Миофункциональные нарушения
статья по логопедии

Костенкова Валерия Александровна

Миофункциональные нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mfn.docx168.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Миофункциональные нарушения»

Подготовила: учитель – логопед МБДОУ д/с №2 Костенкова В.А.

Миофункциональные нарушения

Миофункциональные нарушения – это патологические изменения мышц челюстно-лицевой системы, приводящие к дисфункции дыхания, жевания, глотания, речеобразования. Сопровождаются деформацией лицевого профиля, формированием неправильного прикуса и осанки, нарушениями звукопроизношения, патологией ВНЧС. Комплексная диагностика включает стоматологический осмотр (фотофиксацию, снятие слепков, ОПТГ, ТРГ, электромиографию), логопедическое, неврологическое обследование и др. Для коррекции используются вестибулярные пластинки, трейнеры, миогимнастика, массаж.

Общие сведения

Миофункциональные нарушения (МФН)  различные орофациальные дисфункции, обусловленные миодинамическим дисбалансом челюстно-лицевых мышц. В настоящее время отмечается высокая распространенность МФН в детской популяции: в период активного роста ребенка они выступают преморбидным фоном для формирования лицевых деформаций, зубочелюстных аномалий и речевых нарушений в 70-80% случаев. Проблема имеет междисциплинарное значение и актуальна для ортодонтии, педиатрии, логопедии, ортопедии.

Причины

Этиологические предпосылки миофункциональных нарушений и их последствия хорошо изучены. Большинство из этих факторов могут быть замечены при наблюдении за ребенком и устранены еще в раннем возрасте. К развитию орофациальной дисфункции приводят:

  • Патологические привычки. Ведущая роль в нарушении миодинамического равновесия ЧЛО в раннем возрасте отводится длительному сосанию пустышки или бутылочки (дольше 1,5 лет). У детей дошкольного возраста к вредным миофункциональным привычкам относят сосание пальцев, удержание во рту карандашей и других предметов, прикусывание нижней губы или щеки, межзубное прокладывание языка.
  • Проблемы вскармливания. Негативное влияние на развитие челюстно-лицевого скелета и мускулатуры оказывает позднее появление в рационе ребенка твердой пищи, требующей активного пережевывания. К мышечной дисфункции также может приводить вялое жевание у соматически ослабленных детей, привычка пережевывать пищу на одной стороне или только передними зубами. Длительное кормление детей преимущественно жидкой или мягкой протертой пищей способствует сохранению инфантильного типа глотания и формированию связанных с ним последствий.
  • Стоматологические проблемы. На состоянии мускулатуры ЧЛО негативно отражается наличие анкилоглоссии (укороченной подъязычной связки), бруксизма, адентии. Нарушению жевания способствует позднее прорезывание молочных зубов или ранняя их потеря в результате травм, осложненного кариеса, патологическая стираемость зубов. К тяжелым последствиям в детском возрасте могут приводить переломы челюстей.
  • ЛОР-заболевания. Такие заболевания носоглотки, как ринофарингиты, аденоиды, искривление носовой перегородки способствуют формированию привычного ротового дыхания, ослаблению круговой мышцы рта, дисфункции других лицевых мышц (жевательной, височной).
  • Неврологические заболевания. Изменение тонуса мышц вследствие нарушения иннервации по типу гипотонии или спастичности отмечается у детей с различными формами ДЦП. У взрослых МФН развиваются в результате возрастных изменений, демиелинизирующих патологий.

Патогенез

В каждом из выше перечисленных случаев механизм формирования миофункциональных нарушений имеет свои особенности. На первом году жизни сосание является физиологической функцией, не только обеспечивающей питание ребенка, но и подготавливающей всю зубочелюстную систему к формированию жевательной функции (в норме переход к жеванию происходит после прорезывания моляров примерно в 14 мес.).

Преобладание сосания над жеванием в более старшем возрасте или вредные оральные привычки приводят к сужению и асимметрии верхней челюсти, недоразвитию нижней челюсти, формированию аномалий зубных рядов и прикуса. Отсутствие активной работы лицевой и ротовой мускулатуры сопровождается дисбалансом мышечных сил, обеспечивающих нормальное развитие зубочелюстных структур, формирование орального праксиса и голосообразования.

