Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавиться от вредных миофункциональных привычек, нормализовать работу жевательных и мимических мышц, а также усилить эффект оротодонтической терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miogimnastika.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Миогимнастика — это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды. Она направлена на: нормализацию функции дыхания, укрепление глоточной мускулатуры, нормализацию функции смыкания губ, тренировку мышц языка и нормализацию типа глотания.

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка

Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц.

Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.

Правильным типом глотания является соматическое, инфантильное глотание имеет место быть только до отказа ребенка от грудного вскармливания и перехода на прием твердой пищи. Если у ребенка сохраняется инфантильный тип глотания, то это является патологией, которая влечет за собой нежелательные последствия. Таким же нарушением является ротовое дыхание. Физиологически правильное дыхание — носовое и только носовое.

Задачи миофункциональной коррекции в работе логопеда:

1. Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.

2. Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.

3. Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.

4. Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.

5. Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.

6. Нормализовать просодию. Конечно, преодоление этих проблем возможно только путем комплексного подхода к этому вопросу. Немаловажная роль здесь отводится и родителям, ведь успех будет зависеть и от того, насколько плодотворно будет их сотрудничество со специалистами.

Причины, которые приводят к миофункциональным нарушениям:

1. ЛОР-патологии (фарингиты, риниты, аденоиды приводят к смещению языка вниз и вперед).

2. Аномалии подъязычной связки.

3. Вредные привычки (длительное сосание пустышки, пальца).

4. Нарушение внутриутробного развития.

5. Привычка дышать ртом.

6. Нарушение метода вскармливания, позднее включение в рацион твердой пищи.

7. Позднее прорезывание или ранняя утрата временных зубов.

Методы коррекции

  1. Вестибюлярные пластинки и трейнеры;
  2. Голомассаж;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Миофункциональная гимнастика

Правила миофункциональной гимнастики

Чтобы миофункциональные упражнения приносили положительные результаты, их выполняют с соблюдением ряда правил. Самые важные из них следующее:

  • Гимнастику необходимо выполнять на регулярной основе, желательно в одно время суток.
  • Мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом (амплитудой), но интенсивность не должна превышать естественную нагрузку.
  • Напряжение мышц должно происходить плавно и медленно и чередоваться с этапом расслабления.
  • Важно правильно подбирать нагрузку, чтобы избежать перенапряжения.

Количество повторений упражнения должно быть таким, чтобы возникала легкая усталость, но число раз увеличивают постепенно.

Упражнение для мышц, вытягивающих нижнюю челюсть:

• Ребенок, стоя у стеночки, оттягивает назад плечи и руки, поднимает подбородок и выдвигает вперед, и возвращает назад нижнюю челюсть.

Упражнение для тренировки жевательных мышц:

• Максимально сжать зубы, желательно, с нагрузкой в виде резиновой прокладки.

Упражнения для круговой мышцы рта:

• Ребенок удерживает губами шпатель, ушные палочки, можно вестибулярные пластинки.

• Губы вытянуты вперед в «хоботок».

• Мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуты.

• Губы сомкнуть, натягиваем верхнюю и нижнюю губу на зубы.

•Губы сомкнуть, переместить их вправо, влево.

Упражнения для нормализации глотания:

• Язык поднять вверх, расположить его в переднем участке твердого неба, перемещать язык назад по твердому небу к мягкому.

• Язык поднят к переднему краю верхних зубов, перемещать по небной поверхности зубов вправо и влево, касаясь каждого зуба.

• Язык перемещать максимально вперед, повернуть его вправо и влево. • Набрать в рот воду (глоток), губы сомкнуты, зубы сжать, язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров и складок неба. Вся группа мимических мышц должна находиться в покое.

• Маленькое резиновое колечко (нарезать пипетку) привязывается к ниточке, кладется на кончик языка. Ребенок поднимает язык кверху с колечком на кончике и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжаты, губы сомкнуты. Попросить ребенка проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового колечка.

Повторять упражнение: 1 день - 5 раз, 2 день - утром 5 раз, вечером - 5 раз. Последующие дни — утром 10 раз, днем 10 раз, вечером 10 раз. Далее время гимнастики увеличивается до 5 - 10 минут. Когда ребенок научится глотать с поднятым языком, можно убрать колечко.

Упражнения для тренировки мышц нижней челюсти:

Эти упражнения выполняют стоя у стены при правильной осанке.

• Прижать к стене голову, лопатки, пятки. В таком положении выдвигать медленно вперед нижнюю челюсть. Удержать до 10 секунд, затем задвинуть.

• Такое же упражнение выполняют, закинув голову назад, отойдя от стены. Ноги на ширине плеч.

• Такое же упражнение, только с поворотами головы влево и вправо, при этом захватывая нижними зубами верхнюю губу.

Упражнения для нормализации носового дыхания:

• Ноги в стороны. Произвести вдох через нос, руки поднять перед собой, потом поднять вверх и развести в стороны, медленно опустить. Выдох через нос. Следить за тем, чтобы в первой части фазы движения дети прогибались в грудном и поясничном отделе позвоночника.

• Ноги в стороны. Рот закрыт. Медленно, поочередно вдыхать воздух, то левой, то правой ноздрёй, поочередно зажимая пальцами противоположную ноздрю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.

В статье расскрывается вопрос о том,  как влияет нарушение фонематического слуха на развитие речи ребенка....

Элементы кинезиологических упражнений и их влияние на речь ребенка.

Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи ребенка. Переченьупражнений с описанием. Обязательные условия для получение максимального результата....

Миофункциональные нарушения у дошкольников.

Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...

Родительское собрание Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка

Огр.проект и конспект родительского собрания в младшей группе"Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка"...

Семинар-практикум "Влияние миофункциональных нарушений на речь и здоровье детей"

Освещены причины и проявления миофункциональных нарушений:неправильное положение языка в покое;инфантильный тип глотания;ротовое дыхание;нарушение прикуса;нарушение тонуса жевательной и мимической мус...

Родительское собрание "Влияние миофункциональных нарушений на речь и здоровье детей"

Освещены причины и проявления миофункциональных нарушений:неправильное положение языка в покоя;инфантильный тип глотания;ротовое дыхание;нарушение прикуса;нарушение тонуса жевательной и мимической мус...

"Мультфильмы. Влияние на речь ребенка"

О вреде просмотра мультфильмов и в чем он проявляется.  Снижение памяти, внимания и мотивации, развитие зависимости... Что же делать? Советы и рекомендации родителям дошкольников по просмотру мул...