Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: «Домашние животные» (Распространение предложений с использованием схем)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Абрамова Елена Николаевна

Формирование навыка распространения предложения с опорой на графические схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Калужской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья
”Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида”

Конспект подгруппового логопедического  занятия

по лексической теме: «Домашние животные»

(Распространение предложений с использованием схем)

:

                                 учитель - логопед

высшей

квалификационной

категории          

                                          Абрамова Е.Н.

                                                                                               

                                                                2014

Тема: Распространение предложений (по лексической теме: «Домашние животные»)

Цель: формировать навык распространения предложения с опорой на графические схемы.

Задачи:

  • Упражнять в распространении предложений с добавлением второстепенных членов.
  • Дать понятие о главных членах предложения.
  • Закрепить понятия слово, слово – предмет, слово – действие, слово – признак, предложение.
  • Расширять словарный запас по теме: «Домашние животные»
  • Корректировать слуховое внимание и память на основе ответов товарищей.
  • Воспитывать любовь к домашним животным.

Методические приемы: отгадывание домашних животных по описанию, графические схемы предложений, замена слова – предмета       словом – действием, замена слова – предмета          словом – признаком.

Оборудование: сюжетные картинки по лексической теме: «Домашние животные», красные и зеленые полоски (раздаточные), полоски для обозначения графической схемы предложения.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы по теме «Домашние животные».
  • Изучение понятий «слово – предмет», «слово – действие», «слово – признак»,
  • Различение понятий «предложение» и «набор слов»,
  • Составление предложений с графической «записью»,
  • Составление предложений с добавлением второстепенных членов.

Ход занятия

  1. Орг.  момент.

Создание эмоционального фона занятия. Развитие произвольного внимания, словесно – логического мышления. Игровое упражнение «Угадай по описанию»

а) Живет в доме с человеком. Тело покрыто шерстью, сесть лапы. «Лапки мягкие, а в лапках царапки. Все время умывается, а с водой не знается.» Любит «Вискас», «Киткат», рыбу…

б) Тело покрыто шерстью, есть четыре лапы, живет в будке или под крылечком, а хвост колечком. Любит лакомиться косточкой и «Педигри», охранят дом, отгоняет всех незнакомых посетителей от своего жилья громким лаем.

- Кошка, собака – кто это?

Правильно и еще это «слова – предметы».

- Какой вопрос можно задать к «словам – предметам»?

- Про какие предметы можно спросить «что это?»

- Про какие предметы можно спросить «кто это?»

Подберите «слова– предметы» к вопросу «что это?»

Подберите «слова– предметы» к вопросу «кто это?»

Какой вопрос можно задать «словам – признакам?»

Какой вопрос можно задать к «словам – действиям»

Это домашние животные.

Что это?

Кто это?

Про неживые предметы

Про живые предметы

Дом, стол, карандаш, стул, кубики, машина, кукла…

Собака, коза, лошадь, кошка, корова, свинья, баран.

Какой? Какая?

Что делает?

  1. Основная часть.

1. Актуализация закрепленных знаний.

2. Введение в тему занятия. Работа с раздаточным материалом. Дидактическое упражнение «Подними нужную полоску». Различение слова и предложения.

- Я буду говорить предложения или просто слова, а вы поднимайте нужную полоску: красную если считаете, что слова «дружат». Зеленую если нет.

Дом, стол, улица, лампа

Котенок спит на кровати

Коза, огромный пес, большая лошадь.

Слушайте, ребята, еще раз:

Коза, огромный пес, большая лошадь. О ком мы говорим?

Мы просто называем слова предметы по теме:

Мы узнаем, что-то о домашних животных или просто их называли?

Дети поднимают зеленую полоску.

Дети показывают красную полоску.

Дети показывают красную и зеленую полоску.

О домашних животных.

«Домашние животные»

Просто называли слова по теме:

«Домашние животные»

Слова между собой дружат?

Значит это просто слова или предложения?

Покажите, пожалуйста, нужную полоску.

Нет.

Это просто слова.

Дети показывают зеленую полоску.

3. Составление распространенных предложений. На наборном полотне выставляется сюжетная картинка (Щенок сидит на траве).

Что делает щенок?

Что вы произнесли?

Назовите первое слово в предложении.

Что это за слово?

Как оно обозначается?

Назовите второе слово в предложении.

Что это за слово?

Как оно обозначается?

Давайте составим схему этого предложения.

Сколько слов в предложении?

Послушайте, что я еще скажу про щенка:

Маленький щенок сидит.

Назовите слово, которое я добавила.

Что это за слово?

Как оно обозначается?

Сколько стало слов в предложении?

Где сидит щенок?

Давайте составим схему этого предложения.

Сколько теперь стало слов в предложении?

Где сидит маленький щенок?

Щенок сидит.

Предложение.

Щенок.

«Слово – предмет»

Дети показывают.

Сидит.

«Слово – действие»

Дети показывают.

                             

В предложении 2 слова:

Щенок (1 слово)

Сидит (2 слово)

«Маленький»

«Слово – признак»

В предложении стало три слова.

Маленький щенок сидит на траве.

В предложении стало три слова.

Маленький щенок сидит на траве.

Какое у нас получилось предложение?

Если я уберу из предложения слово «щенок», что получится?

Понятно кто сидит?

Если я уберу слово «сидит», что получится?

Понятно, что маленький щенок делает на траве?

Давайте уберем слова «маленький», «на», «траве». Что получилось?

Понятно о ком идет речь?

Что делает щенок?

Слова «щенок» и «сидит» это главные слова.

В каждом предложении есть главные слова, без которых не бывает предложения и неглавные слова. Давайте составим схему это предложения.

Длинное

Маленький сидит на траве.

Нет

Маленький щенок на траве.

Нет.

Щенок сидит.

Да, о щенке.

Щенок сидит.

        .

Неглав.     Главные слова       корот.   Негл.

слово-                                       слово    слово

 призн.                                      «на»   «траве»

маленький

4. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь словечко»

  • К слову -  предмет          

        Щенок (что делает?)

  • К слову -  предмет          

Щенок (какой?)

слово – действие

– ходит, спит, играет, бегает

Слово – признак

- маленький, лохматый, забавный, интересный…

5. Самостоятельная работа с картинками. Дети составляют предложения по сюжетным картинкам  по теме «Домашние животные», называют главные слова в предложении.

Коза пасется на поляне. (Главные слова «Коза пасется»).

Маленький котенок спит.( Главные слова «Котенок спит»).

Мальчик играет с собакой.( Главные слова «Мальчик играет»)

Девочка несет маленького котенка домой. (Главные слова «Девочка несет»).

III. Итог занятия оценка деятельности детей.

Чем мы сегодня занимались?

Составляли предложения. Составляли схемы предложений.

Давайте вспомним когда мы одевали предложение какое оно становится?

Молодцы, вы хорошо отвечали на вопросы, думали, составляли схемы. Как нужно относиться к домашним животным?

В конце занятия медали.

Учили слова – предметы, слова – признаки, слова – действия «Одевали» предложения.

Длинное.

Их нужно любить, кормить, играть с ними. За животными нужно ухаживать. Животных нельзя обижать.

Дети получают медали.

Самоанализ

Тема: Распространение предложений  с использованием схем

по лексической теме: «Домашние животные»

Цель: формировать навык распространения предложения с опорой на графические схемы.

Задачи:

  • Упражнять в распространении предложений с добавлением второстепенных членов.
  • Дать понятие о главных членах предложения.
  • Закрепить понятия слово, слово – предмет, слово – действие, слово – признак, предложение.
  • Расширять словарный запас по теме: «Домашние животные»
  • Корректировать слуховое внимание и память на основе ответов товарищей.
  • Воспитывать любовь к домашним животным.

Вид занятия: логопедическое (подгрупповое).

            Цель, задачи, содержание занятия соответствует программным требованиям. При подготовке к занятию использовала «Программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Программу связной речи детей 5-7 лет», «Основную общеобразовательную программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой., Т.С. Комаровой.»

            Данное занятие по формированию грамматического строя речи, а именно отработки структуры предложения. При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы. Поэтому на занятии использовала метод составления предложения с использованием схем и предметных картинок.

            Дети составляли графические схемы предложения из 2-х, 3 – х, 5 элементов.

В структуре занятия использовала следующий алгоритм:

I. Орг. момент.

II. Основная часть

1. Актуализация закрепленных знаний.

2. Введение в тему занятия.

3. Составление распространенных предложений.

4. Динамическая пауза.

5. Самостоятельная работа детей.

III. Итог занятия.

            При организации занятия поощряла двигательную и познавательную активность детей, сочетала индивидуальные и фронтальные формы работы, использовала моделирование, как обязательную составляющую основу занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект подгруппового занятия  по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...

Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".

конспект подгруппового логопедического занятия....

конспект. Тема: «Составление описательных рассказов по схеме» на лексическую тему «Домашние животные»

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Составление описательных рассказов по схеме»на лексическую тему «Домашние животные»...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Домашние животные"

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Домашние животные"Цель: Расширить и обогатить словарь по теме «домашние животные»Задачи:Коррекционно-развивающие:- развити...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Домашние животные"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Домашние животные"...