Роль дыхания в коррекции миофункциональных нарушений
статья по логопедии

В статье описано значение физиологического  дыхания  в формировании ревой функции, в строении артикуляционного аппарата. Также  описаны характеристика правильного дыхания , основные виды нарушений, и этапы коррекции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_dyhvniya.docx9.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Реутов

«Детский сад комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек»

Учитель-логопед  Архипова Екатерина Александровна

Статья

«Роль дыхания в коррекции миофункциональных нарушений».

Дыхание — это физический процесс, обеспечивающий нормальное течение  метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма/

Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при полном — наоборот, снижается.
Виды дыхания: глубокое и поверхностное, полное, неполное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).
Особые виды дыхательных движений наблюдаются при 
икоте и смехе.
Характеристики правильного дыхания:
через нос и днем и ночью

  • горизонтальное (ребрами и диафрагмой)
  • ритмичное
  • гибкое – меняется исходя из ситуации и удовлетворяет потребности в энергии в данный момент

Основные виды нарушения дыхания у детей:

  • Ротовое дыхание
  • Смешанное дыхание
  • Верхне-ключичное дыхание
  • Дыхание при нижнем положении языка

Ротовое или смешанное дыхание - затрудненное прохождение воздуха через носовые ходы.
Это ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА, которая сформировалась в силу частых простудных заболеваний.
Характерно:
- слабая круговая мышца рта,
- нижнее положение языка,
- сужение верхней челюсти,
- вытянутая средняя часть лица и ее уплощение,
- широкая переносица,
- узкие ноздри,
- двойной подбородок
- синева под глазами,
- отёк носовых пазух.

Для профилактики простудных заболеваний очень важно научить детей в детском возрасте носовому дыханию, при котором воздух проходит через множество носовых входов, увлажняется, высушивается, охлаждается или прогревается, очищается от пыли. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к состоянию тревоги или угнетению, расстройству сна, что замедляет общее развитие организма.
При ротовом дыхании изменяется форма верхней челюсти: она сужается в боковых участках в результате неправильного положения языка и давления нижних мышц. Одновременно с сужением челюсти изменяется форма носовых входов, искривляется носовая перегородка, а эти деформации, в свою очередь, провоцируют возникновение ротового дыхания. Из-за опущения языка и ослабления диафрагмы полости рта язык смещается назад и вниз, что приводит к нарушению артикуляции, возникновению гнусавости (ринолалии). 
Аденоиды - патологически увеличенная глоточная (носоглоточная) миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания, снижение слуха (в том числе фонематического) и другие расстройства. Разращения миндалины обусловлены гиперплазией (увеличение числа структурных элементов) её лимфоидной ткани.
Аденоидные вегетации широко распространены у детей и наиболее часто наблюдаются в возрасте от 3 до 7 лет. Развитию аденоидов способствуют заболевания, вызывающие воспаление слизистой оболочки полости носа и миндалин (корь, скарлатина, грипп, острые и хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и др.).
При отсутствии лечения аденоидных вегетаций ребёнок начинает постоянно дышать через рот, что существенно влияет на развитие нижней челюсти.
Этапы коррекции дыхания:
Дифференциация вдоха-выдоха через нос и рот.

  1. Контроль положения языка во время дыхания.
  2. Выработка диафрагмального (брюшного) дыхания.
  3. Замедление дыхания.

Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов:
1. вдох носом — выдох через рот;
2. вдох одной ноздрей — выдох другой;
3. вдох—выдох через нос;
4. вдох носом — выдох через нос;
5. вдох ртом — выдох через рот;
6. вдох через одну ноздрю — выдох через другую;
7. вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;
8. вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении «трубочка»;
9. вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.

Во время прогулок нужно предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в 1,5 —2 раза дольше, чем вдох, его лучше делать на четыре шага, а вдох на два шага или вдох на два-три шага, а выдох на три-пять шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями

Презентация раскрывает мой опыт работы с детьми  огораниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  детьми-инвалидами. Презентация быда показана на конкурсе "Учитель года0 2011", одобрена на педа...

Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Специфика работы логопедической группы ДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей...

Развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика).

Дыхательная гимнастика способствует правильной и красивой речи....

Роль родителей в коррекции речевых нарушений детей

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании....

Роль дыхания в коррекции речевых нарушений

Роль дыхания в коррекции речевых нарушений...

Проект: «Коррекция миофункциональных нарушений при совместной работе учителя-логопеда и родителей».

Паспорт проектаТип проекта:•Практико-ориентированный,•Информационно-развивающий,•Открытый, коллективный,•Долгосрочный (1 год)Образовательная область: «Речевое развитие»...