Миофункциональные нарушения у детей. Диагностика, профилактика и коррекция.
консультация по логопедии

За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста. Это совместная работа, в которой участвуют логопеды, психологи, педагоги, ортодонты и стоматологи. Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу неправильного произношения звуков, причиной которого могут быть миофункциональные нарушения. При подобных нарушениях очень важно поставить правильный диагноз, а также объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему, а не только речевую. В качестве органов, которые участвуют в образовании речи, выступают органы дыхания и органы, непосредственно участвующие в звукообразовании: гортань, ротовую и носовую полость, голосовые связки, а также язык, зубы, губы, нижнюю челюсть и мягкое нёбо. Достаточно часто причиной неправильного звукопроизношения являются миофункциональные расстройства. Миофункциональные нарушения у детей в логопедии - это сниженный или повышенный тонус жевательных и мимических мышц, который возникает при нарушениях функций зубочелюстной системы (речи, жевания, глотания, дыхания). Неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также нарушение функций речеобразования, глотания и дыхания - это одна из основных причин многих аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. Основные признаки миофункциональных нарушений : Есть определенный перечень характерных признаков, указывающих на то, что у ребенка есть миофункциональные нарушения. Вот основные из них: у ребенка постоянно приоткрыт рот в любой ситуации: во время просмотра мультфильмов, сна и т.д.; он дышит через рот; напряжение мышц лица (особенно подбородка) в процессе глотания слюны; вываливание языка в межзубное пространство во время разговора; выраженные дефекты речи и неправильное произношение звуков у ребенка старше 4 лет; верхние зубы выступают над нижними; повышенное выделение слюны; отсутствие промежутков между зубами в 5-6 лет; ребенок старше одного года постоянно грызет ногти, карандаш, ручку и т.д.; ребенок часто простывает из-за сниженного иммунитета. При наличии одного или нескольких признаков крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Ранняя диагностика, грамотное воздействие логопеда, стоматолога, а также использование специальных технических средств в коррекции – все это поможет эффективно справиться с проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста. Это совместная работа, в которой участвуют логопеды, психологи, педагоги, ортодонты и стоматологи.                                                                                  Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу неправильного произношения звуков, причиной которого могут быть миофункциональные нарушения. При подобных нарушениях очень важно поставить правильный диагноз, а также объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему, а не только речевую.                                                                                                               В качестве органов, которые участвуют в образовании речи, выступают органы дыхания и органы, непосредственно участвующие в звукообразовании: гортань, ротовую и носовую полость, голосовые связки, а также язык, зубы, губы, нижнюю челюсть и мягкое нёбо. Достаточно часто причиной неправильного звукопроизношения являются миофункциональные расстройства.

Миофункциональные нарушения у детей в логопедии - это сниженный или повышенный тонус жевательных и мимических мышц, который возникает при нарушениях функций зубочелюстной системы (речи, жевания, глотания, дыхания). Неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также нарушение функций речеобразования, глотания и дыхания - это одна из основных причин многих аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.

Основные признаки миофункциональных нарушений :

Есть определенный перечень характерных признаков, указывающих на то, что у ребенка есть миофункциональные нарушения.

Вот основные из них:

у ребенка постоянно приоткрыт рот в любой ситуации: во время просмотра мультфильмов, сна и т.д.;

он дышит через рот;

напряжение мышц лица (особенно подбородка) в процессе глотания слюны;

вываливание языка в межзубное пространство во время разговора;

выраженные дефекты речи и неправильное произношение звуков у ребенка старше 4 лет;

верхние зубы выступают над нижними;

повышенное выделение слюны;

отсутствие промежутков между зубами в 5-6 лет;

ребенок старше одного года постоянно грызет ногти, карандаш, ручку и т.д.;

ребенок часто простывает из-за сниженного иммунитета.

При наличии одного или нескольких признаков крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Ранняя диагностика, грамотное воздействие логопеда, стоматолога, а также использование специальных технических средств в коррекции – все это поможет эффективно справиться с проблемой.

Причины возникновения нарушений.

Миофункциональные расстройства могут возникать по следующим причинам:

Если ребенок дышит ртом, то в большинстве случаев это является следствием аденоидов, либо ослабленной круговой мышцы рта.

Различные вредные привычки, вроде сосания пальцев, долгого сосания бутылочки или пустышки (после 1-1,5 лет). Они приводят к деформациям челюстных костей, а также формированию открытого прикуса.

Проблемы могут возникнуть, если родители долгое время не вводят в рацион питания ребенка твердую пищу. Дело в том, что жевание протертой мягкой пищи не способствует формированию челюстной системы, в результате чего она развивается неправильно. Нарушение функций глотания также связано с этой проблемой.

Нарушение осанки, которое негативно влияет на строение лицевого скелета.

Бруксизм – это непроизвольное сокращение жевательной мускулатуры, которое сопровождается сжиманием челюстей и скрежетом зубов. Возникает периодически (чаще всего во время сна).

Различные травмы зубов и челюсти.

Нарушения внутриутробного развития. Это достаточно обширная категория, поэтому при сборе анамнеза очень важно изучать течение беременности матери.

Есть определенная вероятность генетической предрасположенности к неправильному прикусу.

Основные способы коррекции.

Коррекция миофункциональных нарушений предполагает комплексный подход к решению проблемы в зависимости от ее специфики.

Одним из методов коррекции является логопедический массаж, который способствует улучшению произносительной стороны речи, речевого дыхания, а также нормализует психоэмоциональное состояние ребенка.

Проводится комплексная миофункциональная коррекция, целью которой является тренировка мышц артикуляционного аппарата при помощи пластинок и трейнеров. Эти приспособления изготовлены из гипоаллергенного пластика или силикона, они мягкие, поэтому не доставляют дискомфорт ребенку. Их держат во рту (от нескольких минут до 1-2 часов в зависимости от специфики расстройства и возраста ребенка), а также их используют в различных упражнениях.

Пластинки и трейнеры корректируют положение языка, способствуя нормализации мышечного баланса жевательного органа. Использование этих приспособлений имеет немалое количество плюсов:

Коррекцию можно начинать в самом раннем возрасте, когда зубы молочные и ставить брекеты рано.

Комфорт для ребенка. Трейнеры и пластинки не нужно носить с собой в детский сад или школу, т.е. носят их только дома определенное количество времени.

Их использование не повреждает эмаль и не оказывает давление на корни зубов.

Активизация работы всей системы артикуляционных мышц.

Повышение эффективности упражнений на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.

Формирование правильного положения языка.

Нормализация носового дыхания, а также формирование правильного прикуса.

Ребенок постепенно избавляется от вредных привычек (сосание пальцев, соски и т.д.).

Общее укрепление здоровья.

Что касается видов используемых трейнеров и пластинок, то их достаточно много. В частности, это вестибулярные пластинки , которые можно использовать с 2 лет. Они способствуют формированию правильного прикуса, отучая ребенка от вредных привычек.

Для формирования правильного носового дыхания и прикуса используется серия MUPPY:

S – профилактика деформации зубного ряда.

C (с козырьком) – ее использует в том случае, если уже есть неправильный прикус.

G (с заслонкой в виде заборчика) – используется при межзубном произношении, стертой дизартрии, а также открытом прикусе.

P (с бусинкой) – применяется при заикании, ринолалии и дизартрии.

Трейнеры T4I– это разработка Медицинского центра миофункциональных исследований MRC. Используют их каждый день по 2 раза в течение 10-15 минут. Восполняют недостающую нагрузку на оральную мускулатуру, а также вырабатывают у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании.

Трейнеры T4K– это приспособления для детей от 6 до 10 лет. В конструкции есть язычок, который используется для коррекции положения языка в ротовой полости. Они помогают снизить избыточное давление мышц, перестроить тип глотания и дыхания, а также нормализовать рост зубочелюстной системы.

Способы профилактики.

Чтобы снизить вероятность возникновения миофункциональных нарушений, родителям ребенка можно дать несколько рекомендаций:

Важно следить за тем, чтобы ребенок дышал носом. Если есть какие-то заболевания дыхательных путей, то обязательно нужно проводить соответствующее лечение.

Необходимо постепенно переводить ребенка на более твердую пищу, чтобы зубочелюстная система развивалась правильно.

После 1 года необходимо исключить пустышку. Важно следить за тем, чтобы ребенок не сосал пальцы и другие предметы.

Следите за правильной осанкой ребенка во время еды и его положением тела во время сна.

Если после 4-5 лет у него явные проблемы с произношением звуков, то обязательно обращение к логопеду.

Чем раньше обратиться за квалифицированной помощью, тем быстрее и эффективнее можно решить различные миофункциональные расстройства. Коррекция этих нарушения возможна при грамотном взаимодействии логопеда и детского стоматолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...

Миофункциональные нарушения и их коррекция

Что такое миофункциональные нарушения, причины растройств данного характера, на что стоит обратить внимание логопеду, средства миофункциональной коррекции....

Миофункциональные нарушения. Профилактика.

Нет стран, в которых была бы отлажена диагностика и коррекция миофункциональных нарушений. Это связано с тем, что миофункциональная терапия - это смежная область, в которой сталкиваются знания ортопед...

Роль дыхания в коррекции миофункциональных нарушений

В статье описано значение физиологического  дыхания  в формировании ревой функции, в строении артикуляционного аппарата. Также  описаны характеристика правильного дыхания , основные вид...

Проект: «Коррекция миофункциональных нарушений при совместной работе учителя-логопеда и родителей».

Паспорт проектаТип проекта:•Практико-ориентированный,•Информационно-развивающий,•Открытый, коллективный,•Долгосрочный (1 год)Образовательная область: «Речевое развитие»...

Опыт работы по диагностике, коррекции и профилактике миофункциональных нарушений у детей

Освещены вопросы нарушения функций глотания, жевания, дыхания и речи на фоне нарушения мышечного тонуса мускулатуры челюстно-лицевой обрасти...