Конспект фронтального логопедического занятия. По лексической теме «Лес и его обитатели» (с использованием компьютерных технологий.)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Заседателева Лариса Викторовна

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые».

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида п. Обидимо»

                            Конспект фронтального логопедического занятия

с использованием компьютерной технологии.

По лексической теме:

Провела: учитель-логопед

Заседателева Лариса Викторовна

Тула 2013год.

Конспект фронтального логопедического занятия

По лексической теме  «Лес и его обитатели» 

с использованием компьютерной технологии.

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания о деревьях, растениях, диких животных, знакомить с  их жилищами;
  • Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова-признаки, антонимы;
  • Формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от существительных;
  • Учить дифференцировать вопросы - Кто? Что?

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие речевого дыхания, дифференциации свистящих и шипящих звуков;
  • Развитие слухового внимания совершенствование фонематического восприятия;
  • Развивать зрительное внимание и словесно-логическое мышление; 
  • Развивать умение отвечать на вопросы, навыки связного высказывания;
  • Развитие общей артикуляционной моторики,
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук,
  • Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
  • Закрепить навык выполнения движений с большим мячом  для развития общей моторики, быстроты реакции в сочетании с речевой деятельностью

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного;
  • Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости;
  • Воспитание усидчивости, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.

Оборудование:

Диск с записью П.И Чайковского «Вальс цветов», «Пение птиц», «Пчела», «Камар», «Шум ветра», «Шелест листьев»; компьютер, видиопроэетор, экран, презентация с изображением диких животных,  птиц, деревьев и кустарников, листьев деревьев; макеты деревьев клёна и липы, листья клёна и липы; зеркала на каждого ребёнка, мяч.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Логопед: Дети сегодня мы с вами совершим прогулку в лес. Желаю вам хорошего, солнечного настроения и пусть это солнышко согревает вас своей любовью на протяжении всего занятия. (Слайд № 2 Изображение солнышко).

1. Артикуляционная гимнастика: (Все изображения артикуляционной позиции с изображением  на экране)

                             

упражнение «Иголочка» ((Слайд № 3 Изображение Иголочка и артикуляционная позиция))

                            Приоткрыли мы окно,

                             А на улице тепло,

                             Язычок наш потянулся,

                                 Широко нам улыбнулся.

 Логопед: Погода хорошая, светит солнышко. Очень хорошая будет                прогулка по лесу. Посмотрим на часики. Ходят  часики  тик-так.

  • упражнение «Часики». (Слайд № 4 Изображение Часики и артикуляционная позиция)

Логопед: Время позавтракать. Нальём чаю в чашечку чая

  • упражнение «Чашечка» (Слайд № 5 Изображение Чашечка и артикуляционная позиция)

Логопед: Язык широкий положи, а края приподними.

                 Получилась чашечка, кругленькая чашечка

                 Чашку в рот мы занесём, её бока к краям прижмём.

Логопед:  С чаем будем, есть блинчики

  • упражнение «Блинчик» (Слайд № 6 Изображение Блинчик и артикуляционная позиция)

     Логопед: А блинчик намажем вкусным вареньем.

  • упражнение «Вкусное варенье» (Слайд № 7Изображение Банки с вареньем и артикуляционная позиция)

 Логопед:  После завтрака надо почистить зубки.

  • упражнение «Чьи зубки чище» (Слайд № 8 Изображение Зубки  и артикуляционная позиция)

      Логопед: А теперь пошли гулять в лес. Из леса зайка прибежал и дорогу показал. (Слайд № 9 Изображение зайца)

Вот он с горки прокатился

  • упражнение «Горка» (Слайд № 10 Изображение горка и артикуляционная позиция)

Вдоль заборчика скакал

  • упражнение «заборчик» (Слайд № 11 Изображение зубки в улыбке и артикуляционная позиция)

На качелях покатался

упражнение «Качели» (Слайд № 12 Изображение качели и артикуляционная позиция)

                                                  И в лес зайка поскакал

        Логопед: поскачем за зайкой на лошадках в лес.

