Главные вкладки

    Конспект занятия по лексической теме"Перелетные птицы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Аксенова Светлана Анатольевна

    НОД конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Перелетные птицы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_pereletnye_ptitsy.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД конспект занятия по лексической теме «Перелетные птицы»

    Цель: Обобщить и пополнить знания детей о перелетных птицах

    Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, физическое развитие

    Задачи:

    Социально - коммуникативное

    Активизировать словарь детей по теме «Перелетные птицы»

    Закрепить умение составлять простые распространенные и сложные предложения.

    Формировать умение образовывать сложные прилагательные

    Упражнять в словоизменение существительных ед. ч., тв.п.

    Тренировать в подборе слов – действий

    Познавательное

    Обогащать представления детей о перелетных птицах, их особенностях, выделять существенные различия от животных.

    Закрепить представление детей о пользе птиц.

    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    Речевое

    Пополнять литературный багаж загадками.

    Физическое

    Формировать умения координировать речь с движениями.

    Художественно - эстетическое

    Обогащать музыкальные впечатления.

    Оборудование: презентация к занятию, перья птицы – пуховые и маховые, ножницы, емкость с водой, мяч.

    Предварительная работа: Выставка книг, иллюстраций на тему «Перелетные птицы»; выставка детских рисунков; разучивание движений «Цапля»; разучивание стихотворений, народных примет, отгадывание загадок; чтение произведения В. Бианки «Лесная газета»; наблюдение за птицами на прогулке; прослушивание аудиозаписи «Календарь природы» (Март); просмотр слайд – презентации «Перелетные птицы».

    Логика

    1. Организационный момент.

    - Какое сейчас время года?

    - Какие весенние месяцы вы знаете?

          ( март, апрель, май)

        - А какая сейчас весна? (ранняя)

    - Вчера, на прогулке вы наблюдали приметы весны. Какие изменения              происходят сейчас в природе, назовите признаки ранней весны?                                                                            (ярко светит солнце, тает снег, появляются проталины, капель, набухают почки, прилетают птицы)

    2. Постановка цели занятия. 

    - С наступлением весны возвращаются птицы в наши края, как мы называем этих птиц? (перелетные)

    - Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах.

    Дети садятся на стулья.

        3. Беседа

    - Птица, это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, попробуйте отгадать мои загадки и вспомним, что это за перелетные птицы (читаются загадки)

     (грач, скворец, трясогуска, ласточка, жаворонок и т.д.)

    Дети говорят отгадки, и на слайде появляется птица.

    - Какие еще перелетных птиц вы знаете?

    - Какие народные приметы о перелетных птицах вы знаете?

    (грач на горе – весна на дворе, увидел скворца – весна у крыльца и т.д)

    - Дети, а как вы думаете, почему птицы возвращаются обратно?

    ( высказывание детей)

    - А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину, ведь здесь они родились, вылупились из яиц, родители научили их летать, добывать пищу, наверное, обратно их зовет любовь к родному краю, родному дому.

    - Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

    (ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками, то они ориентируются на магнитные колебания Земли)

         - Кто знает, чем птицы отличаются от других животных?

     Дидактическое упражнение «Чем птица отличается от животного»

    Птицы умеют летать, а животные нет.

    У птиц есть клюв, а у животных его нет.

    У птиц два крыла, а у животных нет.

    Тело птицы покрыто перьями.

    - А сейчас давайте перейдем в нашу лабораторию и превратимся в ученых.

    А чем, ученые занимаются, как вы думаете? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы).

    4. Экспериментальная деятельность.

    - Ребята, вы сказали, что тело птицы покрыто перьями, а что такое перо?

    - Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас проведем эксперимент.

    Давайте подойдем к столу и посмотрим, что здесь лежит. Рассмотрите перья,

    Сравните их (по цвету, форме, размеру) Какие они? Одинаковые или разные? (они разные) Чем различаются? (размером, формой, одни гладкие, другие пушистые). Чем похожи перья друг на друга? (есть волосики, палочка) Правильно, у всех перьев одинаковое строение.

    - Посмотрите, в центре пера проходит  стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похож на стержень ручки, трубочку). К стержню прикреплены волосики – опахало.

    - А еще у пера есть бороздки. Найдите их. Обратите внимание, как бороздки соединены друг с другом у больших и маленьких перьев. Давайте внимательно рассмотрим большое птичье перо на свет. Что вы видите? (Просвета между бороздками невидно)  Аккуратно разъедините бороздки. Как соединены бороздки между собой у больших перьев? (Есть маленькие крючочки) Какой, мы с вами можем, сделаем вывод? Правильно, у всех перьев одинаковое строение. Для чего птицам нужны большие перья? Их называют – полетными. Маленькие перышки – они мягкие, пуховые перья. Подержите перо около щеки, что вы чувствуете? (Щеке стало тепло) Значит, перья согревают птицу.

    - Положите перышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие). Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. Прежде чем мы приступим к следующему заданию, вспомним правила безопасности при работе с ножницами. Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня (Внутри перо пустое, там воздух). Давайте большое перо опустим в воду. Что произошло? Одни перья впитывают воду, а другие отталкивают воду. У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.

    Вывод. Итак, мы выяснили, что перья играют важную роль. Перо имеет стержень и бороздки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья согревают птицу.

         Дети давайте вспомним, что могут делать птицы? (что делают?)

    (ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, вьют, прыгают, кормят, ухаживают, высиживают, поют, щебечут, заливаются)

         Физкультминутка «Цапля»

         Игровое упражнение (с мячом) «Скажи одним словом»

    - Ребята встаньте, пожалуйста, в круг, я буду бросать вам мяч и называть два слово, а вы мне будете его возвращать обратно и называть «сложное словечко».

         У аиста длинные ноги (он  какой?)... (длинноногий)

    У аиста длинный клюв, он ...(длинноклювый)

    У ласточки длинный хвост, она ...(длиннохвостая)

    Ласточка любит тепло, она ...(теплолюбивая)

    У ласточки острые крылья, она ...(острокрылая)

    У соловья звонкий голос, он ...(звонкоголосый)

    У соловья сладкий голос, он ...(сладкоголосый

    У лебедя длинная шея, он ...(длинношеий)

                      (дети садятся на стулья).

          -А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?

    (построить гнездо и вывести птенцов)

       И/упражнение «Кто кем станет?»

      Граченок станет – грачем

     Соловьенок станет – соловьем                    

     Скворченок станет – скворцом

     Лебеденок станет – лебедем

     Кукушенок станет – кукушкой

    - А сейчас дети, давайте послушаем голоса птиц в весеннем лесу.

    (звучит аудиозапись)

    - Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

    (радостное, веселое)

    - Подумайте и скажите, что произойдет, если птицы вдруг не вернуться к нам весной?

    (произойдет беда, некому будет защищать сады, парки, леса, поля от насекомых; они съедят всю растительность, уничтожат всю растительность, урожай хлеба, фруктов, овощей; некому будет разносить по земле семена трав, цветов, и мы никогда не услышим их чудных песен)

     Итог: Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали? Мне понравилось, как вы работали, внимательно слушали, думали, старались отвечать полным предложением  и показали знания о перелетных птицах.

    -

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по лексической теме: "Зимующие птицы"

    Занятие может быть как использовано для  подгруппы детей старшего дошкольного возраста, так и фронтально...

    Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

    Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...

    Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

    Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»...

    Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".

    Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса...