Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей
статья (старшая группа) по теме

Кузнецова Алена Борисовна

Специфика работы логопедической группы ДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_logopedicheskoy_gruppy_dou_-_kopiya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

  «Специфика работы логопедической группы ДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей»

Логопедическая группа -  это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей со схожими речевыми нарушениями с сохранным слухом и интеллектом обычно в возрасте 5-ти лет на два года обучения, после прохождения ПМПК. На группе работают учитель – логопед, 2 воспитателя, помощник воспитателя.

Логопедические коррекционно-развивающая работа проводится ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, обучению грамоте, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада.

В вечернее время после сна так же ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.  

На каждого ребенка заводиться тетрадь, где еженедельно на выходные дни логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

  • - индивидуальный подход к ребенку;
  • - коррекция звукопроизношения;
  • - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • - формирование грамотной, выразительной  связной речи;
  • - совершенствование психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

 На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико-грамматические категории родного языка (образование мн. ч. существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов…и т.д.), развивают связную речь (пересказывают рассказы, сказки,  придумывают свои истории, составляют описательные рассказы…).

На занятиях по формированию фонематического слуха, учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки и многое другое.

Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Учитель-логопед – является организатором и координатором  коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, составляет совместно с коллегами интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе.

Воспитатель – закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.

Роль родителей в коррекционно-развивающей работе

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в специальных группах дошкольных учреждений во многом зависит  от того, насколько  четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективная коррекция речевого и  сопутствующих нарушений возможна только в результате  активной скоординированной  деятельности учителя-логопеда, воспитателей и родителей ребенка.

Современный родитель  хочет знать о  речевом нарушении, которое отмечается у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома.

Не надо думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • - не ругать ребенка за неправильную речь;
  • - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания.  Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей,  и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Подготовила: учитель – логопед   Кузнецова А.Б.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей

В таблице представлены задачи, направления  коррекционной работы в зависимости от вида нарушения....

Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Данная памятка раскрывает работу группы компенсирующей направленности в ДОУ. ...

Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье описывается когда необходимо обратиться к специалисту, если заметили у малыша стойкое нарушение речи....

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старш...