустил в предложениях ? («В»)
XI. Игра «Путешествие»
У детей на столах сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, театр, цирк, школа, детский сад, магазин.
Логопед: Карлсону пора прощаться с нами. У него еще много дел. Он должен улетать. И на прощание давайте мы ему подарим предложения с маленьким словом «В», которые вы составите по картинкам на ваших столах.
Дети отвечают полным предложением, выделяя предлог «В».
Дети: Дети идут в парк.
- Коля смотрит спектакль в театре.
- Яблоки растут в саду и т.д.
XII. Итог
Логопед: С каким словом-помощником мы сегодня с вами познакомились? («В»)
Что мы учились делать сегодня на занятии? (Выделяли и употребляли маленькое слово «В», составляли предложения…)
Оценивается деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР Тема: «Прогулка по Кировскому району»
Данное занятие проводилось на базе логопедического детского сада Кировского района 196 с детьми ТНР....
Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми средней группы компенсирующей направленности на тему: «Научим Незнайку смешивать цвета»
Цель: развивать способность логически мыслить, действовать с материалами (самостоятельно смешивать цвета красок для получения необходимых цветов: фиолетовый, розовый оранжевый, зелёный,голубой, серый)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»
В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности....
План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ
Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы. Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."
Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство со звуком Щ"
Конспект для занятия с детьси с ТНР знакомство со звуком "Щ"...