Методическая разработка "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии

Баскова Екатерина Николаевна

Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ГБДОУ детский сад № 83 Красносельского района г. Санкт-Петербурга У читель-логопед Баскова Е.Н.

Слайд 2

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях

Слайд 3

Разделы языкознания Раздел Что изучает ФОНЕТИКА Звуки речи ОРФОЭПИЯ Нормы произношения слов МОРФЕМИКА Состав слова МОРФОЛОГИЯ Части речи СИНТАКСИС Предложение ПУНКТУАЦИЯ Знаки препинания ОРФОГРАФИЯ Правила написания слов ФРАЗЕОЛОГИЯ Устойчивые сочетания слов ЛЕКСИКА Значения слов

Слайд 4

Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи . Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания, предложения и их строение.

Слайд 5

Словообразование - создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств. Словоизменение - изменение слова по грамматическим категориям.

Слайд 6

Грамматические категории Глагол Имя существительное Имя прилагательное Время (3) Лицо (3) Число (2) Род (3) Наклонение (3) Залог (2) Вид (2) Род (3 ) Склонение (3) Падеж (6) Число (2) Род (3) Падеж (6) Число (3) Разряд (3) Полнота/Краткость (2) Степень сравнения (3)

Слайд 7

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе

Слайд 8

Периоды развития грамматического строя речи

Слайд 9

Речевые ошибки Морфологические Неправильные окончания имён существительных Склонение несклоняемых имён существительных Неправильное образование множественного числа существительных Изменение рода существительных Образование глагольных форм Неправильная форма причастий Образование сравнительной степени прилагательного Окончание местоимений в косвенных падежах Склонение числительных Синтаксические На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее часто начинают свой ответ с вопросительного слова Опускается союз или часть союза Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется

Слайд 10

Задачи формирования грамматического строя речи

Слайд 11

Принципы формирования грамматического строя речи

Слайд 12

Этапы усвоения грамматических средств и способов языка

Слайд 13

Методы и приемы формирования грамматического строя речи Методы д идактические игры игры-драматизации словесные упражнения рассматривание картин пересказ коротких рассказов и сказок Приемы с оздание проблемной ситуации п оказ нужной формы, исправление ошибки в опросы подсказочного и оценочного характера н апоминание правильного варианта ответа

Слайд 14

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей 3-4 лет Согласование слов в роде, числе , падеже Правильное употребление предлогов в, на, под, за Употребление имен существительных в единственном и множественном числе Употребление имен существительных в родительном падеже Составление предложений с однородными членами

Слайд 15

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей 4-5 лет Согласование слов в предложении Совершенствование умения правильно использовать предлоги в речи – на, за, перед, под, к , около, с, по Образование форм множественного числа имен существительных Употребление формы повелительного наклонения глаголов Образование качественных прилагательных Использование в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Появление словотворчества

Слайд 16

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей 5-6 лет Правильное употребление в речи простых и сложных предлогов Правильное изменение имен существительных по числам и падежам Согласование числительных с именами существительными Согласование имен прилагательных с именами существительными Образование притяжательных прилагательных Образование однокоренных слов, слов разными способами Формирование умения употреблять несклоняемые существительные Составление сложных предложений Критическое отношение к своей речи

Слайд 17

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет Развернутая фразовая речь Образование трудных форм имен существительных, глаголов Использование имен прилагательных сравнительной и превосходной степени Использование предлогов под, из-под, из-за, между, у Совершенствование умения использовать разные части речи в соответствии с их смысловым значением Самостоятельное образование слов, подбор однокоренных слов Правильное словоизменение и согласование слов в предложении Стремление к правильности и точности речи

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Учитель-логопед

Баскова Екатерина Николаевна


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Грамматический строй речи, значение его усвоения для речевого развития детей. 2
  2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 4
  3. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.10
  4.  Задачи, принципы и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. 13
  5. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. 16
  6. Интересные факты о грамматике русского языка 27
  7. Список использованной литературы 28

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО УСВОЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Именно следование грамматическим правилам делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй речи - продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое её изменение мешало бы пониманию русского языка. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определённое значение.

