Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство со звуком Щ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ветрова Светлана Михайловна

Конспект для занятия с детьси с ТНР знакомство со звуком "Щ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство со звуком Щ"

Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.  

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Третий лишний».
Назовите лишний звук:

А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь

2. Знакомство со звуком щ.
- Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.

Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище. 
(Щетка. В слове щетка первый звук щ.) 

- Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)

Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)

3. Анализ артикуляции звука [щ].

Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)

Дайте характеристику звуку щ. (Согласный,  мягкий, глухой.)

4. Упражнение в произношении звука [щ].

а) Произношение изолированного звука [щ].

 Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

 - Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.

б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».

-Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].

Это не кот, а огромный …(котище),

У него не усы, а …(усищи).

У него не когти, а … (когтищи),

У него не глаза, а…   (глазищи),

У него не хвост, а…(хвостище),

У него не зубы, а…(зубищи),

в) Игра «Повтори - не ошибись»

Произношение ряда слов со звуком щ.

- Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:

усищи  когтищи  глазищи  хвостище;

когтищи  глазищи  усищи  хвостище;

хвостище  усищи  когтищи  глазищи.

 

5. Выделение звука [щ] из состава слова.

а) Игра «Сигнальщики».

 Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .

Уборщица, столяр, дрессировщик,

шахтер, носильщик, слесарь,

сварщик, овощевод, регулировщик,

точильщик, космонавт, шофер,

чистильщик, штукатур, стекольщик,

танцовщица, выдумщик.

- Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)

б) Игра «Где слышится звук?».

- Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.

  (Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)

 

6.. Физминутка.

Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»

Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»

 

7. Звуко-слоговой анализ слов.

Игра «Зашифруй слова»

Составление звуковой схемы слова «пильщик».

– Сколько  слогов в слове  пильщик? (Два слога)

– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и)

– Сколько звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)

– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)

– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?

8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.

Игра «Произнеси четко».

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

  Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)

9.. Итог деятельности.

– Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми средней группы компенсирующей направленности на тему: «Научим Незнайку смешивать цвета»

Цель: развивать способность логически мыслить, действовать с материалами (самостоятельно смешивать цвета красок для получения необходимых цветов: фиолетовый, розовый оранжевый, зелёный,голубой, серый)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»

В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности....

План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ

Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.  Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."

Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Предлог В"

Конспект для старшей логопедической группы компенсирующей направленности  занятия по теме придлог "В"...