При отсутствии полноценного жевания не происходит перехода от инфантильного типа глотания (связанного с сосанием) к соматическому. В этом случае у ребенка оказывается слабо развитой язычная мышца, язык упирается в нижние резцы, что способствует наклону зубов вперед.

Ротовое дыхание сопровождается постоянным перерастяжением жевательной и височной мышц, напряжением медиальной крыловидной мышцы. Такой мышечный дисбаланс способствует аномальному развитию скелета: ретрогнатии нижней челюсти, перегрузке ВНЧС, формированию готического неба, нарушениям осанки.

Орофациальные миофункциональные нарушения

Орофациальные миофункциональные нарушения

Симптомы миофункциональных нарушений

Нарушения миофункционального равновесия оказывает множественное негативное влияние на все функции челюстно-лицевой области: жевание, глотание, дыхание, речь. Ребенок с МФН имеет характерные внешние признаки. Лицо асимметрично, непропорционально, подбородок скошен, скулы не выражены. Рот постоянно приоткрыт: верхняя губа приподнята вверх, нижняя челюсть находится в отвисшем положении. Имеется скученность зубов или, напротив, слишком большие межзубные щели.

Во время сна отмечается храп, скрежетание зубами, повышенная саливация. При сглатывании слюны и проглатывании пищи происходит значительное напряжение мышц подбородка и шеи, часто возникает необходимость запить пережеванную пищу водой. Жевание сопровождается «чавканьем», причмокиванием, ощущениями щелчков и хруста в височно-нижнечелюстном суставе.

Ребенок постоянно дышит ртом, при разговоре прокладывает язык между зубами. Отмечается искажение артикуляции звуков: различные виды сигматизма (призубный, губно-зубной, межзубный, боковой), ротацизм, интердентальное произношение других звуков. Характерно нарушение силы и тембра голоса, смазанная дикция, невнятность и монотонность речи.

Осложнения

Миофункциональные нарушения обусловливают аномальное формирование всей челюстно-лицевой системы. Патологии окклюзии могут быть представлены открытым, дистальным (прогнатия), мезиальным (прогения), перекрестным прикусом. Отмечается недоразвитие и диспропорция лицевого скелета («птичий профиль», «аденоидное лицо»). Возникает дисфункция ВНЧС. Различные зубочелюстные аномалии могут привести к трудностям с установкой зубных протезов во взрослом возрасте.

В речевом статусе обычно выявляются искажения переднеязычных звуков, нарушения фонематического восприятия, диспросодия. Выдвижение и наклон головы вперед относительно позвоночной оси приводят к сутулости, развитию сколиоза, деформации стопы. Ротовое дыхание вызывает состояние хронической гипоксии, что негативно отражается на школьном обучении, сопровождается быстрой утомляемостью, нарушением памяти, внимания.

Повышенный мышечный тонус в шейно-воротниковой зоне обусловливает нарушение кровообращения в этой важной зоне, провоцирует головные боли. Подростки с миофункциональными нарушениями часто испытывают недовольство собственной внешностью, страдают из-за насмешек сверстников.

Диагностика

Миофункциональные нарушения требуют комплексного междисциплинарного подхода как к диагностике, так и к коррекции. В обследовании ребенка принимают участие педиатры, стоматологи-ортодонты, детские неврологи и ортопеды, миологопеды. Основные направления диагностики:

  • Физикальный осмотр. При осмотре оценивают общий мышечный тонус (гипотония, гипертонус), двигательную активность, уровень психомоторного развития и его соответствие возрасту. Обращают внимание на характер дыхания (ротовое, носовое, смешанное). Выясняют перинатальный анамнез, перенесенные заболевания, наличие вредных привычек.
  • Миофункциональная диагностика. Включает осмотр и пальпацию мышц лица и шеи, фиксацию исходных данных (профиль, пропорции лица, положение челюстей и зубов и т.д.) с помощью внутри - и внеротовых снимков. В дальнейшем производят снятие слепков для изготовления и расчета диагностических моделей, рентгенографию (ортопантомограммутелерентгенограмму). Обязательно выполняют электромиографию лицевой мускулатуры.
  • Диагностика речевой функции. В ходе  логопедического обследования специалист производит обследование строения органов артикуляции, состояния мимической и артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения. При необходимости проводит пробы на дизартрию, исследует другие компоненты речи.
  • Дополнительные методы. При выявлении отклонений, обусловленных неврологическими расстройствами, проводят углубленную диагностику: ЭЭГМРТ головного мозга. Ортопедический осмотр осуществляется по результатам компьютерной оптической топографииплантографиирентгенографии позвоночника и стоп.