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система - это умение владеть приемами словоизменения и словообразования.

Словоизменение - изменение слова по грамматическим категориям (родам, числам, падежам и т.п.).

Словообразование - создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств (флексий – изменяемых частей слова).

Синтаксическая система - умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и пр.) требует владения приёмами логической связи всех видов простых и сложных предложений. Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).

Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Развитие грамматического строя речи тесно связано с обогащением лексического запаса, развитием активного и пассивного словаря. Чтобы понимать речь, необходимо знать лексическое значение слов, из которых она состоит, и понимать грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТОРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм. Выработка динамического стереотипа облегчается его большой устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их. Однако, на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя.

В работах Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи.

I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:

1) Этап однословного предложения.

2) Этап предложений из нескольких слов-корней.

 Этап однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания («бух», «би-би», «му», «мяу»), лепетные слова («ди», «моко»).

Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже ед. числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенней форме, либо в форме 2-го лица ед. числа повелительного наклонения («дай», «ниси», «пать»).

Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов («дом», «дома», «домой», «домом» и т.д.) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов («дом»).

При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.

II период - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя три этапа:

1)    Этап формирования первых форм слов.

2) Этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов.

3) Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

Этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.). На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой не изменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.

Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием «-ы», «-и» (фонетически всегда «-и» по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием «-у» («кису», «куклу»), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием «-ы» (нет кисы), окончание «-е» для обозначения места («толе» - «на столе»), при этом предлог не употребляется.

Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа («иди», «неси»), формы 3-го лица ед. числа настоящего времени, без чередования в основе («сидит», «спит»), возвратные и невозвратные глаголы.

К двум годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже ед. числа с глаголом изъявительного наклонения («Мальчик играет»), некоторые формы управления глаголом («Дай лялю»). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.

На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов («Таня играет кукла»). Объективным показателем правильного хода развития речи служит появление к двум годам первых форм фраз («Вот таи» - «Вот шары»).

При нормальном речевом развитии в возрасте 2 года - 2 года 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Наличие стойких аграмматизмов на протяжении последующего времени является важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у детей трехлетнего возраста.

Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен существительных, и спряжений глаголов. Из-за сложности флективной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и постоянностью использования в речи окружающих. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующим». Так, формы существительных родительного падежа мн. числа имеют несколько вариантов окончаний: «-ов», нулевое окончание, «-ей», среди которых продуктивной флексией является окончание «-ов». В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием «-ов» («много ложков, ножов»).

Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма («молотоком», «левы», «человеки»).

На начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила. На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей.

Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. ч.), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены.

В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: «в», «на», «у», «с», но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка - флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги («на столе» - «толе»). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов («из-за», «из-под») наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа «-ов», «-ами», «-ах», падежных окончаний именительного падежа мн. числа «-а», «-на».

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматически, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении («на коне»), тенденции унификации основы («пени», «левы»). После 4 лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола («заплатю»). Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.

Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.


ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.

Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей:  

1. Неправильные окончания имён существительных:

  • родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев.
  • родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке.
  • винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных: папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом.
  • предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе.

2. Склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, на пианине, кофий, кофию, в кине.

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, тёплая молоко, платье зелёная.

5. Образование глагольных форм.

  • повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади.
  • изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь – можу, плескать – плескаю, рисовать – рисоваю.
  • спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать – дадишь (дашь), спать – сплют (спят).

6. Неправильная форма причастий: сломатая, сошитая, оборватая.

 7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее, красившее.

8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане, у тебе новая платья.

9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями. У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:  «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними;  я «надетый»;  «Бегим, Коля уже побег».  Мы ходим за ягодам и грибам.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно.

В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Наиболее типичные синтаксические ошибки (нарушение порядка слов в предложении):

 На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама принесла»;

 Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»

 Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что…» Неправильно иногда оформляется союзная связь:

 Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому…нажал сильно».

  Один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом».

 Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли вот когда от тёти Тамары, смотрим – салют».

 Существуют и некоторые особенности и в овладении ребёнком словообразованием. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем (кричать – крик, путь – путник, грузовой – грузовик, порядок – беспорядок, бежать – вбежать, выбежать, прибежать и др.). Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строительного материала (под-берёзов-ик, ракет-чик). Ребёнок, прежде всего, овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). На основе практического сопоставления слова с другими словами происходит выделение значения каждой его части. Процесс словообразования имеет общую со словоизменением основу – образование динамического стереотипа. Уже в два года малыш образует «свои» слова, которые является, по существу, искажённым воспроизведением слов, услышанных от взрослых («акини» - кртинки). В среднем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание «собственных» слов – словотворчество: «вертоплан» - вертолёт, «насупился» - наелся супа, «рогаются» - бодаются. Отечественные психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высокий, а потребность рассказать и объяснить что-то собеседнику растёт, если недостаёт общепринятого слова, дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями.

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка, наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов:

1. Часть какого-нибудь слова используется как целое слов: прыг – прыжок;

 2. К корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – пургинки (снежинки), помощь – помогание, страшные – страшность;

3. Одно слово составляется из двух: ворунишка – вор и врушишка, бананас – банан и ананас. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Задачи:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М. М. Алексеева, Л. П. Федоренко, О. П. Короткова, В. И. Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

З. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев). При этом подчеркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Морфология – содержание работы:

 Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, отвлечённые свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

 Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло). Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (иди, беги, бежим, пусть бежит, идёмте) к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы).

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, с полными и краткими прилагательными (весёлый, весел, веселы), со степенями сравнения (добр – добрее, тихий – тише). В процессе обучения дети овладевают и другими частями речи: местоимениями, наречиями, союзами, предлогами.

Словообразование – содержание работы:

 Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный – (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться) Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных (зайчонок, лисёнок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

Синтаксис – содержание работы:

 Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

Таким образом, процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.


ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знаний общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.

Грамматические ошибки дошкольников определяются разными факторами:

 общими психофизиологическими закономерностями развития ребёнка (развитие внимания, памяти, мышления, состояния нервных процессов);

 трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его освоения;

 запасом знаний об окружающем мире и объёмом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

 неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;

  педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

 Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. Е.И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспитателя, призывала к повышению культуры речи всех окружающих ребёнка людей.

Пути формирования грамматически правильной речи:

1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

 3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

4. Исправление грамматических ошибок. Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средних и старших группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования. В усвоении грамматических средств и способов языка выделяют несколько этапов: вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих. Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии словоформой – котята). И, наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять - можно или нельзя так сказать.

При планировании НОД важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Наряду с трудной формой следует брать и лёгкие, хорошо усвоенные детьми (блюдце - блюдец, матрёшка – матрёшки – матрёшек).

Обучая детей способу образования слов, обозначающих детёнышей животных, следует давать не только форму именительного падежа множественного числа (у кошки – котята), но и форму именительного падежа единственного числа (у кошки – котёнок; кошка – котёнок – котята), а также формы родительного и творительного падежей (кошки, котёнка, котят).

Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы, но и близкие им, уже известные детям. Для прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм.

Методы и приемы формирования грамматического строя речи

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание.

Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками.

Методика формирования морфологической стороны речи

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.

Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.

Примеры игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи:

Для усвоения родовой принадлежности.

Игра «Опиши картинку».

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)

Дидактическая игра «Три рейки» (по типу игры из альбома О. И. Соловьевой).

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

«А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)

У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.

У меня высокий дом. А у тебя что? – А у меня низкий дом.

Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко,)

Про что можно сказать маленькой! (Про девочку, шубку, варежку.)

Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка.)

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Словесные упражнения.

«Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)

«Один и много».

Вначале воспитатель – ведущий.

У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.

У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

У меня один гольф. А у тебя? – У меня много гольфов.

У меня одни рейтузы. А тебя? – У меня много рейтуз и т.д.

Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать».

Собака – лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

«Кто больше назовет действий».

Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить.

Что можно делать с мячом? – Играть, бросать, ловить, пинать.

Что можно делать с цветами? – Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.

«Где что можно делать».

Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.

Что можно делать на реке? – Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.

Усложняются задания на употребление глаголов одеть – надеть, одеть – раздеть, надеть – снять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением (наверху, внизу, слева, напротив, между).

Для введения в речь причастий можно использовать упражнения с картинками и словесные:

Мальчик читает. Какой мальчик? – Читающий мальчик.

Мальчик рисует. – Рисующий мальчик.

Самолет летит, гудит. – Летящий, гудящий самолет.

Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. – Желтеющий, зеленеющий, краснеющий, шуршащий лист.

Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи.

Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т.е. контекстностью.

Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).

С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Какая сегодня погода? (Хорошая)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)

А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.

Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.

Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.

Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.

Посуду поставили на стол.

Вопросы

Откуда пришли дети? (Из) Откуда вышел мальчик? (Из-за)

Откуда сбрасывали снег? (С) Откуда вылезла кошка? (Из-под)

Откуда слетел воробей? (С) Откупа вынырнул пловец? (Из-под)

От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)

Откуда убрали посуду? (Со)

Начиная со средней группы рекомендуется вводить разработанную еще Е. И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает).

Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.

Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением.

При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них.

Задание дополнить сложное предложение можно провести в интересной форме, используя игру «Размытое письмо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик).

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д.

Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).

Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

«Один начинает – другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

Мама купила Коле… красный флажок.

Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения. «Закончи предложение».

Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).

Цветы засохнут, если... (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы... (могла упасть).

Чашка разобьется, если... (ее уронить).

Методика формирования способов словообразования

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой)

В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

Чинит часы… (часовщик).

Дома строит… (строитель).

Чинит сапоги… (сапожник).

Проверяет билеты… (билетер).

Работает в библиотеке… (библиотекарь). И т.д.

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.

Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.

Он летчик – я тоже (летчица). Он плясун – я тоже (плясунья). Он умник – я тоже (умница). И т.д.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 – 6 мин):

·         на образование прилагательных от основ существительных:

Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое);

·         на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Катается на лыжах (лыжник). Катается на велосипеде (велосипедист). Хорошо прыгает (прыгун);

·         на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный)

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо) Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Выжимает сок)


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Несколько примеров, подтверждающих сложность грамматики русского языка:

1. Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Лишь в том случае, если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. Т. е. стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные? Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде как горизонтальные, но на столе стоят. Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка - то готова была, когда лежала. Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Таким образом, если в плане стояния и лежания она как-то лезет в логику "Вертикальный - Горизонтальный", то сидение - это новое свойство. Она сидит на попе. Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе. Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять. Может показаться, что сидение - атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы. Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит. А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским.

2. - Есть пить?

- Пить есть. Есть – нет.

3. Только в русском языке можно составить предложение из трех гласных: «Э, а я?».

4. Порядок слов в русском языке свободный, но это не значит, что вы можете ставить слова, как хотите. От порядка слов может кардинально зависеть смысл предложения. Например, «Я иду домой» означает «Я иду домой» (хотя, конечно, много зависит от интонации), а вот «Я домой иду» значит, что «Я иду именно домой, а не куда-то там еще». А «Домой иду я» — «Это я иду домой, а не ты и не кто-то еще. Все остальные остаются здесь и работают!». Так что порядок слов в русском языке зависит от того, что вы хотите сказать.

5. Замечательный тест для иностранцев на перевод с русского:

«За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 160 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1969.
  4. Гвоздев А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. - В кн.: Вопросы изучения детской речи. М., 1961, с. 467.
  5. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., В.Секачев, 2014
  6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
  7. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 1994.
  8. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
  9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- М.: Гном и Д, 2001
  10. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001
  11. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
  12. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). -Санкт- Петербург. «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2007
  13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс, 2000. – 112 с., 33 л. ил.
  14. Филичева Т. Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М. В.Секачев, 2016.
  15. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. — М., 1994.
  16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1994.
  17. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

Стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.

Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группа...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...