Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мазитова Татьяна Вячеславовна

Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:       Автоматизация звука [Р] в словах, фразе, связной речи по лексической теме «Зимующие птицы».

Предварительная работа: чтение произведений Бианки, Снегирева, Скребицкого, Сладкого и др., просмотр презентаций о птицах; заучивание загадок, наблюдение за птицами во время прогулок.

Цели:

 Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звуков [Р –Р], закрепить умение определять наличие звуков В, Р в словах, определять количество слогов в слове; выделять ударный гласный звук в слове; закрепить употребление предложно-падежной конструкции; актуализация знаний детей по теме; учить составлять описательный рассказ о птице.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, логическое мышление, память.

Воспитательные: воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к  зимующим птицам.

Оборудование: магнитофон, карточки для печатания букв, листы для рисования и составления паспорта птицы; простые и цветные карандаши, картинки с изображением птиц, кормушка, пособие «ель», символы слов – желтые полоски, посылка деда Мороза с птицами (оригами).

Ход занятия

1.Орг.момент – разминка /подготовка артикуляционного аппарата к работе/

  • Имитация игры в снежки – руки поочередно выбрасывать вперед и произносить слоги ВИ, ВЭ, ВА, ВО, ВЫ.
  • Представить, что едем по заснеженной дороге – произносить звуки ВР-ВР-ВР …и одновременно совершать вращательные движения руками перед грудью.

2.Объявление темы

  • Звуковое письмо от деда Мороза – аудиозапись /- Здравствуйте, девочки и мальчики! С нетерпением жду встречи с вами.  У меня сейчас много дел. А вы продолжайте говорить красиво, получайте знания, чтобы быть успешными учениками. Посылаю вам посылку. Желаю удачи!»/
  • -Продолжаем разговаривать о птицах, которым не страшна наша уральская зима.

3.Работа по теме

  • Прослушать завывание вьюги /магнитофонная запись/.
  • Зрительное восприятие

Разыгралась вьюга, и птицы спрятались. Найти  буквы среди птичьих следов на снегу и напечатать их, соединив сплошной линией /карточки с изображением вьюги и птичьих следов/. Какие звуки в этих буквах? /[В], [Р] /  Не забывайте правильно произносить звуки Р-Р.

Беседа

У нас холодная, суровая зима.

Чего больше боятся птицы - холода или голода? Почему?

Да, действительно, голод для птиц смертелен. Сытая птица никогда не замерзнет. Как люди заботятся о птицах? /Люди делают кормушки/ 

Птицы живут в лесу. Какие птицы прилетят к нашей кормушке из леса? /дети читают загадки, отгадки-картинки переносят с одного полотна (лес) на другое наборное полотно около кормушки (город)/.

                                         -Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...

(Воробей)

                                         -Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

                                               -Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?..

(ворона)

-Трещала с самого утра:

"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит ... (Сорока)

  • Ударение – выделение ударного гласного звука в словах

К нашей кормушке спешат другие зимующие птицы, я назову название птицы, а вы определите, какой гласный звук звучит дольше: голубь, синица  

/перенести картинки птиц c  дерева ели  на кормушку/.

  • Развитие фонематического восприятия – определить место звука  [В] в словах /воробей, сова, ворона/ ; звука [Р – Р'] /снегирь,  тетерев, сорока/.
  • Слогообразующая функция гласного звука – определить, сколько слогов в слове

- «Сколько секунд звучит название птицы?» К какому домику с подъездами подлетит  каждая птица? /домики с одним, с двумя, с тремя  подъездами обозначают количество слогов/

  • Предложно-падежная форма – дед Мороз заморозил слова, поэтому невозможно составить предложения о том, где прячутся, живут зимой птицы:

Воробей …скворечник. Дятел … дупло. Синица .. . гнездо. Сова …. дупло . Снегирь … гнездо. Тетерев …снег. /пример: «Дятел прячется в дупле»/

4.Динамическая пауза – движения с речью /скользящие движения руками; хлопки по плечам, животу, коленям/

  • Рей-рей-рей – посмотри на снегирей;
  • Ро-ро-ро- творите для птиц добро

5.Составление описательного рассказа о птице – создание паспорта птицы

  • Создание паспорта снегиря – развитие ассоциативного мышления  /у каждого ребенка половина листа А-4; в центре листа рисунок снегиря/
  • Ответы на вопросы и рисование опорных предметов вокруг птицы:

-Какая это птица?

-Отметим особый внешний вид.

-Где живет?

-Чем питается?

-Как люди заботятся о птице?

  • Рассказ ребёнка о снегире  по собственному рисунку.

5.Итог и оценка работы детей – вручение посылки от деда Мороза. 

-Каждый день, выходя из дома, не забывайте захватить с собой маленький «гостинец» нашим меньшим братьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедического занятие по автоматизации звука [Р] в словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения  с воспитанником подготовительной группы...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с] в слогах, словах и фразовой речи

Цель: «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и фразовой речи»...

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах «Путешествие в сказочный лес».

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах«Путешествие в сказочный лес»Цель: Автоматизация звука С в слогах, словахЗадачи:Закреплять артикуляцию и изолирова...

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах «Путешествие в сказочный лес»

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах«Путешествие в сказочный лес»...