Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сюняева Дарья Олеговна

 

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;
  • совершенствование умения образовывать качественные прилагательные;
  • совершенствование умения разбирать слова по слоговому и звуковому составу;
  • закрепление умения подбирать слова-антонимы;
  • обучение детей в образовании множественного числа имен существительных;
  • обучение детей в согласовании числительных и имен существительных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие связной речи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие движений артикуляционной моторики;
  • развитие движений общей и мелкой моторики;
  • развитие диафрагмального типа дыхания, силу и высоту голоса;
  •  развитие памяти и мышления;
  • развитие творческой фантазии и воображения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
  • воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;
  • воспитание взаимодействия в коллективе;

 

 Оборудование.

Проектор с презентацией; ноутбук; колонки; макет космического корабля; стулья по количеству детей; столы; баночка с верёвками (мотор); звёзды- подсказки + звуковой анализ, пособие: «Фиксики», пособие: «Космическая еда» + 4 ракеты; картинка Лунтика; пособие: «К звёздам», пособие: «Камешки» (со звуками Р и РЬ), астероиды (4 шт, разрезные); схема предложения; ёмкость с черной краской и картинка (к игре: «Весёлый счёт»); разноцветные звёзды – созвездия с буквами; магнитная доска; фонарик; картинка с трезубцем; фланелеграф.

Ход занятия

  1. Организационный момент

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня ночью был звездопад, и когда я пришла в сад, то увидела вот эту звезду. Но эта не простая звезда, это чьё-то послание. Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Вы знаете, что я родился на Луне и много путешествовал в нашей галактике со своими друзьями. Но в этот раз я отправился один и заблудился, а мой космический корабль сломался. Отправляйтесь сначала на Луну, звёзды подскажут вам путь. Прошу мне помочь, но будьте осторожны. Лунтик».

Ребята, хотите отправится в космическое путешествие и помочь Лунтику?

 

  1. Введение в тему.

Ребята, чтобы отправиться к космическое путешествие, нам необходимо пройти подготовку. В центре подготовки будущие космонавты тренируются, чтобы стать какими?

 (Д): - Умными, смелыми, сильными, отважными, здоровыми, трудолюбивыми, выносливыми.

Нам с вами необходимо потренироваться. А помогут нам с этом Фиксики – друзья Лунтика, ведь они тоже путешествуют по разным планетам. (выполнение арт. гимнастики с Фиксиками)

Л.: Молодцы, ребята! Физически мы подготовились, но космонавты должны быть не только выносливыми, но и умными.

 

  • Назови планеты.

Л.: Ребята, как называется наша галактика?

Назовите планеты земной группы?

Назовите газовые планеты?

 

  • Игра: «Раздели слова на слоги»

Наше путешествие может занять много времени, мы успеем проголодаться. На борту космического корабля космонавты едят особую пищу. Все продукты находятся в специальной упаковке. Проходите на космодром. Перед вами грузовые космические ракеты на них мы и погрузим продукты. Надо посчитать количество слогов в словах.

Погрузить запасы на ракеты - тюбики с едой (посчитать слоги и соотнести с ракетами 1, 2, 3, 4 иллюминатора.

*Продукты со звуком Р.

  • Физминутка

Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавтам дышать, они

надевают специальный костюм... Как он называется?

Давайте наденем этот скафандр.

Мы скафандр одеваем. (руки вверх)

Руки, ноги разминаем. (руки сгибают)

Раз присели, два привстали.

Дружно все сказали (повороты в стороны)

Хорошо ли, плохо ли. В данном нам скафандре?

 

Л.: Теперь мы готовы отправится в путешествие!

  • Фонетическая разминка. Автоматизация Р изолированно.

Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш...».

Открываем и закрываем люки: А- а, А- а, А -а.../дети произносят звук «А» низким  и высоким голосом.

Проверяем радио: Дети произносят короткие и острые звуки «У» в разных

регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой.