  • упражнение «Лошадки» (Слайд № 13 Изображение лошадка и артикуляционная позиция)

      Логопед: И вот мы уже в лесу

Долбит дятел в лесу сук

Раздаётся: тук-тук-тук!

  • упражнение «Дятел» (Слайд № 14 Изображение дятла и артикуляционная позиция)

                                       

II. Основная часть:

Логопед:   Дети посмотрите, какой красивый лиственный лес.

 2. (Слайд № 15 Изображение леса) Назовите, одним словом, что в лесу растёт?

 3. (Слайд № 16 Изображение дерева и кустарника)

Логопед: Определите, на какой картинке изображено дерево, а на какой кустарник. Посмотри внимательно, подумайте и скажите, чем отличается дерево  от кустарника?

4. Логопед: А сейчас мы вспомним, какие деревья растут в лесу.

(Слайд № 17 Изображение деревьев)

Игра «Назови ласково» Берёза – берёзонька,

               ( Тополь, сосна, дуб, ёлка, рябина)

5. Логопед: Подумай и скажи, лист какого дерева нарисован:

 (Слайд № 18 Изображение листьев берёзы, рябины, дуба, клёна)

6. Игра «Наоборот».

Подбери слова-признаки.

Листья (какие?) узкие – широкие (круглые, большие, гладкие, мелкие)

 7. Пальчиковая гимнастика: «Букет из листьев»

Хором:              Раз, два, три, четыре, пять-

                           Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки (поочерёдно)

                           Листья берёзы,

                           Листья рябины

                           Листики тополя,

                            Листья осины,

                           Листики дуба

Загибать поочерёдно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.               Мы соберём

                             Маме из листьев

                             букет принесём

    Сжимать и разжимать кулачки (вместе), вытянуть вперёд ладошки.

8. Логопед: Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом» (ёлка) (Слайд № 19 Изображение ёлки с шишками) Посмотрите, а что у ёлки вместо листьев? (иголки) А какие плоды растут на ёлке? (шишки)

 - Слуховая разминка «Послушай и угадай, правильно ли я сказала»(Хлопни в ладошки, если услышишь правильно названное слово)

Это фыфка? Это шишка? Это сыска? Это хыхка? Это шиска? Это шихка? Это шишка? Это фыска? Это фышка? Это хышка?  Это щищка? Это шишка?

9. Пальчиковый массаж «Орешник»

Логопед: А вот кустарник орешник, какие плоды на орешнике растут? (орехи) (Слайд № 20 Изображение орешника) 

                                 Наклонил орешник ветки

Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.

                                Дарит всем друзьям орешки.

Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.

                                Вот орешек  для бельчонка,

                                Вот орешек для мышонка,

                                Вот орешек хомячку,

                               Вот орех бурундучку,

                               И орешек для меня

Поочерёдное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого

                              Приготовил он друзья

Потирание ладоней друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.

10. Логопед: Вспомним, какие животные живут в лесу, отгадаем загадки: (Слайд № 21 Изображения животных)

              По деревьям скок-скок, да орешки всё грызёт? (белка)

             Ходит летом косолапо, а зимой сосёт он лапу? (медведь)

             Ползун ползёт, иголки на себе везёт? (ёж)

             Рыжая, хитрая, кур крадёт.(лиса)

             Кто зимой холодной, ходит злой, голодный.(волк)

            Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку?(заяц)

Логопед:  Кто же  в лесу живёт, назовите  одним словом.

 Как этих животных называют? (дикие) Почему?(Они живут в лесу, бояться человека, это не прирученные животные, сами себе добывают пищу)

11. Физкультминутка «Зайчики» (Слайд № 22 Изображение зайца)

                     Скок-поскок, скок-поскок

                     Зайка прыгнул на пенёк (дети прыгают на месте)

   Движения выполняются в соответствии с текстом.

                      В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт,

                      Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

                      Лапки ставим на бочёк,  на носочках скок-скок-скок.

                     А затем в присядку, чтоб не мёрзли лапки.

12. Игра «Кто где живёт?» - назови чьё жилище (Слайд № 23 Изображения жилищ)

      Нора (чья?) лисья нора, берлога (чья?), логово (чьё?), дупло (чьё?)

13. Игра в мяч «Назови детёнышей» (Слайд № 24 Изображения животных)

     Логопед: Знают взрослые, и дети  мамы есть у всех на свете,

и не только у детей есть у маленьких зверей

Логопед бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет детеныша животного:

               Заяц – зайчонок, (еж ,белка, лиса, волк, медведь.)

14. «Чья у зверя голова подскажи скорей слова» (Слайд № 24)

Логопед бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч, образуя из существительного притяжательное прилагательное:

у лисы голова – лисья, (у волка, у медведя, у белки).

Логопед: В лесу растут не только деревья и кустарники, посмотрите что? (Слайд № 25 Изображения цветов )назовём одним словом

15. Динамическое упражнение «Цветы»

Хором:               Раз, два, три – выросли цветы

Медленно вставать из положения сидя.

                           К солнцу потянулись высоко, высоко.

Поднять руки вверх, потянуться.

                          Цветам тепло и хорошо

Обмахиваем лицо руками.

16. Логопед: А над цветами окружаться кто? Назовём одним словом - насекомые: (Слайд № 26 анимация бабочек, пчёл, комаров)

А теперь назовите это насекомое. Правильно, послушайте пчелу, пожужжим как пчела.

Дыхательные упражнения «пчёлы» ж-ж-ж-ж

 Как называется это насекомое. Правильно, послушайте комара (анимация, комаров), пропищим, как комар, звонко.

 Дыхательные упражнения «комарики» з-з-з-з

     Послушайте засвистел «ветер» (Слайд № 27 анимация и звук ветра), посвистим как ветер.

Дыхательные упражнения «ветер» -с-с-с-с

     Послушайте зашелестела листва(звук шелеста листьев),прошуршим  как листва.

Дыхательные упражнения «листва» ш-ш-ш-ш 

17. Логопед: В лесу живут не только животные, (Слайд № 28 лес и фонограмма пение птиц)  послушайте, посмотрите и скажите кто? назовём одним словом – птицы (Слайд № 29 изображение птиц)

 Игра «Посчитай птиц» (Слайд № 30 изображение птиц)

1- сова  2 - совы   5 - сов

(Кукушка, дятел, ворона, сорока)

18. Игра «Четвёртый лишний) (Слайд № 31 изображение животных) 

- (лиса, кот, волк, белка)

- (волк, медведь, заяц, ворона)

 

19. Игра «Найди своё дерево» (Слайд № 32 Изображение природы, фонограмма П.И Чайковского «Вальс цветов»)

Детям раздать листья клёна и липы.

Логопед: Дети посмотрите на макеты деревьев, как называется это дерево? (клён), (липа), а листики этого дерева как называются?(кленовые), (липовые). Дети  делятся на подгруппы, образуют круги возле одного из деревьев (клён, липа). Под музыку «Вальс цветов» дети легко на носочках бегают по залу, с окончанием музыки, встают в круг возле своего дерева.

III. Итог занятия: (Слайд № 33 изображение солнышко) 

Логопед: Дети сегодня мы с вами совершили интересную прогулку в лес

Давайте ещё раз вспомним и назовём Что в лесу растёт? Назовём одним словом – деревья, кустарники, цветы. А кто в лесу живёт? Дикие животные, птицы и насекомые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме "Зима"

Занятие составлено для подготовительной к школе логогруппы в рамках программы по коррекции ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиКоррекционно-образовательные задачи.- расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»;-учить согласовать числи...

Конспект фронтального-логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы».

Цели: Активизация и обогащение словаря детей по теме  «перелетные птицы»....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» ...

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Человек и его части» в старшей группе.

Коррекционно-образовательные:-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существи...