Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Палкина Анастасия Юрьевна

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление знаний детей об овощах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить представления детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках; активизировать, уточнить и расширить словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (образование формы родительного падежа существительных в единственном числе; образование формы винительного падежа существительных в единственном числе; согласование числительных с существительными); совершенствовать навыки словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и словоизменения (изменение существительных по числам).

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, память, зрительное внимание; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, тактильно-двигательное восприятие; развивать умение отгадывать загадки.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения; воспитывать внимательное отношение к природе.

Форма проведения занятия: игра – путешествие.

Методы:

  • словесные (беседа, диалог, словарная работа)
  • наглядные (показ действий, предметов).

Оборудование: корзина с натуральными овощами, массажеры Су-Джок, предметные картинки с изображениями овощей, игрушки «Овощи», картинка-штриховка «Морковь».

Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, просмотр иллюстраций, рисование, прослушивание стихотворений, отгадывание загадок, дидактические игры, беседы о пользе овощей и фруктов.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Игровая мотивация.

Дети входят в группу под тихую спокойную музыку. Детей встречает учитель-логопед в роли Козы.

- Ребята! Недалеко от детского сада есть замечательный огород, а хозяйка этого огорода я — коза Лиза. Сегодня с приглашаю в гости в мой огород, где мы узнаем, что там выросло. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга и наших гостей.

 Песенка-началка «Привет, всем привет!»

Как вы думаете, что растет в моем огороде? (овощи)

«Мозговой штурм»

- А вы хотите посмотреть, какие именно овощи выросли в моем огороде? (да)

Подвижная игра «В огороде»

Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Овощи».

В огород пойдем, (Дети идут по кругу, держатся за руки).

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, (Приседают, держатся за руки).

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку (Пляшут, держат руки на поясе).

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки).

Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом).

И поскачем по дорожке, (Скачут по кругу друг за другом).

Как зеленые горошки.

II. Основная часть.

Дети приходят в импровизированный «огород».

— Вот мы и пришли в мой огород. Скажите, что нужно для того, чтобы вырос хороший урожай? (Вскопать и разрыхлить землю, посеять семена, посадить рассаду, удобрять, поливать, полоть. Нужно чтобы было тепло и светило солнышко.)

- Повторяйте за мной чистоговорку и мы вспомним, что же нужно чтобы вырастить хороший урожай.

1. Чистоговорка «Огород» (самомассаж рук с помощью шарика Су-Джок)

Од-од-од – мы вскопали огород. (Катают мяч между ладоней)

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода. (Перекладывают мяч из руки в руку)

Ду-ду-ду – за водой пойду. (Катают мяч между ладоней)

Да-да-да – рад помочь всегда. (Перекладывают мяч из руки в руку)

- Ребята. Я вам скажу по секрету, у меня в огороде вырос волшебный овощ. Вы хотите узнать, что это за овощ? (Да)

- Его так просто не увидишь. Чтобы его увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть этого овоща. А когда вы соберёте все части, то вы узнаете о каком овоще идет речь. Согласны? (Да)

2. Упражнение «Отгадай загадки»

Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках овощей.

- Посмотрите, в этой корзине лежат овощи, которые выросли в моём огороде. Я вам загадываю загадку, вы отгадайте и найдите этот овощ в корзине (дети отгадывают и достают овощи из корзины).

1. Как не зрелый он — зелёный,

Спелый — красный и большой,

Маринованный, солёный,

Он — любимый овощ мой! (Помидор)

2. Он — на грядке возле дома,

Он хрустящий и зелёный.

Овощ, правда, молодец —

Наш полезный... (Огурец)

3. Очень вкусная она,

Много в ней секретов.

Для нас – сладкая еда,

Для Золушки – карета. (Тыква)

4. Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я…  (Кабачок)

5. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал. 

Очень важный…  (Баклажан)

-Положите на стол то, что вы достали из корзины. Скажите, что это?

(Помидор, огурец, тыква, кабачок).

-Как можно назвать их одним словом? (Овощи.)

-Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.)

Дети получают часть предмета (овоща) за правильно выполненные задания.

3. Игра «Один-много»

- У меня в огороде растёт много овощей. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы много овощей.

Помидор — помидоры

Огурец — огурцы

Тыква — тыквы

Кабачок — кабачки

Баклажан — баклажаны

4. Создание проблемно-игровой ситуации. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).

- Часто в огород приходят зайцы, которые могут утащить овощи с грядок без разрешения. Вот однажды утром прихожу в огород и смотрю: не хватает каких-то овощей. Вчера были, а сегодня уже нет.

-  Посмотрите, какие овощи вы видите? Назовите их и запомните. (Помидор, тыква, огурец, кабачок, баклажан)

- Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза, а я уберу один овощ. Вы должны будете сказать, чего не стало. Свой ответ начинайте со слов «не стало…». Все закрыли глаза? Готовы? Чего не стало? (Не стало огурца.)

- Верно.

- Чего не стало? (Не стало тыквы.) 

