Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе на материале лексической темы: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Петрухина Олеся Алексеевна

Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе на материале лексической темы: «Перелетные птицы»

 

Тема: «Перелетные птицы». Форма организации: подгрупповое занятие. Цель: Актуализация и закрепление знаний по данной теме. Задачи: Коррекционно - образовательные: Совершенствовать знания по данной лексической теме; закрепить в активном словаре обобщающее понятие «перелётные птицы»; упражнять в различении зимующих и перелётных птиц; формировать представления о месте обитания перелётных птиц в природе; Коррекционно - развивающие: Уточнение и активизация словаря; продолжать развивать умение образовывать формы Р.п. единственного числа; тренировать в образовании множественного числа существительных в И.п.; продолжать учить образовать уменьшительно - ласкательную форму существительных; развивать умение согласовывать числительное с прилагательным и существительным; развитие мыслительных процессов анализа и синтеза, речевого слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики и речевого дыхания. Коррекционно - воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии; воспитывать самоконтроль за речью; воспитывать заботливое отношение к природе. Оборудование: учебные столы, стулья, магнитная доска, указка, сенсорный стол. Раздаточный материал: бумажные перья для упражнения на развитие дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_guppa_konspekt.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 компенсирующего вида»

Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ

по формированию лексико – грамматических категорий

в средней группе  

на материале лексической темы: «Перелетные птицы»

учитель – логопед: Петрухина О.А

г.Ефремов

2022г

Тема: «Перелетные птицы».

Форма организации: подгрупповое занятие.

Цель: Актуализация и закрепление знаний по данной теме.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Совершенствовать знания по данной лексической теме;

закрепить в активном словаре обобщающее понятие «перелётные птицы»;

упражнять в различении зимующих и перелётных птиц;

формировать представления о месте обитания перелётных птиц в природе;

Коррекционно - развивающие:

Уточнение и активизация словаря;

продолжать развивать умение  образовывать формы Р.п. единственного числа;

тренировать в образовании множественного числа существительных в И.п.;

продолжать учить образовать уменьшительно  - ласкательную форму существительных;

развивать умение согласовывать числительное с прилагательным и существительным;

развитие мыслительных процессов анализа и синтеза, речевого слуха, зрительного восприятия, мелкой  моторики и речевого дыхания.

Коррекционно - воспитательные:

Формировать положительную установку на участие в занятии;

воспитывать самоконтроль за речью;

воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: учебные столы, стулья, магнитная доска, указка, сенсорный стол.

Раздаточный материал: бумажные перья для упражнения на развитие дыхания.

Демонстрационный материал: презентация с сюрпризным моментом и загадками про перелётных птиц, конверт с письмом, макет берёзы с гнездами для птиц  на ватмане, плоскостные перелётные птицы, картинки перелетных птиц, картинки для образования множественного числа существительных и  согласования числительных с прилагательным и существительным, картинки -  символы с частями тела птиц (хвост, клюв, крыло и тд.).

Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах; рассматривание и называние зимующих и перелётных птиц, частей их тела; чтение произведений о диких птицах; отгадывание загадок, просмотр м/ф по теме, д/и по лексической теме («Где чей дом», «Улетает – не улетает» и др).

Ожидаемые результаты: дети  называют перелётных птиц, части их тела; знают обобщающее слово; образуют все запланированные грамматические  формы слов; классифицирует перелётных и зимующих птиц.

Методы и приёмы: словесные, наглядно – практические, игровые; игровая ситуация, вопросы, игровые упражнения, использование речевого материала.

Дата:  22.04.2022г.

Направленность: речевое развитие, коррекция речевого развития.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Возраст детей: 4 – 5  лет.

Количество детей: 6 человек

Продолжительность: 20 минут.

                                              Содержание

  1. Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию

Логопед: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом. (Раздается карканье вороны)

 Ребята, кто – то нас зовёт. Давайте подойдём поближе и посмотрим. (Дети вместе с логопедом подходят к сенсорному столу. На экране ворона, рядом лежит конверт с письмом).

  Нам пришло  письмо. Послушайте, пожалуйста, его. (Логопед открывает конверт и читает письмо)

 «Карр-карр! Беда-беда! Я всю зиму провела в лесу. Ждала, когда наступит весна и из тёплых стран прилетят мои подруги. А птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Логопед: Поможем вороне расколдовать птиц? Я думаю,  ваши знания и умения нам помогут. Ворона всю зиму провела в лесу. Какая это птица?

Дети: Зимующая (при необходимости логопед задаёт детям наводящие вопросы)

Логопед: Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга?

Дети: Перелетные птицы

Логопед: В какое время они возвращаются?

