Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Корчагина Светлана Александровна

Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

Игра «Чего не стало?»

Детям предлагается закончить предложение. 1. — Были утята. Не стало ... (утят). — Были котята. Не стало ... (котят). — Были ребята. Не стало ... (ребят).

(Они убежали смотреть на котят.) 2. — Были игрушки. Не стало ... (игрушек). — Были подушки. Не стало ... (подушек). — Были лягушки. Не стало ... (лягушек). (В соседнем пруду отыскали подружек.)

Игра «Чего нет у куклы?»

Детям предлагается коротко ответить на вопрос. — Есть ли у нашей куклы тапочки? — Нет тапочек. — Есть ли у нашей куклы шапочка?

— Нет шапочки. — Есть ли у нашей куклы бантик? — Нет бантика. — Есть ли у нашей куклы зонтик? — Нет зонтика.

Игры с матрешкой

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

Сначала взрослый предлагает детям рассмотреть игрушки:

— Что это? 

— Матрешка. 

— Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Она меньше или больше первой?

— Меньше.

— Теперь посмотрите на пирамидки, какие они? Одна большая другая... (поменьше, маленькая).

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

Запомните, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас вы закроете глаза, а я буду прятать игрушки, затем вы скажете, каких игрушек не стало (матрешек, пирамидок, ленточек). «Кого не стало?» (лошадок, утят, цыплят). В конце убираются все игрушки, детей спрашивают: «Чего не стало?» (игрушек).

Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению правильных падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Игра «Где игрушка?»

Игра помогает освоить принципы употребления пространственных предлогов. Педагог помещает игрушку рядом с ящичком (в ящичке, за ящичком, на ящичке и т.п.; в шкатулке, за шкатулкой, около шкатулки, над шкатулкой и т.п.) и спрашивает:

— Где игрушка?

Дети должны сказать, где находится игрушка по отношению к заданному предмету. Отвечая на вопрос, нужно правильно употребить предлог.

Игра «Прятки»

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (дети дают ей имя, например, Света). Здесь ее комната. Назовите все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель). К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на... (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).

Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помогите Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

А если бы кто-то из вас стал прятаться, куда бы вы залезли, чтобы вас долго не находили?

Игра повторяется несколько раз.

Малыши прячутся в разные места, которые называют сами дети. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)

— Давайте расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

Игра «Летает — не летает»

Детям предлагается закончить предложение.

— Птичка... (летает). 

— Рыбка... (не летает). 

— Самолет... (летает).

— Машина... (не летает).

— Вертолет... (летает).

— Поезд... (не летает). 

— Муха... (летает).

И т.д.

Игра «Я, ты, он, она»

Педагог называет местоимение. Дети должны правильно подобрать глагольную форму.

— Я сижу. — Ты... (сидишь). — Он... (сидит). — Мы... (сидим)

Игра «Поручения»

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: мышка, мишка.

— Хочешь, чтобы мишка покатал мышку. Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, помахала лапкой, покружилась (Мышка, помаши лапкой! Мишка, спой).

Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и.т.п.

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница).

Игра «У кошки — котенок»

Детям предлагается закончить предложение. У кошки — котенок. У лисы — ... .

У зайца — ... . У волка — ... . И т.д. Отрабатывая суффиксальный способ образования слов, не

нужно использовать пары с разными корнями. Например, «собаки — щенок», «корова — теленок». Их лучше оставить для другой игры.

Игра «Чаепитие»

Воспитатель говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих друзей — мышонка и зайчонка. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех к столу — попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки, сухари, да всё перепутал: конфеты положил на блюдце, салфетки — в чашку, а сахар и сухари — прямо на стол. Мышка сразу заметила, что не всё в порядке на столе, да сама точно не знала, куда что надо положить. Давайте поможем друзьям! Сахар кладут в сахарницу, конфеты... (в конфетницу), сухари... (в сухарницу), а салфетки... (в салфетницу). Пошли гости руки мыть. Сначала открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (теплая, прохладная). Помыли малыши руки, а Миша их приглашает: «Садитесь, пожалуйста, за стол, будем чай пить!» Взял Миша в руки блюдце, поставил на него чашку, стали малыши пить чай. Когда попили, Мышка сказала медвежонку «спасибо» тоненьким голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Миша!» Зайчонок тоже поблагодарил его.

Игра «Что? Где? Когда?»

В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе? В зале? Дома?»

«Где вы играете? Спите? Умываетесь?» «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?»

Такие упражнения можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка кормит куклу, на другой — моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет), но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).

Игра «Закончи предложение»

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.

Детей знакомят также со способами образования звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик — чирикает, утка кря- кря — крякает, лягушка ква-ква — квакает).

На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов: на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют. Такие вопросы, как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?», подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие и оно имеет свое название.

Игра «Оркестр»

Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.

К детям в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Э. Мошковской «Какие бывают подарки»:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит, 

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая?

Отгадай-ка!

Это наша... (балалайка).

В руки ты ее возьмешь, 

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная,

Заиграет, только тронь.

Как зовут ее? (Гармонь.)

Что звоночки делают? (Звенят.)

Что погремушки делают? (Гремят.)

Что барабан делает? (Барабанит.)

Что дудочки делают? (Дудят.)

Игра «Что умеет делать Гена?»

Взрослый начинает: «Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)».

Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.

Игра «Кто что умеет делать?»

Детям показывают картинки животных. Нужно сказать, что животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

У этой игры много разных вариантов: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

Игра «Кто назовет больше действий?»

Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а дети называют действия.

1. — Что можно делать с цветами?

— Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.

2. — Что делает дворник?

— Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.

3. — Что делает самолет? 

— Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится. 4. Что можно делать с куклой? — Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.

Игра «Где что можно делать?»

1. — Что можно делать в лесу? — Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать. 2. — Что можно делать на реке? — Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, тепло-

ходе), ловить рыбу. После этих упражнений предлагается сюжет: собрались в лес — отдыхали — собирали грибы, ягоды — пошли на речку — купались — загорали — весело отдохнули.

Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача обучению построению разных типов.

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто у кого»

Ребенок рассматривает рисунки, на которых изображены животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь) какая? Цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок) какой?

Упражнение «Лесник»

Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая).

Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

— Это тропинка. В лесу много... тропинок.

Игровое упражнение «Белка на ветке»

— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается. (Белка.)

— Шубка у белки (какая?) ... ; на ушках у белки (что?) ... ; хвостик у нее (какой?) ...; она умеет (что делать?) ...; и очень любит (что?) ... .

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит с помощью игрушек или плоскостных кукол, показывает детям, как белка прыгает по ветке, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Игровое упражнение «Кто это ползет?»

— Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?». (Улитка.)

— Вот еще одна загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине». Кто это? Тоже улитка.

Дети рассматривают улитку, обращают внимание на ее домик- раковину и рожки.

— Что служит улитке домиком? В каких еще домиках могут жить животные?

Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом».

Воробей живет под крышей, В теплой норке — домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? Он у мамы под крылом.

— Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?

— А сейчас улитка загадает вам лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка?»; «Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»

Упражнение «Кто заблудился?»

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения.

Если зайчик потерялся, ... (мы поможем ему найти свой дом).

Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим зайчика, утешим его).

Игра «Какие бывают иголки»

Эта игра дает детям представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Отгадай, что за слово

Есть у каждого портного?

Вместо шубы это слово

Ежик носит на спине. 

Это слово вместе с елкой 

В Новый год придет ко мне. (Игла)

— Какие иглы бывают? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем? (Швейной.) 

— Что делают швейной иглой? (Зашивают одежду, вышивают,

подшивают.) 

— Закончите предложения. 

Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий).

Лиса потрогала ежа и... (укололась).

У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые).

Отвечай поскорей, какие из них длинней? (Иглы сосновые длиннее, иглы еловые короче).

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Упражнение «Один — много»

С помощью этого упражнения дети осваивают образование множественного числа и правильное употребление слов в роди-тельном падеже; подбирают к словам определения и действия; находят в словах первый звук, определяют количество слогов, подбирают слова, сходные по звучанию.

— Это... шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Шары какие? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Шары разноцветные.)

— Это... мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Маки какие? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук.) Лук какой? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: иглы, пилы, мишки, мышки, шишки, ложки, кошки.

— Закончите предложение. «Это... . «На картинке нарисовано много... (игл, пил, мишек, мышек,

шишек, ложек, ножек, кошек).

Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется смысл слова. Эти упражнения тесно связывают между собой лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте.

