Индивидуальное логопедического занятие по автоматизации звука [Р] в словосочетаниях, предложениях и связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Миндзяк Ирина Сергеевна

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения  с воспитанником подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Цель: автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука  [р] в словосочетаниях, предложениях и тексте; способствовать обогащению словарного запаса; упражнять в определении места звука [р] в словах; в определении количества слогов в словах; совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительным); закреплять умение пересказа текста.

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать навык анализа структуры предложения и синтез слов в предложении; фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные: формировать навык самоконтроля за собственной речью; воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.

Оборудование: герой Буратино, карточки с упражнениями для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, предметные картинки со звуком [р], дидактическая игра «Построй дом», «Подарки для друзей», сюжетная картинка для пересказа текста.

Предварительная работа: артикуляционная и дыхательная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, тексте; работа по звуковому анализу и синтезу слов, по синтаксическому разбору предложений; по усвоению согласования прилагательных с существительными, работа с деформированным предложением.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуй,  Мурад! Сегодня на нашем занятии гости, давай поздороваемся с ними. Но сегодня к нам на занятие придет еще гость. Отгадай загадку, и ты узнаешь, кто это?

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?...

- Буратино!

- Правильно. Наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

- Ты будешь показывать нашему герою, как нужно выполнять задания, и  за это будешь получать части картинки, где изображена   история, которую хочет рассказать тебе Буратино.  

II. Основная часть.

1. Игра «Кегли».

- Буратино очень любит играть,  давай поиграем с ним в воздушный боулинг. Чем сбивают кегли в этой игре? Мячом! А мы кегли будем сбивать воздухом! Нужно подуть только на ту кеглю, которую загадаю, и выполнить упражнение, которое указано на ней. Вспомним, что вдох делаем носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, дуем спокойно и плавно.

- Подуй на первую кеглю слева; на кеглю, которая находится между маляром и лошадкой,…

«Чашечка»- 5 сек.

«Грибок»- 5 сек.

«Маляр»- 5 раз.

«Вкусный мед»- 5 раз.

«Лошадка»- 5 раз.

- Молодец, у тебя хорошо получилось, и ты получаешь первую часть картинки.

2. Артикуляционный профиль и характеристика звука [Р]:

- Посмотри на картинки и скажи, на каком виде транспорта приехал Буратино.

- Буратино приехал на грузовике.

- Дай характеристику звука [р] в слове грузовик.

- Звук [р] - согласный, звонкий, твердый.

- Покажи, как Буратино заводил мотор. Давай  вспомним, как правильно  мы учились произносить  звук [р] и расскажем Буратино об этом (по схеме).

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука  [р]? А где находится кончик языка? Что делает горлышко? Какая воздушная струя?

- Губы улыбаются, зубы разомкнуты. Язык находится вверху. Горлышко поёт. Воздушная струя сильная, тёплая.

- Молодец, ты всё правильно сделал и получаешь еще одну часть картинки.

3. Упражнение “Поймай звук”.

- Буратино хочет с тобой поиграть, он будет читать стихотворение, а ты слушай внимательно и хлопай в ладоши, если в словах есть звук [р].

Шофер.
Заводил шофер мотор,

Нажимал он на стартер.
Долго руль в руках держал.
Грузовик и побежал.

- Молодец, ты услышал все слова, и получаешь еще одну часть картинки.

4. Игра “Построй дом”.

-Буратино нарисовал предметы, в названиях которых есть звук [р] и предлагает тебе поиграть в игру «Построй дом». Определи место звука [р] в словах. Прикрепи кирпичики под соответствующую  крышу. Расскажи, как ты распределил картинки. Назови слова, в которых звук [р] в начале слова (середине, конце). Не забывай четко произносить звук [р].

- Ты очень хорошо справилась с этим заданием и получаешь еще одну часть картинки.

5. Игра «Подарки для друзей»..

- Буратино решил отправить подарки своим друзьям. Определи количество слогов в названиях картинок и расскажи, в какую коробку положим подарки.

- Ты правильно распределил картинки и получаешь еще одну часть картинки.

6. Игра «Вкусная еда».

-Буратино очень любит готовить вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось. 

Из брусники буратино приготовит морс, получится…

Из рыбы пожарит котлеты, будут…

Из гороха сварит суп, получится …

Из картофеля приготовит пюре, будет …

Из сыра испечет пирог, получится …

Из моркови приготовит сок, будет…

- Молодец, ты отлично справился с этим заданием и получаешь еще одну часть картинки.

7. Упражнение  “Исправь предложение”.

- Буратино решил рассмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

Мотор заводит шофера.

Помидор моет повара.

Сокровища нашли друзей.

Дорожка прыгает по воробью.

Грузовик едет на Роме.

- Умница! А теперь посчитай, сколько слов в предложении «Рома едет на грузовике». На каждое слово, сжимай левую руку в кулачок. Сколько слов в предложении?  Назови маленькое слово. Составь схему  предложения «Рома едет на грузовике».

- Буратино очень доволен тем, как ты справился с заданием, и ты получаешь еще одну часть картинки!

8. Физкультминутка.

-Буратино немного устал, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

9. Упражнение «Собери картинку».

- Ты справился со всеми заданиями и собрал все части картинки. Собери ее и узнаешь историю, которую хочет рассказать тебе Буратино.

- Вчера Буратино вместе с Ромой и Раей был в зоопарке и , теперь, хочет рассказать тебе об этом. Послушай его рассказ и ответь на вопросы.

В зоопарке.

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.

Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае – пестрые зебры и жирафы.

Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке.

Вопросы:

- Где вчера были Рома и Рая?

- Кого они видели в зоопарке?

- Какие животные понравились Роме?

- Какие животные понравились Рае?

- О чем расспрашивали дети экскурсовода?

Повторное чтение рассказа.

Пересказ текста ребенком.

- Молодец, буратино очень понравилось, как ты пересказал его историю.

III. Итог занятия.

- Ты сегодня очень старался, поэтому четко произносил звук [р] и этому научил Буратино. Ему понравилось играть с нами. Наш герой тебе очень благодарен. А тебе что больше всего понравилось на занятии? А что вызывало затруднение?

У Буратино есть для тебя сюрприз – он нарисовал свой портрет. Вечером, в группе, раскрась его цветными карандашами, в названии которых есть звук [р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в словосочетаниях и предложении "Поездка в зоопарк".

На индивидуальном  логопедическом занятии по автоматизации звука "Р" в словосочетаниях и предложениях преследуются следующие ЦЕЛИ:Програмные:Развитие речи ребенка, посредством составления повеств...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях.

Данный конспект предназначен для логопедов, воспитателей логопедических групп для  автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"

Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в словосочетаниях и предложениях «Поиски клада»

Занятие рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедический пункт в ДОУ....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в словах, предложениях и связной речи для детей 6 лет.

Конспект разработан с учетом индивидуальных особенностей воспитанника 6 лет,  подготовительной группы для детей с ТНР,   третий год обучения....

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [ш] в словосочетаниях и предложениях.

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [ш] в словосочетаниях и предложениях.Цель: автоматизация звука [ш] в  словосочетаниях и предложениях....