Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ветрова Светлана Михайловна

Конспект для старшей логопедической группы компенсирующей направленности  занятия по теме придлог "В"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"

Цели: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «В»

Оборудование:

- игрушка: «Карлсон»;
- маленький шарик на ниточке;
- предметы: банка, миска, ящик, лейка, бокал, бутылка;
- схема предлога «В»;
- картинки овощей и фруктов (муляжи);
- корзина и ящик;
- сумка, мешок, ведро, шкаф, тумбочка;
- игрушки: машина – гараж; кукла – коляска; кубики – коробка;
- мяч – сетка; формочки – ведро;
- панно, на котором расположены сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, музей, цирк;
- магнитофон, кассета.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед показывает детям сумку.

Логопед: Придумайте, что у меня может лежать внутри сумки.

Дети называют разные предметы, отвечают полным предложением.

Дети: В сумке лежит хлеб. В сумке лежит банан…

Логопед: Эти предметы могут лежать в сумке. Но внутри сумки лежит телеграмма.

Логопед читает телеграмму «Скоро буду. Ждите. Приготовьте варенье».

Логопед: Как вы думаете, кто мог написать эту телеграмму?

Логопед включает магнитофон - маленький музыкальный отрывок из сказки «Малыш и Карлсон».

II. Изучение новой темы

Игра: «Волшебный шарик»

1) Логопед: К нам в гости сегодня прилетел большой сластена. Он любит варенье и все сладкое: конфеты, вафли, ватрушки, плюшки. А на спине у этого гостя пропеллер. Кто это? (Карлсон.)

Логопед достает игрушку - Карлсон.

2) Логопед: Карлсон у нас такой шутник, он очень любит поиграть и пошалить. И вот он придумал игру - «волшебный шарик». Шарик этот на ниточке. Карлсон предлагает нам с этим шариком поиграть.

Посмотрите, что он делает с шариком?

Логопед достает из мешочка шарик на ниточке и по очереди опускает в банку, бутылку, ящик, миску, лейку и т.д.

Логопед опускает волшебный шарик в банку и спрашивает детей:

- Где шарик?

Дети: Шарик В банке.

Затем логопед опускает волшебный шарик в миску и спрашивает детей:

- Где шарик?

Дети: Шарик В миске.

Аналогично проделывается работа с другими предметами (лейка, бутылка, ящик).

Логопед после каждого ответа, выделяя голосом предлог «В», повторяет ответы детей.

3) Объяснение:«Если предмет находится внутри или в середине другого предмета, появляется маленькое слово-помощник «В».

Показать схему этого предлога.

Тема занятия.

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться употреблять это короткое слово «В».

III. Игра «Уберем игрушки»

Логопед: А сейчас мы будем учиться составлять предложения с маленьким словом «В».

Карлсон приготовил для вас сюрприз, но покажет его он только тогда, когда мы поможем ему убрать игрушки. Они с Малышом играли и все игрушки разбросали. Нужно положить каждую игрушку на свое место и сказать, куда вы положили игрушку.

Дети составляют предложения с маленьким словом «В».

- Что это? (Машина.)

- Куда мы поставим машину? (Машину ставим в гараж.)

- Что это? (Кубики.)

- Куда положим кубики? (Кубики положим в коробку.)

- Что это? (Кукла.)

- Куда посадим куклу? (Куклу посадим в коляску.)

- Что это? (Мяч.)

- Куда положим мяч? (Мяч положим в сетку.)

- Что это? (Формочки.)

- Куда положим формочки? (Формочки положим в ведро.)

Дети отвечают полным предложением.

Логопед напоминает, что в каждом предложении встречается маленькое слово «В».

IV. Игра «Чудесная коробка»

Логопед: Вы помогли Карлсону, положили на места все игрушки. Он приготовил для вас сюрприз.

Логопед достает коробку.

- А что в этой коробке, вы узнаете, отгадав загадки:

1)

Бурый, пушистый,
Ест мед душистый.

(Медведь.)

Логопед достает из коробки игрушку - медведя.

- Где лежал медведь? (Медведь лежал в коробке.)

2)

У рыжей плутовки
Тридцать три уловки.
Без них трудно прожить,
Трудно корм добыть.
(
Лиса.)

Логопед достает из коробки игрушку - лису.

- Где была лиса? (Лиса была в коробке.)

3)

Кто по елке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(
Белка.)

Логопед достает из коробки игрушку - белку.

- Где находилась белка? (Белка лежала в коробке.)

4)

Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши.

(Кот.)

Логопед достает из коробки игрушку кота.

- Где лежал кот? (Кот лежал в коробке.)

5)

Под полом скребусь,
А кошки боюсь.
(Мышь.)

Логопед достает из коробки игрушку мыши.

- Где была мышь? (Мышь лежала в коробке.)

6)

Заворчал живой звонок,
Лег у двери поперек.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

(Собака.)

Логопед достает из коробки игрушку - собаку.

- Где лежала собака? (Собака лежала в коробке.)

- Какие предметы (игрушки) были в коробке?

Дети по очереди: В коробке была лиса. В коробке был медведь и т.д.

V. Игра «Кто, где спит?»

На столе у логопеда стоят игрушки: медведь, лиса, кот, мышь, белка, собака.

Логопед: Где спит медведь?

- Где спит лиса?

Дети составляют предложения о каждой игрушке.

Дети: Кот спит в доме.

- Собака спит в конуре.

- Лиса спит в норе и т.д.

VI. Физминутка

Мы поедим в лес, в лес, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Много встретим там чудес.
Спит медведь в своей берлоге, 
(Присесть.)
Видим мы лису в норе, 
(Руки ко лбу.)
Заяц прыгал вдоль опушки, 
(Попрыгать.)
Белка спряталась в дупле. 
(Закрыть ладошками лицо и присесть.)

VII. Игра «Прятки»

Логопед: Карлсон любит играть в разные игры. И вот сейчас он хочет поиграть с вами в прятки. Карлсон будет прятаться, а вы его ищите.

Логопед прячет Карлсона и спрашивает:

- Где Карлсон?

Дети отыскивают его и говорят:

- Карлсон спрятался в шкафу. Карлсон залез в тумбочку. Карлсон залез в ведро. Карлсон спрятался в мешке и т.д.

VIII. Игра «Помоги Карлсону»

Логопед: Карлсон хотел приготовить себе обед из овощей и фруктов, но не знает где, что лежит. Ему надо помочь. Положить овощи в ящик, а фрукты в корзину.

У детей на столах лежат картинки (муляжи) овощей и фруктов. Дети по очереди выходят и кладут картинки с овощами в ящик, а картинки с изображением фрукта - в корзину.

Отвечают полным предложением.

Дети: Я положу яблоко в корзину. Я положу помидор в ящик и т.д.

Логопед уточняет: Где лежат овощи? (Овощи лежат в ящике.)

- Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в корзине.)

- Какое маленькое слово нам помогало? («В»)

Маленькое слово «В» появляется только тогда, когда предмет находится внутри другого предмета.

IX. Игра «Найди слово»

Логопед: Карлсон любит сочинять. Сегодня он приготовил для вас стихи, в которых встречается маленькое слово-помощник «В».

Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в них маленькое слово «В».

1)

В поле ветер вдруг поднялся,
Без шляпы Коля остался

- Где вдруг поднялся ветер?

2)

В лес пошли бобры,
Топоры у них остры.

- Куда пошли бобры?

3)

В гости вас ворона ждет,
Пироги для вас печет.

- Куда пригласила вас ворона?

4)

В бочке яблоко моченое,
В печке яблоко печеное.

- Где яблоко моченое?

- Где яблоко печеное?

5)

В небе ясная луна,
В море синяя волна.

- Где ясная луна?

- Где синяя волна?

X. Игра «Исправь ошибки Карлсона»

Логопед: Карлсон написал рассказ о Малыше. Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибки.

Малыш пошел _ гости.
Он купил _ магазине конфеты и вафли.
Малыш сел _ автобус.
Мальчик вошел _ дом.
Карлсон его ждал _ квартире.

- Какое маленькое слово Карлсон пропустил в предложениях ? («В»)

XI. Игра «Путешествие»

У детей на столах сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, театр, цирк, школа, детский сад, магазин.

Логопед: Карлсону пора прощаться с нами. У него еще много дел. Он должен улетать. И на прощание давайте мы ему подарим предложения с маленьким словом «В», которые вы составите по картинкам на ваших столах.

Дети отвечают полным предложением, выделяя предлог «В».

Дети: Дети идут в парк.

- Коля смотрит спектакль в театре.

- Яблоки растут в саду и т.д.

XII. Итог

Логопед: С каким словом-помощником мы сегодня с вами познакомились? В»)

Что мы учились делать сегодня на занятии? (Выделяли и употребляли маленькое слово «В», составляли предложения…)

Оценивается деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми средней группы компенсирующей направленности на тему: «Научим Незнайку смешивать цвета»

Цель: развивать способность логически мыслить, действовать с материалами (самостоятельно смешивать цвета красок для получения необходимых цветов: фиолетовый, розовый оранжевый, зелёный,голубой, серый)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»

В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности....

План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ

Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.  Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."

Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус «задержка психического развития» )   по реализации ОО &quo...