Упражнение «Скажи правильно»

Учит детей различать, правильно или неправильно объединены между собой слова по смыслу.

— Подумайте, можно ли так сказать: «полный человек»? Что это значит? (Значит, это человек толстый.)

— А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно нужно сказать о дереве? (Большое дерево. Толстое дерево.)

— Бумага может быть «полной»? Можно так сказать: полная бумага? (Нет.) Как надо сказать? (Плотная бумага.)

— Что может быть полным? Про что мы скажем «полный»? (Колодец, карман, кошелек, стакан). Полная? (Чаша, тетя, тарелка.) Полное? (Ведро.) Полные? (Дяди, тети, карманы, кошельки.)

— Жаркий день. Как можно сказать об этом по-другому? (Теплый день.)

— Жаркий спор. Как можно сказать об этом по-другому? (Горячий спор.)

— Можно ли сказать: «горячий день»? «Жаркий суп»? Как сказать правильно?

Упражнение «Брат — братец — братик»

Учит различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом и прилагательных, образованных суффиксальным способом.

— Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются:

мама — мамочка — мамуля; брат — братец — братик; дерево — деревце; заяц — заинька — зайчишка — зайчище; дом — домик — домище.

(Многие слова звучат ласково.)

— Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заинька, зайчишка во многих сказках о животных.)

— Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.

Упражнение «Сказать — рассказать — пересказать»

— Сейчас я назову несколько слов, у которых есть общая часть. Чем они между собой отличаются?

Бежать — подбежать — выбежать; писать — переписать — подписать; играть — выиграть — проиграть; смеяться — засмеяться — высмеять; шел — отошел — вошел.

(Они означают разные действия.)

Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали. Например: «Мы играли в домино: Вова выиграл, а я проиграл». (Мы много смеялись: сначала рассмеялась моя сестра, а потом и я засмеялся.)

Упражнение «Высокий — высоченный»

Учит детей определять один и тот же признак в разной степени.

— Я назову вам пары слов. Чем слова в парах отличаются друг от друга?

Старый — старейший; умный — умнейший; злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый; широкий — широченный; глубокий — глубочайший. (Эти слова выражают признак в разной степени: одни — в

большей, другие — в меньшей).

Упражнение «Бежать — мчаться»

Учит детей объяснять оттенки значения глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

— Как вы понимаете слова? Чем они отличаются?

Засмеялись — захихикали; бежать — мчаться; пришли — приплелись; плакать — рыдать; разговаривать — болтать; думать — размышлять; открыть — отворить; отыскать — найти; зябнуть — мерзнуть; поразить — удивить; шалить — баловаться; забавлять — развлекать; прощать — извинять; звать — приглашать; вертеться — кружиться; греметь — грохотать; опасаться — бояться; бросать — кидать; вертеть — крутить. 

— Придумайте предложения с любой парой слов.

Упражнение «Кто хитрее?»

Учит детей подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилагательных, образовывать новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов — еньк — оньк; оват — еват; ущ — ющ; енн — ейш.

— Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая.)

— А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.)

— Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще... (хитрее) или... (хитрющий). Лиса умная, а журавль... (еще умнее, умнейший).

— Волк злой, а волчище ... (еще злее, злющий). — Заяц труслив, а зайчишка... (еще трусливее, трусоватый). — Этот человек худой, а этот... (худющий).

— Один человек полный, а другой не совсем полный, а... (полноватый).

— Этот человек толстый, а тот еще... (толще, толстенный).

— Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а... (синеватый). Этот лист зеленый, а этот... (еще зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка... (зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).

— Бабушка старая. А как сказать ласково? (старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (умненький). Рисунок плохой или... (плохонький, плоховатый).

Формирование грамматического строя речи у детей предшкольного возраста

Пример упражнения

Педагог читает предложение, употребляя вместо глагола имя существительное. Дети должны догадаться, как образовать от имени существительного нужную форму глагола или подобрать к нему однокоренной глагол.

«В нашем лесу есть птицы, которые здесь... (зима)». «Дрова надо... (пила)». «Траву надо... (коса)». «Волосы надо... (расческа)».

«Ногти надо... (стрижка)». «Зимой птиц надо... (корм)». Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

Литература

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Спб: «Детство- Пресс», 2007.

2. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Методическая разработка "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со вз...