Включаем двигатель: Каждому ребёнку по очереди предлагается потянуть за верёвку, произнося протяжно звук «Р» (в зависимости от длинны верёвки)

 

  1. Основная часть.

Л.: Наш космический корабль оснащён камерами, мы будем видеть где находимся. (презентация – перемещения в космосе)

Л.: Ребята, мы в невесомости.

  • Упражнение на релаксацию «Невесомость»

 Изобразите себя в состоянии невесомости.                                    

Дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

Заняли свои места и пристегнулись. (дети садятся на стульчики)

Откуда мы начнём наше путешествие? Подсказка: где родился Лунтик.

Д.: С Луны!

Л.: Ребята, а что такое Луна?

Д.: Луна – это спутник Земли. 

Л.: Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Вот мы и на месте!

Л.: Ребята, чтобы отыскать Лунтика нам нужно выполнить задание на Луне и тогда у нас появится подсказка куда лететь дальше.

Игра: «К звёздам»

Для этого, мы будем подлетать к звёздам на ракете и читать получившиеся слоги.  (РА, РО, РУ, РЫ, РЕ, РЮ и т.д. + обратные слоги)

Л.: Молодцы, ребята! У нас появилась подсказка-звёздочка.

Дальше Лунтик отправился на вторую по удалённости от солнца планету, где всегда жарко. Эта планета названа в честь древнеримской богини любви.

Д.: На Венеру!

Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л.: Ребята, на этой планете всегда жарко, мы не сможем здесь долго находится. Лунтик вряд ли на ней задержался, но нам нужна подсказка от звезды.

  • Игра: «Разложи камешки»

Л.: На этой планете много камней, давайте их уберем. В одну ямку камешки, на которых изображены предметы со звуком Р, а в другую со звуком Рь.

Подсказка на звезде. Дальше Лунтик полетел на самую маленькую планету солнечной системы, которая названа в честь древнеримского бога торговли «быстроногого Меркурия».

Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Дети: Полетим на Меркурий.

Л.: Ребята, на эту планету обрушилось большое количество обломков астероидов.

Попробуем найти части каждого из них и посмотрим, что на них изображено.

  • Игра: «Собери астероиды»

Из получившихся обломков астероидов получились буквы М А Р С.

Л.: Ребята, нам нужно лететь на Марс! Но что случилось? Наш двигатель сильно нагрелся, давайте перезапустим двигатель.

  • Игра: «Запускаем двигатель».

И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – И.п.; выдох – вращать вогнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном вдохе произносить: “Р – р – р”. Повторить 3 раза.

Л.: Молодцы, летим!

Л.: Вот мы и на Марсе. Эта планета названа в честь Марса — древнеримского бога войны. Тут нигде не видно Лунтика, а значит нам нужна подсказка куда двигаться дальше. 

Ребята, война – это очень плохо, а как назвать наоборот?

Д.: Мир!

 

  • Игра: «Скажи наоборот»

Мир – это радость! добро – зло, горе – счастье, плакать - смеяться, слабость – сила.

Ребята, посмотрите, жители этой планеты – Марсиане, оставили нам послание, но тут только точки и тире.

 

  • Игра: «Расшифруй предложение».

Лунтик полетел на планету гигант.

Л.: Ребята, а вот и подсказка. Лунтик отправился дальше на самую большую газовую планету.

Д.: Юпитер! Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л.: Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца. Давайте приглядимся в звёздное небо, сколько звёзд вы видите, комет, спутников?

 

  • Игра: «Весёлый счёт»

Дети смотрят с помощью банки в ёмкость, наполненную черной краской и считают предметы.

Л.: Молодцы, ребята! А вот и следующая подсказка. Лунтик полетел на планету, которая названа в честь греческого бога неба. Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Д.: Уран!

Л.: Ребята, как называются скопления звёзд, которые образуют рисунок в небе?

Д.: Созвездия!