- Правильно. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, вот вам еще одна часть загаданного предмета.

5. Игра «Скажи ласково»

Цель: расширение и активизация словаря по теме.

По цепочке я буду называть вам овощ, а вы мне в ответ называть его ласково, кто ответит правильно, получит шарик Су-Джок.

Помидор – помидорчик; морковь - морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Редиска – редисочка; перец – перчик.

- Молодцы! Пойдёмте на мою любимую полянку и вспомним, какие овощи вы уже увидели в моём огороде.

5. Игра на развитие речедвигательной координации «Овощи»

В огороде мы ходили, овощи мы находили (Су-Джок между ладонями)

Овощ взяли, передали, подержали и отдали (левая рука за спиной)

Овощ взяли, передали, подержали, и отдали

В огороде мы ходили, овощи мы находили (Су-Джок шарик вокруг себя)

Овощ взяли, передали, подержали и отдали

Овощ взяли, передали, подержали, называли

В огороде мы ходили, овощи мы находили (Су-Джок между ладонями)

- Молодцы, возвращаемся в мой огород.

6. Игра «Посчитай-ка» 

Цель: согласование числительных с существительными.

- Ребята, я хочу приготовить картофельное пюре, какой овощ мне для этого необходим? Помогите мне сосчитать картофель. (один картофель…)

- А ещё я хочу приготовить кабачковую икру, какой овощ мне пригодится на этот раз? Помогите сосчитать. (один кабачок…)

6. Упражнение «Скажи наоборот?» 

Цель: активизация речи.

- Давайте ещё немного вспомним, какие бывают у нас овощи.

Морковь сладкая, а лук – горький.

Огурец шершавый, а помидор – гладкий.

Помидор круглый, а баклажан – овальный.

Свекла мелкая, а капуста – крупная.

Помидор растет на земле, а морковь – в земле.

8. Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель: развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных знаний.

Давайте вспомним, у каких овощах съедобная часть растет на земле (вершки), а у каких овощах в земле (корешки). На вершки – руки вверх, на корешки – вниз (лук, помидор, перец, морковь, чеснок, огурец, картофель, баклажан, свёкла).

9. Игра «Убеги и расскажи»

Дети встают в круг перед обручем, по команде бегут вокруг обруча, на определенные слова останавливаются возле карточек, прикрепленных на обруче, и рассказывают об овоще в центре обруча по схеме.

Овощи отличаются размером, формой, цветом, на ощупь, по твердости и мягкости и по вкусу. Теперь каждый из вас расскажет про свой овощ. А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Какого цвета? Какой формы и размера? Какой овощ на вкус? Где растет? Какой овощ на ощупь? Что можем приготовить?

- Морковь – оранжевая, треугольная, большая, гладкая, твердая, сладкая, вкусная, хрустящая, полезная, (морковный сок).

- Огурец - маленький, овальный, зеленый, шершавый, твердый, хрустящий, вкусный.

- Помидор - круглый, красный, гладкий, мягкий, сладкий, сочный, спелый (томатный сок).

- Редис - маленький, круглый, красный, гладкий, твердый, горький.

- Кабачок - большой, овальный, зеленый, гладкий, твердый, безвкусный.

- Тыква – большая, круглая, оранжевая, гладкая, твердая, сладкая, (тыквенный суп).

- Лук – маленький, круглый, золотистый, гладкий, твердый, горький, жгучий.

- Свёкла – маленькая, круглая, бордовая, гладкая, твердая, сладкая, полезная, (свекольный сок).  

- Салат из капусты, помидоров, огурцов и редиски. Салат из чего (из овощей), значит салат какой? (Овощной).

- Сок из моркови. Салат из свёклы. Пюре из картофеля. Икра из кабачков. Суп из тыквы.

- Познакомила я вас со своим огородом и с тем, что в нем растет. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глазки, я посчитаю до трёх, и мы окажемся в детском саду.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Вот мы и дома. Вам понравилось гулять в моем огороде? Прежде, чем нам попрощаться, ответьте на мои вопросы:

- Из какого овоща можно приготовить томатный сок?

- Из какого овоща можно приготовить гороховое пюре?

- Назовите овощи, которые бывают зеленого цвета?

- Где растут овощи?

- Правильно ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Покажите мне части овоща, которые вы получали за свои правильные ответы. А теперь давайте попробуем собрать наш волшебный овощ.

-Вы узнали, что за это овощ? (морковка)

- За активную работу на занятии я вручаю вам морковку-штриховку. Её нужно заштриховать цветными карандашами.

Коза Лиза прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия. По лексической теме «Лес и его обитатели» (с использованием компьютерных технологий.)

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме "Зима"

Занятие составлено для подготовительной к школе логогруппы в рамках программы по коррекции ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиКоррекционно-образовательные задачи.- расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»;-учить согласовать числи...

Конспект фронтального-логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы».

Цели: Активизация и обогащение словаря детей по теме  «перелетные птицы»....

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи, огород"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи, огород"...