Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир и его обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир и его обитатели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Подводный мир и его обитатели»

Цель занятия: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме «Подводный мир и его обитатели»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать умения образовывать прилагательные; учить согласовывать существительные с числительными и прилагательными.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, развивать артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, развивать умение координировать речь с движениями, развивать дыхание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.

Оборудование: «аквариум», контейнеры с пресной и соленой водой, картинки морских и пресноводных обитателей, разрезные картинки подводных обитателей, картинки с фрагментами фотографий подводных обитателей, картинки океана, речки и озера, ноутбук, картинка морского дна и его обитателей, морская принцесса, трубочки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети садятся на стульчики за стол, прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.

Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужен хороший настрой. Повторяйте за мной слова:

Мы ладошку к ладошке приложим, 
И друг другу дружить предложим.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными и дружными стать.

Логопед: Молодцы.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: Как я уже сказала, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не в простое, а в какое, вы должны догадаться сами. У вас 3 картинки, посмотрите: что на них? (океан, река, озеро). Сейчас вы услышите звуки – попытайтесь догадаться, что их издает – для этого поднимите нужную карточку.

Звучит по очереди шум океана, речки, озера.

Логопед: Если вы догадались, что это за шум, то поднимаете карточку с правильным изображением.

Дети слушают.

Логопед: Дети, вы догадались, что это было?

Дети: Да, шум океана, речки, озера.

Логопед: Итак, давайте подумаем, куда же мы сегодня с вами отправимся? Что объединяет океан, реку, озеро?

Дети: Это – подводный/водный мир.

Логопед: Да, сегодня мы с вами будем изучать подводный мир и его обитателей.

Дети сидят на стульчиках.

III. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Смотрите-смотрите, кто это к нам приплыл сегодня в гости?

Дети: Морская принцесса

Логопед: И привезла нам еще какой-то подарок, давайте посмотрим.  Дети, что это?

Дети: Аквариум.

Большой контейнер в виде аквариума.

Логопед: Предлагаю поиграть в раскопки и опуститься на морское дно.

Каждый ребенок по очереди раскапывает и достает ракушку с фигуркой артикуляционной гимнастики. Задания выполняются всей группой перед зеркалами.

Логопед: Отлично дети, справились с первым заданием!

2. Игра «Разрезные картинки»

Логопед: Наша морская принцесса предлагает поиграть в игру, называется «Разрезные картинки». Надо ей помочь собрать все картинки вместе.

Перед детьми лежат разрезные картинки с подводными обитателями. Каждому ребенку необходимо собрать своего обитателя и назвать, кто получился.

После выполненного задания морская принцесса дарит конверт.

3. Физкультминутка «Морское царство»

Логопед: Ребята, мне кажется мы свами засиделись, подвигаемся?

Дети встают со стульчиков и становятся в полукруг перед логопедом.

Море очень широко

Море очень глубоко

Рыбки там живут, друзья

А вот воду пить-нельзя.

А над морем чайки кружат

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

(Широко разводят руки в сторону)

(Приседают, коснувшись руками пола)

(Выполняют движение «Рыбка»)

(Грозят пальцами)

(Разводят руки в стороны, как будто летят)

(Брызги пальцами)

(Машут руками над головой)

(Плавательные движения руками)

(Повороты вокруг себя)

Логопед: Отлично, размялись, давайте дальше продолжать наше путешествие.

4. Игра «Кто где обитает?»

Логопед: Скажите, дети, а какая вода в морях и океанах?

Дети: Соленая.

Логопед: А в реках и озерах?

Дети: Пресная.

Если не ответят, подвести их к этому, сказать, что в реках и озерах вода несоленая, то есть пресная.

Логопед: Давайте мы сейчас с вами разделим наших обитателей на морских и пресноводных, которые водятся в морской воде, то есть соленой, и в пресной воде, то есть несоленой.

Перед детьми два контейнера, один с соленой водой (дети солят сами), другой с пресной. К контейнерам приклеены картинки моря и речки. Дети выбирают любого обитателя из предложенных, называют его и определяют, в какой воде он живет.

Морские обитатели: краб, скат, морской конек, рыба-клоун, осьминог, морская звезда, рыба-меч.

Пресноводные обитатели: окунь, плотва, щука, сом, лещ, ерш, рак.

5. Игра “Чей? Чья? Чьё? Чьи?”

Логопед: Ребята, морская принцесса поделилась со мной своей бедой. В морской школе ей дали задание, с которым она справиться не может: не умеет играть в игру “Чей? Чья? Чьё? Чьи?”. Хотите помочь бедняге? Давайте вместе поиграем!

Логопед: Итак, перед вами картинки подводных обитателей и фрагменты фотографий. Кто-то очень плохо сфотографировал, что видно только часть фотографии. Давайте попробуем назвать, кому что принадлежит.

Что нарисовано на картинке? Плавники

А плавники чьи? Щучьи

Ребенок берет часть картинки с плавниками, ищет щуку на картинке и крепит на нее плавники.

Чей хвост? Китовый

Чей панцирь? Черепаший

Чьи щупальца? Осьминожьи

Чья голова? Акулья

Чей ус? Соминый

6. Игра «Рыбаки”

Логопед: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. А теперь посмотрите сюда, кто-то выловил очень много морских обитателей. Там и рыбы, и черепахи и крабы… Давайте мы их с вами выпустим, а потом посчитаем.

Перед детьми лежит картинка с подводным миром и картинки морских обитателей. Дети при помощи коктейльной трубочки всасывают воздух и переносят обитателей на картинку подводного мира.

У первого, второго, третьего ребенка по: 2 морские звезды, 3 черепахи, 5 медуз.

У четвертого, пятого, шестого ребенка по: 2 акулы, 3 морских конька, 5 крабов.

Логопед: Отлично! Всех спасли! Давайте теперь их посчитаем.

Логопед называет имя ребенка и спрашивает, кого он спас. Затем называет, кого надо посчитать.

IV. Итог занятия.

Логопед: Давайте теперь посмотрим, что же подарила нам морская принцесса.

Дети: Это наклейки.

Логопед: Но наклейки не простые: сейчас они черные, но если их опустить в теплую воду, то они станут цветными. Давайте проверим. И морская принцесса дарит их вам на память о нашем путешествии.

Логопед: У кого какой обитатель появился?

Дети проверяют наклейки в воде и проговаривают у кого кто получился.

Логопед: Вот наши приключения и подошли к концу. И мы возвращаемся в группу.

Вам понравилось путешествие? Что понравилось? С кем сегодня мы с вами познакомились, кого вы запомнили? Какие задания мы с вами выполняли? Что для вас было трудно выполнять? Еще раз попутешествуем?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия. По лексической теме «Лес и его обитатели» (с использованием компьютерных технологий.)

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»....

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.Задачи.Коррекционно-образовательные:обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тел...