 

  • Игра: «Прочитай по звёздам»

Дети собирают из звёзд одинакового цвета слова-созвездия (кит, рак, рыба, волк, муха, жираф, павлин).

Л.: Молодцы, ребята. Лунтика на этой планете не было, но у нас появилась подсказка. Лунтик полетел на крупную планету, которая имеет кольцо.

Д.: Сатурн! Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л.: Вот мы на Сатурне – планете, которая названа в честь римского бога земледелия. Ребята, взгляните, если посветить фонариком на поверхность планеты, мы сможем что-то увидеть.

 

  • Игра: «Угадай предмет»

Дети светят фонариком на лист и смотрят, какой предмет спрятан.

Д.: Это трезубец!

Л.: Ребята, как вы думаете, на какой планете Лунтик?

Д.: На планете Нептун.

Л.: Тогда скорее заводим мотор и отправляемся на Нептун. Эта планета была названа в честь римского бога морей.

Л.: Вот мы и на месте. Ребята, Бог морей рассердился на Лунтика, что он без приглашения прилетел на его планету и заколдовал его волшебным трезубцем. Чтобы спасти Лунтика, нам понадобятся звёздочки, которые мы собрали, проходя все испытания. Сложите схему слова Нептун.

Дети выполняют звуковую схему слова Нептун с помощью звёзд.

Л.: Ура, мы спасли Лунтика! Молодцы, ребята. Скорее летим домой! Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л: Ребята, вот мы и на нашей планете Земля. Давайте Лунтику расскажем, как планеты расположены от солнца.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

 

  1. Итог занятия.

 

Л.: Ребята, вы молодцы, спасли Лунтика. Что вам помогло справиться со всеми испытаниями?

Дети: Бесстрашие, храбрость, смелость и т.д

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie_spasyom_luntika.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;
  • совершенствование умения образовывать качественные прилагательные;
  • совершенствование умения разбирать слова по слоговому и звуковому составу;
  • закрепление умения подбирать слова-антонимы;
  • обучение детей в образовании множественного числа имен существительных;
  • обучение детей в согласовании числительных и имен существительных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие связной речи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие движений артикуляционной моторики;
  • развитие движений общей и мелкой моторики;
  • развитие диафрагмального типа дыхания, силу и высоту голоса;
  •  развитие памяти и мышления;
  • развитие творческой фантазии и воображения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
  • воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;
  • воспитание взаимодействия в коллективе;

 Оборудование.

Проектор с презентацией; ноутбук; колонки; макет космического корабля; стулья по количеству детей; столы; баночка с верёвками (мотор); звёзды- подсказки + звуковой анализ, пособие: «Фиксики», пособие: «Космическая еда» + 4 ракеты; картинка Лунтика; пособие: «К звёздам», пособие: «Камешки» (со звуками Р и РЬ), астероиды (4 шт, разрезные); схема предложения; ёмкость с черной краской и картинка (к игре: «Весёлый счёт»); разноцветные звёзды – созвездия с буквами; магнитная доска; фонарик; картинка с трезубцем; фланелеграф.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня ночью был звездопад, и когда я пришла в сад, то увидела вот эту звезду. Но эта не простая звезда, это чьё-то послание. Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Вы знаете, что я родился на Луне и много путешествовал в нашей галактике со своими друзьями. Но в этот раз я отправился один и заблудился, а мой космический корабль сломался. Отправляйтесь сначала на Луну, звёзды подскажут вам путь. Прошу мне помочь, но будьте осторожны. Лунтик».

Ребята, хотите отправится в космическое путешествие и помочь Лунтику?

  1. Введение в тему.

Ребята, чтобы отправиться к космическое путешествие, нам необходимо пройти подготовку. В центре подготовки будущие космонавты тренируются, чтобы стать какими?

 (Д): - Умными, смелыми, сильными, отважными, здоровыми, трудолюбивыми, выносливыми.

Нам с вами необходимо потренироваться. А помогут нам с этом Фиксики – друзья Лунтика, ведь они тоже путешествуют по разным планетам. (выполнение арт. гимнастики с Фиксиками)

Л.: Молодцы, ребята! Физически мы подготовились, но космонавты должны быть не только выносливыми, но и умными.

  • Назови планеты.

Л.: Ребята, как называется наша галактика?

Назовите планеты земной группы?

Назовите газовые планеты?

  • Игра: «Раздели слова на слоги»

Наше путешествие может занять много времени, мы успеем проголодаться. На борту космического корабля космонавты едят особую пищу. Все продукты находятся в специальной упаковке. Проходите на космодром. Перед вами грузовые космические ракеты на них мы и погрузим продукты. Надо посчитать количество слогов в словах.

Погрузить запасы на ракеты - тюбики с едой (посчитать слоги и соотнести с ракетами 1, 2, 3, 4 иллюминатора.

*Продукты со звуком Р.

  • Физминутка

Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавтам дышать, они

надевают специальный костюм... Как он называется?

Давайте наденем этот скафандр.

Мы скафандр одеваем. (руки вверх)

Руки, ноги разминаем. (руки сгибают)

Раз присели, два привстали.

Дружно все сказали (повороты в стороны)

Хорошо ли, плохо ли. В данном нам скафандре?

Л.: Теперь мы готовы отправится в путешествие!

  • Фонетическая разминка. Автоматизация Р изолированно.

Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш...».

Открываем и закрываем люки: А- а, А- а, А -а.../дети произносят звук «А» низким  и высоким голосом.

Проверяем радио: Дети произносят короткие и острые звуки «У» в разных

регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой.

Включаем двигатель: Каждому ребёнку по очереди предлагается потянуть за верёвку, произнося протяжно звук «Р» (в зависимости от длинны верёвки) 

  1. Основная часть.

Л.: Наш космический корабль оснащён камерами, мы будем видеть где находимся. (презентация – перемещения в космосе)

Л.: Ребята, мы в невесомости.

  • Упражнение на релаксацию «Невесомость»

 Изобразите себя в состоянии невесомости.                                    

Дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

Заняли свои места и пристегнулись. (дети садятся на стульчики)

Откуда мы начнём наше путешествие? Подсказка: где родился Лунтик.

Д.: С Луны!

Л.: Ребята, а что такое Луна?

Д.: Луна – это спутник Земли.  

Л.: Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Вот мы и на месте!

Л.: Ребята, чтобы отыскать Лунтика нам нужно выполнить задание на Луне и тогда у нас появится подсказка куда лететь дальше.

Игра: «К звёздам»

Для этого, мы будем подлетать к звёздам на ракете и читать получившиеся слоги.  (РА, РО, РУ, РЫ, РЕ, РЮ и т.д. + обратные слоги)

Л.: Молодцы, ребята! У нас появилась подсказка-звёздочка.

Дальше Лунтик отправился на вторую по удалённости от солнца планету, где всегда жарко. Эта планета названа в честь древнеримской богини любви.

Д.: На Венеру!

Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л.: Ребята, на этой планете всегда жарко, мы не сможем здесь долго находится. Лунтик вряд ли на ней задержался, но нам нужна подсказка от звезды.

  • Игра: «Разложи камешки»

Л.: На этой планете много камней, давайте их уберем. В одну ямку камешки, на которых изображены предметы со звуком Р, а в другую со звуком Рь.

Подсказка на звезде. Дальше Лунтик полетел на самую маленькую планету солнечной системы, которая названа в честь древнеримского бога торговли «быстроногого Меркурия».

Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Дети: Полетим на Меркурий.

Л.: Ребята, на эту планету обрушилось большое количество обломков астероидов.

Попробуем найти части каждого из них и посмотрим, что на них изображено.

  • Игра: «Собери астероиды»

Из получившихся обломков астероидов получились буквы М А Р С.

Л.: Ребята, нам нужно лететь на Марс! Но что случилось? Наш двигатель сильно нагрелся, давайте перезапустим двигатель.

  • Игра: «Запускаем двигатель».

И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – И.п.; выдох – вращать вогнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном вдохе произносить: “Р – р – р”. Повторить 3 раза.

Л.: Молодцы, летим!

Л.: Вот мы и на Марсе. Эта планета названа в честь Марса — древнеримского бога войны. Тут нигде не видно Лунтика, а значит нам нужна подсказка куда двигаться дальше.  

Ребята, война – это очень плохо, а как назвать наоборот?

Д.: Мир!

  • Игра: «Скажи наоборот»

Мир – это радость! добро – зло, горе – счастье, плакать - смеяться, слабость – сила.

Ребята, посмотрите, жители этой планеты – Марсиане, оставили нам послание, но тут только точки и тире.

  • Игра: «Расшифруй предложение».

Лунтик полетел на планету гигант.

Л.: Ребята, а вот и подсказка. Лунтик отправился дальше на самую большую газовую планету.

Д.: Юпитер! Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л.: Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца. Давайте приглядимся в звёздное небо, сколько звёзд вы видите, комет, спутников?

  • Игра: «Весёлый счёт»

Дети смотрят с помощью банки в ёмкость, наполненную черной краской и считают предметы.

Л.: Молодцы, ребята! А вот и следующая подсказка. Лунтик полетел на планету, которая названа в честь греческого бога неба. Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Д.: Уран!

Л.: Ребята, как называются скопления звёзд, которые образуют рисунок в небе?

Д.: Созвездия!

  • Игра: «Прочитай по звёздам»

Дети собирают из звёзд одинакового цвета слова-созвездия (кит, рак, рыба, волк, муха, жираф, павлин).

Л.: Молодцы, ребята. Лунтика на этой планете не было, но у нас появилась подсказка. Лунтик полетел на крупную планету, которая имеет кольцо.

Д.: Сатурн! Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л.: Вот мы на Сатурне – планете, которая названа в честь римского бога земледелия. Ребята, взгляните, если посветить фонариком на поверхность планеты, мы сможем что-то увидеть.

  • Игра: «Угадай предмет»

Дети светят фонариком на лист и смотрят, какой предмет спрятан.

Д.: Это трезубец!

Л.: Ребята, как вы думаете, на какой планете Лунтик?

Д.: На планете Нептун.

Л.: Тогда скорее заводим мотор и отправляемся на Нептун. Эта планета была названа в честь римского бога морей.

Л.: Вот мы и на месте. Ребята, Бог морей рассердился на Лунтика, что он без приглашения прилетел на его планету и заколдовал его волшебным трезубцем. Чтобы спасти Лунтика, нам понадобятся звёздочки, которые мы собрали, проходя все испытания. Сложите схему слова Нептун.

Дети выполняют звуковую схему слова Нептун с помощью звёзд.

Л.: Ура, мы спасли Лунтика! Молодцы, ребята. Скорее летим домой! Заводим мотор: РРРРРРР (выполняем моталочку)

Л: Ребята, вот мы и на нашей планете Земля. Давайте Лунтику расскажем, как планеты расположены от солнца.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

  1. Итог занятия.

Л.: Ребята, вы молодцы, спасли Лунтика. Что вам помогло справиться со всеми испытаниями?

Дети: Бесстрашие, храбрость, смелость и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".

Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.Лексическая тема: Зимние забавы.Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;Задачи:Коррекци...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ....

Методическая разработка сюжетно-игрового занятия по физической культуре для детей старшей группы «Космическое путешествие»

Сюжетно -ролевое физкультурное занятие, приуроченное ко Дню Космонавтики. Способствует увеличению  интереса детей к вопросам изучения космоса, увеличивает их словарный запас, способствует повышен...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Насекомые".

Данная разработка предназначена для развитие лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНР.

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНРЦель: Речевое развитие детей, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи.Зад...