Коррекция МФН с помощью вестибулярных пластинок

Коррекция МФН с помощью вестибулярных пластинок

Коррекция миофункциональных нарушений

Коррекционная работа осуществляется поэтапно с участием междисциплинарной команды специалистов. Основные этапы работы при миофункциональных нарушениях включают:

  1. Остеопатию. Для восстановления миодинамического и постурального баланса проводятся остеопатические сеансы. Может быть показан массаж шейно-воротниковой зоныпозвоночникалечебная гимнастика.
  2. Ортодонтическое лечение. Для профилактики миофункциональных нарушений с 2-летнего возраста рекомендуется ношение пластинки Stoppi. Детям с 3-х лет подбирают различные модификации вестибулярных пластинок Muppy. Для коррекции орофациальных дисфункций могут использоваться преортодонтические трейнеры, позиционеры.
  3. Методы миофункциональной логопедии. В коррекционной работе используется артикуляционная гимнастика (с ортодонтическими пластинками и без них), миогимнастика, логопедический массаж (при нарушениях мышечного тонуса), дыхательные упражнения. Для тренировки жевательных мышц применяются специальные жевательные тренажеры. После достижения функциональной готовности мышц осуществляется коррекция дефектного звукопроизношения.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начата коррекция миофункциональных расстройств, тем эффективнее и быстрее удается решить все сопутствующие проблемы. Эффективная работа возможна только при грамотном планировании и тесном сотрудничестве детских стоматологов, логопедов и других специалистов, владеющих навыками миофункциональной коррекции.

Для профилактики МФН важно соблюдать рекомендации по рациональному вскармливанию детей, своевременно вводить в рацион твердую пищу, следить за правильным дыханием, отучать ребенка от вредных привычек. Важно вовремя проводить лечение ЛОР-патологии, регулярно посещать детского стоматолога. При возникновении дефектов речи необходимо обратиться к логопеду для выяснения их причин и устранения.

Литература

1. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей/ Сатыго Е.А.// Логопед.  2010.  №8.

2. Комплексный подход к выявлению и коррекции орофациальных дисфункций у детей/ под ред. Костиной Я.В. — 2012.

3. Коррекция миофункциональных нарушений у детей раннего возраста/ Косырева Т.Ф., Царева Т.Г., Сайдулгериева А.М.// Образовательный вестник «Сознание». – 2010.

4. Оценка гармоничности профиля лица у детей при различных видах миофункциональных нарушений/ Гвоздева Ю.В., Царькова О.А., Данилова М.А.// Казанский медицинский журнал. – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миофункциональные нарушения у дошкольников.

Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...

Статья. Миофункциональные нарушения у дошкольников.

К чему приводит ротовое дыхание?Почему возникают такие нарушения?Как самостоятельно проверить есть ли такие нарушения у ребенка? Коррекционная работа. Что делать?...

Миофункциональные нарушения и их коррекция

Что такое миофункциональные нарушения, причины растройств данного характера, на что стоит обратить внимание логопеду, средства миофункциональной коррекции....

Тейпирование при работе с речевыми и миофункциональными нарушениями. Комбинированные техники в работе логопеда.

Кинезиологическое тейпирование –это совокупность навыков и приемовдля выполнения специальноразработанным эластическимпластырем на кожных покровахаппликаций, которые способныоказывать предсказуем...

Консультация "Миофункциональные нарушения"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25161668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Миофункциональные нарушения. Профилактика.

Нет стран, в которых была бы отлажена диагностика и коррекция миофункциональных нарушений. Это связано с тем, что миофункциональная терапия - это смежная область, в которой сталкиваются знания ортопед...

Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка

Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавитьс...