Конспект фронтального-логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы».
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Юлия Евгеньевна

Цели: Активизация и обогащение словаря детей по теме  «перелетные птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eme_pereletnye_ptitsy.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального-логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы».

Цели: Активизация и обогащение словаря детей по теме  «перелетные птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

Активизация и обогащение словаря по теме «Перелетные птицы». Знакомство с понятием Соловей – птичка певчая.

 Коррекционно-развивающие.

Развитие плавного речевого вдоха/выдоха. Развитие связной речи (составление простых предложений). Развитие грамматического строя речи (Закрепление глаголов настоящего времени ед. и мн. Числа, образование в речи существительных единственного и множественного числа ). Развитие координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные.

Воспитать самостоятельность, любознательность, инициативность, эмоциональность.

Оборудование. Магнитная доска, плоскостные изображения перелетных птиц, изображение совы, мячик,  мнемотаблица по теме, интеллектуальная карта по теме, маски с изображением птиц.

Предварительная работа. Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по теме «Перелетные птицы».

Ход занятия

  1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.]

Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают места около стульчиков, стоящих полукругом перед мольбертом.

Логопед. Ребята! Сегодня к нам из леса прилетела наша старая знакомая

– Мудрая Сова с радостной вестью, что все перелетные птицы вернулись домой с юга. И она принесла нам приглашение на открытие её птичьей лесной школы. Хотите туда отправиться?

Дети: Да! Хотим!

Логопед. Птичья школа находится далеко и, чтобы мы не заблудились в пути, Мудрая сова дала нам карту.

Логопед показывает карту –пути

Вы готовы отправиться в дальний путь?

Дети: Да! Готовы!

2. Игра-путешествие «Дальний путь» [Развитие координации речи с движением. ]

Следуя карте, дети и воспитатель идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ПРИШЛИ, ОБОШЛИ, ПРОШЛИ, НАШЛИ.

 Логопед. До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» Высоко поднимая ноги).

- Вот и к дубу мы пришли, дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба).

- А вот здесь течет река,

Глубока и широка! Мост я вижу впереди, по нему скорей иди.

Дорогу долгую прошли, вот и  школу мы нашли.

3.Дыхательная гимнастика [Развитие плавного речевого вдоха/выдоха]

Долгая была дорого у нас ребята, давайте немного отдохнем и сделаем с вами Дыхательную гимнастику. Мы с вами будем произносить  названия птиц на одном выдохе. Носом делаем вдох, на выдохе произносим название птиц. Сначала покажу я, потом вместе.

Дети совместно с логопедом выполняют задание несколько раз.

4. Д/И «Назови, что изображено?» [Активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать самостоятельность, любознательность, инициативность, эмоциональность.]

Логопед: Вот мы и пришли на лесную поляну, здесь Мудрая Сова открыла свою школу для перелетных птиц. Посмотрите Наша сова оставила для вас послания, что здесь нарисовано.

Дети. Мешок.

Логопед. А что в нем, как вы думаете?

Логопед. Давайте посмотрим что там.

Дети достают из мешочка комочки из фольги, разворачивают их. На картинках изображения перелетных и зимующих птиц.

Логопед. Ну-ка ребята расскажите что изображено на ваших картинках. Только давай мы будем отвечать полным. Ответом. На моей картинке изображен… и называете кто.

1-й ребенок. На моей картинке изображен голубь.

2-й ребенок. На моей картинке изображен грач. Ит.д

Логопед. Ребята, а какие у вас птицы?

Дети. Здесь перелетные и зимующие птицы.

Логопед.  Поднимите сначала те карточки у кого изображены перелетные птицы, а теперь те у кого зимующие.

Дети по очереди поднимают карточки на которых изображены птицы, сначала перелетные, затем зимующие.

Логопед. А теперь пусть каждый у кого изображена перелетная птица назовет ее.

Дети по одному называют перелетных птиц.

Логопед. Ой. А тетушка Сова сказала, что в лесной школе только перелетные будут учиться, но они у вас все перепутались. Что же нам делать?

Дети. Убрать зимующих птиц, а разместить перелетных.  

