Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка
консультация по коррекционной педагогике
Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавиться от вредных миофункциональных привычек, нормализовать работу жевательных и мимических мышц, а также усилить эффект оротодонтической терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miogimnastika.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Миогимнастика — это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды. Она направлена на: нормализацию функции дыхания, укрепление глоточной мускулатуры, нормализацию функции смыкания губ, тренировку мышц языка и нормализацию типа глотания. |
Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка
Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц.
Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.
Правильным типом глотания является соматическое, инфантильное глотание имеет место быть только до отказа ребенка от грудного вскармливания и перехода на прием твердой пищи. Если у ребенка сохраняется инфантильный тип глотания, то это является патологией, которая влечет за собой нежелательные последствия. Таким же нарушением является ротовое дыхание. Физиологически правильное дыхание — носовое и только носовое.
Задачи миофункциональной коррекции в работе логопеда:
1. Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.
2. Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.
3. Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.
4. Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.
5. Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.
6. Нормализовать просодию. Конечно, преодоление этих проблем возможно только путем комплексного подхода к этому вопросу. Немаловажная роль здесь отводится и родителям, ведь успех будет зависеть и от того, насколько плодотворно будет их сотрудничество со специалистами.
Причины, которые приводят к миофункциональным нарушениям:
1. ЛОР-патологии (фарингиты, риниты, аденоиды приводят к смещению языка вниз и вперед).
2. Аномалии подъязычной связки.
3. Вредные привычки (длительное сосание пустышки, пальца).
4. Нарушение внутриутробного развития.
5. Привычка дышать ртом.
6. Нарушение метода вскармливания, позднее включение в рацион твердой пищи.
7. Позднее прорезывание или ранняя утрата временных зубов.
Методы коррекции
- Вестибюлярные пластинки и трейнеры;
- Голомассаж;
- Артикуляционная гимнастика;
- Миофункциональная гимнастика
Правила миофункциональной гимнастики
Чтобы миофункциональные упражнения приносили положительные результаты, их выполняют с соблюдением ряда правил. Самые важные из них следующее:
- Гимнастику необходимо выполнять на регулярной основе, желательно в одно время суток.
- Мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом (амплитудой), но интенсивность не должна превышать естественную нагрузку.
- Напряжение мышц должно происходить плавно и медленно и чередоваться с этапом расслабления.
- Важно правильно подбирать нагрузку, чтобы избежать перенапряжения.
Количество повторений упражнения должно быть таким, чтобы возникала легкая усталость, но число раз увеличивают постепенно.
Упражнение для мышц, вытягивающих нижнюю челюсть:
• Ребенок, стоя у стеночки, оттягивает назад плечи и руки, поднимает подбородок и выдвигает вперед, и возвращает назад нижнюю челюсть.
Упражнение для тренировки жевательных мышц:
• Максимально сжать зубы, желательно, с нагрузкой в виде резиновой прокладки.
Упражнения для круговой мышцы рта:
• Ребенок удерживает губами шпатель, ушные палочки, можно вестибулярные пластинки.
• Губы вытянуты вперед в «хоботок».
• Мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуты.
• Губы сомкнуть, натягиваем верхнюю и нижнюю губу на зубы.
•Губы сомкнуть, переместить их вправо, влево.
Упражнения для нормализации глотания:
• Язык поднять вверх, расположить его в переднем участке твердого неба, перемещать язык назад по твердому небу к мягкому.
• Язык поднят к переднему краю верхних зубов, перемещать по небной поверхности зубов вправо и влево, касаясь каждого зуба.
• Язык перемещать максимально вперед, повернуть его вправо и влево. • Набрать в рот воду (глоток), губы сомкнуты, зубы сжать, язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров и складок неба. Вся группа мимических мышц должна находиться в покое.
• Маленькое резиновое колечко (нарезать пипетку) привязывается к ниточке, кладется на кончик языка. Ребенок поднимает язык кверху с колечком на кончике и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжаты, губы сомкнуты. Попросить ребенка проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового колечка.
Повторять упражнение: 1 день - 5 раз, 2 день - утром 5 раз, вечером - 5 раз. Последующие дни — утром 10 раз, днем 10 раз, вечером 10 раз. Далее время гимнастики увеличивается до 5 - 10 минут. Когда ребенок научится глотать с поднятым языком, можно убрать колечко.
Упражнения для тренировки мышц нижней челюсти:
Эти упражнения выполняют стоя у стены при правильной осанке.
• Прижать к стене голову, лопатки, пятки. В таком положении выдвигать медленно вперед нижнюю челюсть. Удержать до 10 секунд, затем задвинуть.
• Такое же упражнение выполняют, закинув голову назад, отойдя от стены. Ноги на ширине плеч.
• Такое же упражнение, только с поворотами головы влево и вправо, при этом захватывая нижними зубами верхнюю губу.
Упражнения для нормализации носового дыхания:
• Ноги в стороны. Произвести вдох через нос, руки поднять перед собой, потом поднять вверх и развести в стороны, медленно опустить. Выдох через нос. Следить за тем, чтобы в первой части фазы движения дети прогибались в грудном и поясничном отделе позвоночника.
• Ноги в стороны. Рот закрыт. Медленно, поочередно вдыхать воздух, то левой, то правой ноздрёй, поочередно зажимая пальцами противоположную ноздрю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.
В статье расскрывается вопрос о том, как влияет нарушение фонематического слуха на развитие речи ребенка....
Элементы кинезиологических упражнений и их влияние на речь ребенка.
Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи ребенка. Переченьупражнений с описанием. Обязательные условия для получение максимального результата....
Миофункциональные нарушения у дошкольников.
Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...
Родительское собрание Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка
Огр.проект и конспект родительского собрания в младшей группе"Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка"...
Семинар-практикум "Влияние миофункциональных нарушений на речь и здоровье детей"
Освещены причины и проявления миофункциональных нарушений:неправильное положение языка в покое;инфантильный тип глотания;ротовое дыхание;нарушение прикуса;нарушение тонуса жевательной и мимической мус...
Родительское собрание "Влияние миофункциональных нарушений на речь и здоровье детей"
Освещены причины и проявления миофункциональных нарушений:неправильное положение языка в покоя;инфантильный тип глотания;ротовое дыхание;нарушение прикуса;нарушение тонуса жевательной и мимической мус...
"Мультфильмы. Влияние на речь ребенка"
О вреде просмотра мультфильмов и в чем он проявляется. Снижение памяти, внимания и мотивации, развитие зависимости... Что же делать? Советы и рекомендации родителям дошкольников по просмотру мул...