Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Насекомые".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Вишонкина Анастасия Андреевна

Данная разработка предназначена для развитие лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию лексико-грамматической стороны речи

Тема: Пчелка Майя

Лексическая тема: Насекомые

Задачи:

  • Развивать чувство ритма;
  • Актуализировать и расширять словарь сущ., гл. и прил. по теме «Насекомые»;
  • Развивать навык образования мн.ч. И.п. и Р.п.;
  • Развивать координированную работу речи с движением;
  • Развивать навык согласования сущ. с местоимениями;
  • Развивать навык построения пересказа по опорным картинкам;

Оборудование: предметные картинки; бубен; схема для описания; макеты гусеницы, бабочки, пчелы; опорные картинки; презентация.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Л: Смотри, кто к нам пришел сегодня в гости.

Логопед показывает ребенку картинку с Пчелкой Майей.

Л: Пчелка Майя прилетела к нам из своего дома. Каждая пчелка дома занята своим делом, все трудятся для одной цели. И среди пчелок есть одна, что подает сигналы при помощи бубна. Так все пчелки понимают, когда им нужно начинать работать, а когда они могут отдыхать. Пчелка Майя внимательно следила, как другая пчелка бьет в бубен. Теперь Майя хочет с нами поиграть в этот бубен. Сейчас пчелка как-то постучит в бубен, а ты постарайся запомнить и потом повтори.

Материал:

  • / / /
  • / / / /
  • // //
  • / / ///
  • // // ///
  1. Актуализировать и расширять словарь сущ., гл., прил. по теме «Насекомые»; развивать навык согласования сущ. с местоимениями

Л: Когда Пчелка Майя улетела из дома, то она по дороге познакомилась с разными насекомыми. Теперь пчелка хочет и нас с ним познакомить.

Логопед показывает ребенку картинки с изображениями насекомых.

Л: Ты знаешь, какие тут насекомые изображены? Назови их. Ребенок перечисляет насекомых.

Речевой материал: бабочка, божья коровка, гусеница, стрекоза, жук, комар, пчела, оса, кузнечик,  муравей, муха,  паук.

Л: Мы познакомились с этими насекомыми, теперь это наши друзья тоже. Как мы с тобой теперь скажет про друзей. Это моя подруга бабочка. Далее ребенок сам называет других насекомых.

П: «Имя ребенка», одна знакомая стрекоза показала мне одну очень интересную игру. Мы по очереди будем загадывать друг другу загадки. Кто больше загадок отгадает, тот и выиграет в этой игре.

Логопед показывает ребенку схему для составления загадки (цвет, части, действие).

Речевой материал: оса, жук, кузнечик, божья коровка, гусеница, бабочка

Л: А у меня тоже есть одна игра для вас с Пчелкой. Смотри, какие насекомые есть у меня. Сейчас они тебе показывать какие-то движения, а ты попытайся догадаться, что же они делают.

Речевой материал: летает, ползает, собирает, жалит, выползает, грызет

  1. Развивать навык образования мн.ч. И.п. и Р.п.

Л: Пчелка Майя хочет показать тебе один фокус.

Логопед показывает ребенку картинку с одним насекомым.

Л: Смотри, кто это? Ответ ребенка. Теперь закрой глазки, а сейчас открывай.

Логопед меняет картинку с одним насекомым, на картинку с многими насекомыми.

Л: Смотри, теперь тут не один кузнечик, а теперь тут… кузнечики? А теперь опять закрывай глазки.

Логопед убирает все картинки.

Л: Ой, смотри, все разбежались /разлетелись. Нет теперь (кого?) кузнечиков.

Речевой материал: жук, комар, оса, бабочка, муравей, кузнечик, стрекоза

  1. Развивать координированную работу речи с движением

Л: Пчелка Майя предлагает нам прожить один день пчелки. Давай попробуем.

«Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

И работать ей не лень.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

От цветка летит к цветку,

Ритмично размахивают руками крылышками.

Клеит на брюшко пыльцу

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Хоботком нектар сосет,

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

За день много соберет

Раскрывают перед собой все пальцы.

Унесет нектар тот в улей

Обрисовывают в воздухе треугольник.

И назад вернется пулей.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

В сотах утрамбует мед,

Топают ногами.

Скоро ведь зима придет.

Ежатся.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.

  1. Развивать навык построения пересказа по опорным картинкам

П: У меня для тебя есть одна сказка про своих друзей. Сейчас я ее расскажу, а ты слушай внимательно.

Речевой материал:

Логопед читает ребенку рассказ и показывает опорные картинки.

Л: А теперь послушай сказку еще раз и потом попробуй составить такую же.

  1. Организация окончания занятия

П: Ой, я слышу бубен. Мне пора возвращаться в свой улей. Пока-пока.

Л: Давай мы вспомним, с какими друзьями Пчелки мы сегодня познакомились? Каких ползающих насекомых ты помнишь? Каких летающих насекомых ты помнишь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".

Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.Лексическая тема: Зимние забавы.Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;Задачи:Коррекци...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ....

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...

учебно-методическое пособие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям детей с речевыми нарушениями...

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНР.

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНРЦель: Речевое развитие детей, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи.Зад...