Миофункциональные нарушения и их коррекция
статья по логопедии

Осипова Юлия Андреевна

Что такое миофункциональные нарушения, причины растройств данного характера, на что стоит обратить внимание логопеду, средства миофункциональной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miofunktsionalnye_narusheniya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Миофункциональные нарушения

Изучая мировую статистику по количеству речевых расстройств, можно сделать вывод, что их объём неуклонно растёт. Поэтому крайне важно роль профилактики речевых нарушений. Для выявления факторов риска педагоги, психологи, логопеды, стоматологи и ортодонты проводят совместную работу в образовательных учреждениях. Это позволяет как можно раньше выявить и предупредить речевые патологии у детей.

Довольно часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей, имеющих миофункциональные нарушения. Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как патология зубочелюстного строения, ротовое дыхание, слабость моторики органов артикуляции, недостаточность иннервации и др. Дети, страдающие аденоидитами и хроническими ринитами, имеют вторичные нарушения, проявляющиеся в снижении фонематического слуха. Ухудшение слухового восприятия затормаживает процесс формирования языковых средств и влечет за собой речевые нарушения. Затруднение носового дыхания в результате аденоидных вегетаций приводит к нарушениям в строении лицевого скелета, так называемого «аденоидного» лица, при этом вялость губ снижает четкость речи и ухудшает дикцию. Недостаточность включения резонаторных полостей при аденоидах приводит к ринофониям. Большое число сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу технических средств.

Применение средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, направленная на профилактику и исправление произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к нарушениям развития зубочелюстной системы.

Причины миофункциональных расстройств:

- Нарушение внутриутробного развития

- Нарушение организации питания, метод вскармливания

- Болезни раннего возраста

- Привычка дышать ртом

- Вредные привычки (сосание пальцев, долгое сосание соски или бутылочки)

 - Травмы зубов и челюстей

- Бруксизм

- Нарушение осанки

На что стоит обратить внимание логопеду при осмотре ребёнка:

- Наличие диастемы (большое расстояние между зубами)

- Выраженность носогубных складок

- Прикус

- Строение губ (уделить внимание уздечкам нижней и верхней губы)

- Состояние зубов

- Состояние подъязычной связки

- Проследить работу мышц при глотании

- Дыхание ребёнка

Миофункциональные нарушения (МФН) — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

Что же это такое - миофункциональная коррекция? Это система тренировки мышц (мио - означает "мышца") артикуляционного аппарата с помощью специальных приспособлений - трейнеров и пластинок.

Тренажеры (трейнеры) и спецальные пластинки - это небольшие приспособления, чем-то напоминающие каппы для отбеливания зубов или даже соски, сделаны из гипоаллергенного безопасного пластика или силикона. Они мягкие, нетравматичные и не доставляют ребенку неприятных ощущений. Их следует просто держать во рту необходимое время (от 2 до 30 минут, зависит от возраста и проблемы ребенка), а также проделвать с ними специальные несложные упражнения.

Кто подбирает миофункциональные трейнеры и пластинки? Это делает миофункциональный терапевт. Он же сопровождает вашего ребенка на протяжении всего срока коррекции - обучает упражнениям, показывает и рассказывает, как носить трейнеры и пластинки, контролирует динамику. Миофункциональным терапевтом может быть и логопед, прошедший специальное обучение. В ряде случаев требуется консультация детского ортодонта или ЛОР-врача. Миофункциональные аппараты рассчитаны на детей от 2х лет. Ждать не только не надо, но и не стоит - любую проблему легче решить, когда она только-только начала проявляться.

Устройства для коррекции МФН:

Вестибулярные пластинки STOPPI: используются 2х летнего возраста. Предназначены для исключения сосания пальцев, соски, что приводит к формированию открытого прикуса.

MUPPY S, C, G, P: предназначены для формирования прикуса и правильного носового дыхания.

- MUPPY S – для профилактики деформации зубного ряда, для правильного смыкания губ.

- MUPPY C – (пластинка с козырьком) используется при уже неправильно сформированном прикусе.

- MUPPY G – (пластинка с заслонкой в виде заборчика) используется при открытом прикусе, вялом кончике языка, при стёртой дизартрии, наличии межзубного произношения.

- MUPPY P – (пластинка с бусинкой) используется при дизартрии, ринолалии, заикании. При каждом глотании ребёнок непроизвольно катает бусинку, стимулируя тонус языка и его чувствительность.

Трейнер INFANT: применяется детям в возрасте 2 - 5 лет. Формирует правильное положение языка, избавляет от вредных привычек, помогает в формировании правильного носового дыхания, исключает формирование открытого прикуса, а так же используется при ранней потере зубов.

Миофункциональные трейнеры производятся из эластичного силикона, безопасного для детского организма. Материал трейнера совершенно индифферентен к тканям полости рта, не вызывает раздражения слизистой, не приобретает неприятного запаха в процессе использования.

Простота использования, а также игровые моменты такого лечения привлекательны для детей и способствуют вовлечению маленьких пациентов в процесс профилактических занятий.

Список используемой литературы:

1. Анохина А.В. , Давитова Ф.М. Актуальность ранней реабилитации детей с миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы // Материалы VI Всероссийской конференции «стоматология детского возраста». - Новосибирск, 2007

2. Безруких М.М. Возрастная физиология // Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Гасимова З.В. Взаимосвязь зубо-лицевых аномалий с ротовым дыхание, нарушением осанки и способы комплексного лечения. // Стоматология для всех. – 2003. - № 2.

4. Гончарова О.В. Состояние здоровья и пути реабилитации детей с речевыми нарушениями // автореферат дисс. к.м.н. – 1999.

5. Фаррел Крис Коррекция вредных миофункциональных привычек у детей // Стоматология детского возраста и профилактика. -2003.-№1-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миофункциональные нарушения у дошкольников.

Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...

Статья. Миофункциональные нарушения у дошкольников.

К чему приводит ротовое дыхание?Почему возникают такие нарушения?Как самостоятельно проверить есть ли такие нарушения у ребенка? Коррекционная работа. Что делать?...

Тейпирование при работе с речевыми и миофункциональными нарушениями. Комбинированные техники в работе логопеда.

Кинезиологическое тейпирование –это совокупность навыков и приемовдля выполнения специальноразработанным эластическимпластырем на кожных покровахаппликаций, которые способныоказывать предсказуем...

Миофункциональные нарушения у детей. Диагностика, профилактика и коррекция.

За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста. Эт...

Роль дыхания в коррекции миофункциональных нарушений

В статье описано значение физиологического  дыхания  в формировании ревой функции, в строении артикуляционного аппарата. Также  описаны характеристика правильного дыхания , основные вид...

Проект: «Коррекция миофункциональных нарушений при совместной работе учителя-логопеда и родителей».

Паспорт проектаТип проекта:•Практико-ориентированный,•Информационно-развивающий,•Открытый, коллективный,•Долгосрочный (1 год)Образовательная область: «Речевое развитие»...

Опыт работы по диагностике, коррекции и профилактике миофункциональных нарушений у детей

Освещены вопросы нарушения функций глотания, жевания, дыхания и речи на фоне нарушения мышечного тонуса мускулатуры челюстно-лицевой обрасти...