Логопед. Давайте распределим наших птиц: перелетных птиц отправим  в нашу лесную школу, а зимующих отправим отдыхать в зимний лес.

Дети выполняют задание, педагог помогает, если возникли трудности.

Логопед. Ребята, Тетушка Сова приготовила вам еще одно задание. Что это ?

Дети. Это части птицы.

Логопед. Точно она хочет узнать, знаете ли вы части тела птиц. Знаете?

Дети. Да,

Логопед. Давайте расскажем нашей сове какие мы молодцы.

 5.Д/и Части тела птиц [Обогащение и активизация словаря. Развитие связной речи (составление простых предложений)]

Логопед: Посмотрите, что это за птица?

Дети: Это соловей.

Логопед. Это соловей – певчий. Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей). А называют его так потому , что он очень красиво поет. Давайте вместе повторим. Соловей-певчий.

Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.  

Давайте будем отвечать полным ответом. У птицы есть…

1й ребенок. У птицы есть 1 голова.

2й ребенок. У птиц есть 1 туловище и  два крыла.

3й ребенок. У птиц есть две лапы.

4й ребенок.  У птиц есть 1 хвост.

5й. ребенок. У птиц есть 1 клюв.

6й ребенок. Тело птиц покрыто перьями.

Логопед. Молодцы ребята вы все верно назвали. Ребята посмотрите Тетушка Сова спрятала для вас еще одно задание.

6. Физминутка «Ласточки» .[Развитие координации речи с движением]

Ласточки летели, все люди глядели.(бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц).

Ласточки садились, все люди дивились. (приседают, руками опускают за спиной, как бы складывают крылья)

Сели, посидели, взвились, полетели    поднимаются

Песенки запели.(бегут по кругу, взмахивают руками).

Ласточки летели, все люди глядели.(бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц).

7. Игра «Что делает птица?» [Закрепление глаголов настоящего времени ед. и мн. числа.]

Логопед. Посмотрите осталось еще пару заданий от нашей тетушки Совы. Что же тут нарисовано?

Дети. Птицы

Логопед. Мы уже знаем, какие птицы прилетают весной. Сейчас мы поиграем в игру «Птицы».

Дети надевают шапочки:

 Логопед. Вы стали птицами.

Дети, отгадайте, что делает грач.

Логопед дает ребенку задание. Он выполняет. Дети проговаривают слова действия. Дети. Грач летает, клюет, пьет воду.

Дети. Скворец сидит на ветке, чистит перышки, машет крыльями .

Логопед вызывает двух детей в шапочках скворца и соловья. Дети выполняют действия (клюют зерно, летают и т.д.)

Логопед. Что делают скворец и грач?

Дети. Скворец и грач клюют зерно.

А что делают соловей и ласточка?

Дети. Соловей и ласточка пьют воду.

Логопед. Молодцы ребята.

8. Игра с мячом «Один – много [Образование в речи существительных единственного и множественного числа]

Логопед. Ну вот и осталось последнее задание.

На картинке изображено 1 птичка и много птиц

Логопед . В этом нам поможет наш мяч-помошник. Я вам называю одну птицу , кидаю мяч, а вы мне называете , как будет много и кидаете мяч обратно.

Дрозд – дрозды, грач –

Ласточка -,  скворец -

Соловей –

9.Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. Ну что ребята , вот и подошло наше занятие к концу. Вы большие молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями. Ребята вам понравилось наше путешествие?

Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Что нового вы узнали о птица? Как называют соловья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме"Перелетные птицы"

НОД конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса...

Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему «Перелетные птицы» для среднего дошкольного возраста.

Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему «Перелетные птицы» для среднего дошкольного возраста.Образовательная область:...

Конспект индивидуально-подгруппового занятия по лексической теме "Перелетные птицы"

Конспект составлен для дошкольников 5-6 лет по лексической теме "Перелетные птицы". В конспекте отражена работа по дифференциации в произношении звуков Ш и Ж....

Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе на материале лексической темы: «Перелетные птицы»

Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе на материале лексической темы: «Перелетные птицы» Тема: ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелетные птицы».

Занятие разработано чтобы обобщить и систематизировать знания детей о перелетных птицах....