Дети: Весной

Логопед: Птиц нет, тишина. (Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда)

Логопед: Чтобы птицы вернулись, нужно выполнить задания

Отгадывание загадок о перелётных птицах.

На шесте  - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

                         (Скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

                             (Ласточка)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

                                 (Кукушка)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей

                                          (Грач)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.             

                                        (Аист)

(При отгадывании детьми загадки на экране появляется изображение птицы. На последнем слайде все птицы вместе).

Логопед: Про каких птиц мы отгадывали загадки?

Дети: Про перелетных птиц

Логопед: Молодцы ребята, справились с первым заданием. А вот и одна птица вернулась (Сажаю одну птицу в гнездо, дети называют её). А теперь проходите на свои места (Дети садятся за столы. Вывешиваю на магнитную доску картинки перелетных птиц, дети называют их).

  1. Основная часть.

 Совершенствование навыков словообразования, словосочетания, согласования.

  • Образование формы Р.п. единственного числа. Игра «День и ночь» (Кто улетел)

Логопед: Ребята, чтобы спасти ещё одну птицу от злой ведьмы, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру «День и ночь». Закрывайте глаза, наступила ночь (Убираю одну картинку, дети открывают глаза и отгадывают, кто улетел).

Вы отлично справились! Ещё одна птица вернулась к нам с юга (Сажаю вторую птицу в гнездо, дети её называют)

  • Образование множественного числа существительных в И.п. Игра «Один – много»

Логопед: Нам нужно выручить из беды всех птиц – подруг вороны. Предлагаю вам поиграть в игру «Один – много». На картинке один грач (Аист, ласточка, скворец, кукушка), а весной к нам прилетают….(Игра проводится с опорой на наглядность)

Дети: Грачи (Аисты, ласточки, скворцы, кукушки)

Логопед: Ребята, вы просто молодцы! Посмотрите, кто нашёл дорогу домой. (Сажаю третью  птицу в гнездо, дети её называют)

А сейчас предлагаю вам немного поиграть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Скворечник».

Из скворечника торчат                   Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат.         Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз,                                     Соединяем большой палец с безымянным

клювик два,                                     Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки,                                  Сжимают и разжимают кулачки

 Голова.                                            Рисуют в воздухе руками круг

  • Согласование числительного с прилагательным и существительным

Игра «Сосчитай до пяти» (С опорой на наглядность)

Логопед: Ребята, весной из теплых стран к нам возвращается много птиц. Предлагаю вам им сосчитать и помочь ещё одной птице сбежать от злой ведьмы.

(Спрашиваю 2 – 3 детей)

Дети: Одна маленькая ласточка, две маленькие ласточки,…пять маленьких ласточек (черный грач, пестрый скворец, белый аист, серая кукушка)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто вернулся в своё гнездо. (Сажаю четвёртую  птицу в гнездо, дети её называют)

Посмотрите внимательно на картинки. Эти птицы похожи друг на друга?

Дети: нет

Логопед: Правильно. Все птицы разные. Разного размера цвета…Как вы думаете, а что- то одинаковое есть у всех птиц?

Дети: клюв, хвост, крылья….(Выставляю соответствующие картинки)

  • Образование уменьшительно  - ласкательной формы существительных

Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»

Клюв – клювик                    хвост – хвостик

Крыло – крылышко             лапа – лапка

Перо – перышко

Логопед: Здорово ребята! Вы справились и с этим заданием и смогли вернуть в наш лес всех птиц. (Сажаю пятую  птицу на берёзу, дети её называют)

  1. Итог занятия.

Логопед: Каких птиц мы смогли спасти от злой ведьмы?

Дети: Перелётных

Логопед: Ворона благодарит вас за помощь.

Упражнение на развитие воздушной струи «Волшебные перышки»

(Беру в руки конверт с письмом от вороны)

Кажется в конверте что – то ещё осталось   (Достаю бумажные пёрышки, раздаю детям. Предлагаю набрать воздух носом и плавным выдохом сдуть пёрышко с ладони)

Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Что было трудно выполнять?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного подгруппового обобщающего занятия в средней группе на материале лексической темы "Зима"

Цель занятия. Обобщение и закрепление знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей точно и равномерно наносить проколы на линию рисунка. Коррекционно-развивавющие з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"

Лексическая тема:"Зимующие птицы"  Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"

Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Перелетные птицы.Водоплавающие пти...

Конспект подгруппового занятия «В гости к русским народным сказкам» в средней группе для детей с ОНР II уровня

Коррекционно-образовательная задача.Формирование представлений о сказочных героях, о главном в их характере, повадках.Формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственног...