Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в детском саду с помощью "Умного зеркала "ArtikMe"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Представлены основные направления работы с школьниками, имеющими артикуляторно-акустическую дисграфию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof._disgraf.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в детском саду»

Дисграфия – частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвовавших в процессе письма. (слайд 2)

Артикуляторно-акустическая дисграфия – дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций). (слайд 3)

Данная форма дисграфии была выделена М. Е. Хватцевым. В классификации Михаила Ефимовича она была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит. (слайд 4)

В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребёнком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (например, ребёнок говорит "сапка" вместо "шапка"). Овладение правильным произношением всех звуков речи до начала обучения грамоте важно по следующей причине. В начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. Однако если ребёнок произносит звуки неправильно (особенно если он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает. Ребёнок в этих случаях пишет так, как говорит, то есть "косноязычие" из его устной речи переходит и на письмо – возникает артикуляционно-акустическая дисграфия.

При нормальном ходе речевого развития все дети в раннем возрасте заменяют сложные по артикуляции звуки (с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л) более простыми, поскольку им ещё недоступны сложные и тонкие движения артикуляторных органов, и прежде всего – языка.

Например, появлению в речи ребёнка звука "ш" чаще всего предшествует целая "цепочка" звуков-заменителей (ть, сь, с) со всё более и более усложняющейся и постепенно приближающейся к звуку "ш" артикуляцией, то есть на разных этапах своего возрастного развития одно и то же слово "шапка" ребёнок произносит по-разному: "тяпка-сяпка-сапка", и, наконец, "шапка". То же самое происходит и с другими артикуляторно сложными звуками. Это вполне нормальный ход становления звукопроизношения – период "возрастного" или физиологического косноязычия.

Однако звуковые замены в речи ребёнка "нормальны" только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Если же они задерживаются до более позднего возраста, это уже патология, являющаяся несомненным предвестником артикуляционно-акустической дисграфии.

Выявление предпосылок артикуляционно-акустической дисграфии.

Большинство родителей даже без какой-либо специальной проверки знают, какие звуки "не выговаривает" их ребёнок. Однако во многих случаях этому обстоятельству в семье не придают значения, поскольку его никак не связывают с возможными в дальнейшем школьными проблемами. Вот почему важно проверить состояние звукопроизношения у каждого дошкольника, и чётко определить, какие именно звуки ребёнок совсем не произносит или заменяет другими звуками.

С этой целью нужно предложить ребёнку назвать картинки, специально подобранные на наиболее сложные по артикуляции звуки. Каждый звук находится здесь в трёх положениях в слове – в начале, в середине и в конце. Исключение составляют лишь звуки "з" и "ж", приводимые только в начале и середине слова, поскольку в конце слов они оглушаются. Картинки должны называться ребёнком самостоятельно.

В ходе проверки обращается внимание не только на замены одних звуков речи другими (например, "дус" вместо "душ"), но и на полное отсутствие звуков ("ыба" вместо "рыба"), а также на искажение их произношения (например, "картавое" "р", губное "л" и пр.), хотя искажённое произношение звуков, как правило, не отражается на письме в виде буквенных замен, однако и этот дефект нужно постараться устранить до поступления ребёнка в школу. Такого рода дефекты (искажённое звучание) не проходят с возрастом.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с школьниками, имеющими артикуляторно-акустическую дисграфию:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- исправление неправильного произнесения звуков речи;

- развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);

- уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

- выделение определенных звуков на уровне слога, словосочетания, предложения и текста;

- определение положения звука по отношению к другим. (слайд 5)

Профилактика артикуляторно - акустической дисграфии в детском саду посредством инновационного пособия «Умное зеркало «ArtikMe»»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

1.развитие речеслухового внимания и памяти;

2.закрепление навыка нахождения места звука в слове;

3.автоматизация навыка произношения звуков;

4.совершенствование навыка дифференциации звуков;

5.совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

6.формирование зрительного образа букв;

7. формирование орфографической зоркости. (слайд 6)

- Игра «Рыбалка»

Для того, чтобы персонаж поймал рыбку, ребёнку необходимо прослушать слоги (слова) и произнести чёткий звук в слогах (словах) в микрофон.

Правила:

Ребёнок произносит звук, слог или слово в микрофон, программа распознаёт. Ребёнок видит анимацию как обратную связь на свои верные действия. При произношении слога или слова голосом, громко и чётко выделить согласный звук. (слайд 7)

- Игра «Гномик»

Для того, чтобы персонаж игры совершал движения, ребёнку необходимо прослушать внимательно слоги (слова), произнести чёткий звук в слогах (словах) в микрофон и хлопнуть в ладоши. При правильном выполнении – один раз, при неправильном выполнении – два раза.

Правила:

Гном едет на улитке по полянке и собирает грибочки с твёрдым/мягким заданным звуком. Когда улитка подъезжает к грибу, слышим звук (слог, слово).

Действия:

  • Если ребёнок слышит заданный звук, то хлопает один раз (правильно) и грибок попадает в корзину к гному.
  • Если звук не тот, который задан, ребёнок хлопает два раза, улитка двигается дальше. В случае неправильного хлопка, гном показывает жестом, что ответ не верен и гриб «исчезает». (слайд 8)

-Переместите картинки, в названиях которых слышится звук «С» - в вагончик с буквой «С».  А картинки со звуком «З» - в вагончик с буквой «З».  (слайд 9)

- Послушай звуки и определи, кому они принадлежат. (слайд 10)

-Определи количество слогов в словах. Перемести картинки в нужные корзины. (слайд 11)

-Назови картинки, определи какой слышится звук во всех словах. Выбери символ звука. (слайд 12)

-Найди букву с среди других букв и обведи её цветом. (слайд 13)

-Определить место звука в словах (в начале, в середине, в конце). (слайд 14)

-Разгадай ребус по первым буквам в названии картинок. (слайд 15)

- Звуко - буквенный анализ слов. (слайд 16)

Таким образом, коррекционная работа с использованием методического пособия «Умное зеркало «ArtikMe»», направленных на профилактику артикуляторно - акустической дисграфии дает положительную динамику.

Кроме того, в результате ребёнок научиться «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме, а также оказывает помощь в распознавании и проявлении эмоций, т.е. даёт возможность соотнести свои эмоции с их выражением, что особенно важно при расстройствах аутистического спектра, а так же превращает трудные этапы коррекции в игру, где ребёнок видит занятие в зеркале, себя, свои действия, получая обратную связь от персонажей и осваивая начальные формы личностной рефлексии. (слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада

Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов в детском саду »

Занятие с элементами тренинга для педагогов....

Сенсорная комната как средство профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада.

Материал об опыте сопровождения процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения с использованием сенсорной комнаты....

Положение о проведении семинара «Организация проведения мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия в детском саду» (в рамках партнёрского взаимодействия)

Семинар проводится с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Профилактики сколиоза и плоскостопия в детском саду....

«Профилактика плоскостопия у детей в детском саду и в семье»

Привлечь внимание родителей к проблеме плоскостопия;познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы;вызвать у родителей осознание отношение к п...

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...

Из опыта работы "Профилактика артикуляторно - акустической дисграфии"

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале представлены направления логопеди...