Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи
статья по логопедии (средняя группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Игры, приемы направленные на развитие у детей  слухового восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluhovoe_vospriyatie.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей

 с тяжелыми нарушениями речи.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его источник  и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. Для того чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено. У них речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения,  сложности при формировании грамматического строя речи и  слоговой структуры речи. В основе этих расстройств лежит низкий уровень развития слухового восприятия.

На начальных этапах работы по формированию слухового восприятия логопеду следует развивать у детей понимание речи, а также слуховое внимание и слуховую память. Для этого в игровых ситуациях дети, вслушиваясь в звучащую речь педагога, выполняют определенные действия с различными игрушками, предметами: находят из нескольких предметов названный; выполняют действия с предметами по инструкции. Например: одень куклу; поставь машинку в «гараж», сложи кубики, возьми карандаши и нарисуй синюю машинку. Затем уже самостоятельно называют используемые предметы, их действия и признаки.

Вызвав у ребенка интерес к речевому общению, необходимо научить его различать неречевые звуки (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки). Упражнения по развитию неречевого слуха подготовят детей к восприятию речевых звуков.

Упражнения предлагаются детям в виде разнообразных игр, которые могут быть использованы как на занятиях, так и в других видах деятельности.
Вначале проводятся игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребенка.

В игре «Покажи, что звучит» педагог воспроизводит звучание одним из предметов (бубен, колокольчик, шуршание бумаги и т.д.), спрятанных за ширмой. Ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его озвучить, проверив себя.

В игре «Лови звук» взрослый, спрятав за спиной звучащий предмет (колокольчик, бубен, погремушку), предлагает ребенку хлопнуть («поймать звук»), если он услышит определенный звук.                                                
         Затем следует учить определять различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко отличающихся и близких звучаний. Можно рекомендовать следующие игры:

Игра «Одинаковые и разные звуки» - педагог, находясь за ширмой или сзади ребенка, приводит в звучание различные, а затем одинаковые игрушки (игрушка, издающая писк – свисток, колокольчик – бубен, детское пианино – гармоника т.д.). Ребенок отвечает на вопрос «Одинаковые или разные звуки?».

Игра «Будь внимательный». По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения руками, соотнося их с разными звуками. Например, на звук барабана должен поднять руки вверх, на звук трещётки  – удерживать руки впереди, а на звук свистка  - развести их в стороны.

В игре «Узнай по звуку» ребенку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки он услышал (стук в дверь, журчание воды, скрип двери, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, чихание т.п.). Предлагается прослушивание от 2 до 5 звучаний. Ребенок по команде  открывает глаза, указывает на изображения звучавших предметов  и называет запомнившиеся звуки или предметы их издающие.
         Также слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам
 (громкости, длительности, высоте).

В игре «Найди игрушку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, (например, бубна). Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.

В игре «Покажи звук» детям даются по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой - длинная полоса. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

Игра  «Высоко – низко». Дети идут по кругу. Педагог воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки - приседают.

Овладение правильным произношением вызывает большие трудности у детей, особенно имеющих минимальное снижение остроты слуха, так как у них страдает различение акустических признаков речевых звуков и слуховой контроль речи окружающих и собственной. Поэтому закрепление звукопроизносительных умений следует проводить параллельно с развитием фонетического и интонационного слуха. Поставленные логопедом звуки закрепляются в слогах, словах, предложениях и автоматизируются в скороговорках, коротких текстах. Однако, если у ребенка не получается правильно повторять отрабатываемый звук, то следует уделить внимание развитию слухового контроля. В этом случае будут эффективными приемы, направленные на усиление звука. Это позволяет ребенку лучше слышать голос говорящего и собственный, контролировать себя. С этой целью рекомендуется использовать:

  • Прием «Эхофон» («слушай себя»). Он заключается в использовании специального микрофона с эффектом «эхо», который позволяет лучше слышать  и контролировать  свой голос.
  • Прием - «Трубопровод». Позволяет усиливать звучание собственного голоса с помощью специальных широких трубок, которые можно изгибать и направлять от рта к уху и тем самым усиливать звучание.
  • Также слуховой контроль активизируется, если ребенку предлагается исправить ответы товарищей, а затем свои высказывания, ранее записанные на диктофон.

Одновременно с формированием звукопроизношения необходимо проводить развитие фонетического слуха, которое включает различение слогов и звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкости, высоте, длительности).

Определение громкости речевых элементов способствует улучшению слуховой чувствительности за счет эффекта «прислушивания» и повышению разборчивости восприятия речи в изменяющихся акустических условиях. Это умение тренируется в упражнениях, направленных на вырабатывание условных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться» - в ответ на громкие; повторить звукокомплексы (ау, эу и др.) различным по силе голосом в играх «Эхо», «Заблудились»; показать на сюжетной картинке «громко говорящего» и «тихо говорящего», соотнеся понятия «далеко - тихо», «близко – громко» и т.д..

Определение и воспроизведение высоты звука являются базовыми умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия «высокий – низкий» закрепляются с помощью движений (например, руки), соответствующих понижению и повышению голоса диктора (игра «Лесенка»); раскладывания картинок, в соответствии с повышением высоты голоса изображенных персонажей; отгадывания принадлежности звучания без зрительной опоры; собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; «озвучивания» предметов, их изображений т.д.

Определение длительности речевых сигналов является основным умением для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, ее выразительности. В практических упражнениях длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз) усваиваются в процессе показывания движениями руки длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний; изменения скорости произнесения ребенком слогов, слов, фраз.

Определение направления звучания речевых стимулов осуществляется в игровых приемах, идентичных описанным ранее при развитии неречевого слуха. В данном случае в играх «Найди меня», «Кто-где?» следует использовать речевой материал, например, имена детей, звукоподражания животным и т.д.

Параллельно ребенка нужно знакомить с интонационными средствами языка: ритмом (равномерным чередованием слогов, различных по силе и длительности), темпом (скоростью произнесения слогов), мелодикой (повышением и понижением голоса для утверждения, вопроса, восклицания), тембром (выражением эмоций путем изменения высоты, силы голоса, длительности его звучания).

Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создает предпосылки понимания смыслоразличительной роли их отдельных признаков, что способствует развитию фонематического восприятия.

Овладение операциями анализа и синтеза осуществляется в различных играх на материале слов и фраз («Телеграф», «Живые буквы/звуки», «Превращения слов», «Ребусы», «Разбери/составь схему», «Слова-анаграммы», «Деформированные тексты» и др.).
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть определенным объемом аналитико-синтетических операций.

Таким образом, использование предложенных игр и приемов позволяют детям с тяжелыми нарушениями речи обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, развивать и формировать слуховое восприятие, необходимое для нормального усвоения и произношения звуков, слов, овладение речевой активностью. А также способствует развитию других познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, что в свою очередь является фундаментом становления личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с нарушением зрения

Описаны направления работы педагога по развитию слухового восприятия у  детей с нарушениями зрения....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...