"Мультфильмы. Влияние на речь ребенка"
консультация (младшая, средняя группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

О вреде просмотра мультфильмов и в чем он проявляется.  Снижение памяти, внимания и мотивации, развитие зависимости... Что же делать? Советы и рекомендации родителям дошкольников по просмотру мультфильмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультфильмы. Влияние на речь ребенка.

Сейчас в интернете и по телевизору идет много так называемых «развивающих» мультфильмов. Есть целые каналы, посвященные только мультфильмам. Это очень удобно для родителей – заняться домашними делами, включить ребенку телевизор и думать, что ты ничего не делаешь, а ребенок сам развивается. Как бы не так!

Сколько бы ребенок не смотрел мультфильмов, речь у него не появляется и интеллект не развивается. Речь у ребенка появляется только от прямого общения с ним. (Кстати, точно также не работают и аудиосказки).

Сначала у ребенка должно сформироваться предметно-действенное мышление и только потом на его основе формируется наглядно-образное мышление.  Т.е. ребенок сначала должен научиться понимать окружающий мир, попробовать своим телом, получить всю гамму эмоций ( и положительных и отрицательных). И только потом, после многократных повторов мамы или воспитателя в детском саду, у него включается «экстраполяция» - перенос: я вчера споткнулся упал, сегодня споткнулся и упал, сегодня мама говорит «не беги, а то упадешь», и я понял, что этого делать не нужно. И после этого можно заняться формированием наглядно-образного мышления, чтобы можно было понять происходящее в мультике: «Мама, а почему зайчик плачет?» - «Он упал. Помнишь, ты упал, поцарапал коленку и плакал? Вот и он – упал и плачет»

Для развития наглядно-образного мышления лучше подходят картинки и книги для детей раннего возраста с большим количеством качественных иллюстраций. Где одно событие, показанное на картинке, мама объясняет в течение одной-двух минут. Тогда ребенок может понять, что здесь происходит. Мультфильм здесь бесполезен, так как в нем все происходит слишком быстро. Объяснить маме все события мультика не получается. Или же его придется останавливать на 1-2 минуты каждые несколько секунд, чтобы объяснять. Потому что самостоятельно осмыслить увиденное,  маленький ребенок не в состоянии, т.е. смотрит мультфильм как череду мелькающих ярких пестрых образов, мало отличающихся от простых цветовых пятен, диалоги персонажей ему не понятны, а песенки (такие навязчивые!) не несут смысловой нагрузки.

Таким образом, для того чтобы мультфильм стал развивающим, маме нужно объяснять все, что происходит, и пятиминутный мультик растягивается на целый час. Если же ребенок будет смотреть мультики самостоятельно, не будучи к этому подготовленным, у него снижается качество внимания, памяти и мотивация.

Почему логопедов так беспокоит качество высших психических функций маленького ученика? Потому что от этого зависит длительность и результат коррекционной логопедической работы.

Двухлетние дети, которые не смотрят мультфильмы, могут спокойно заниматься 30 минут, переключаясь с задания на задание, а пятилетки, которые постоянно смотрят мультфильмы, могут продуктивно заниматься всего 5 минут.

Снижение памяти у детей, которые часто смотрят мультики, приводит к многократному повторению тем, уже пройденных на логопедических занятиях, что приводит к увеличению количества логопедических занятий в несколько раз до достижения необходимого результата, и, разумеется, к росту недовольства ученика.

Снижение мотивации у ребенка на логопедических занятиях идет параллельно со снижением мотивации к любой продуктивной деятельности ребенка. А значит, ребенок капризничает и ноет на занятиях и одновременно с этим не слушается маму.

ПОЧЕМУ ИЗ-ЗА ЧАСТОГО ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМОВ СНИЖАЕТСЯ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МОТИВАЦИЯ?

  1. Частая смена ярких картинок, событий на экране приводит к быстрой утомляемости мозга, и ребенку начинает все быстро надоедать. В результате формируется неустойчивость внимания, которая выражается в том, что ребенок не может долго заниматься не только с логопедом, но даже долго играть в свои любимые игрушки. У него дома могут быть сотни игрушек, которые будут просто лежать без дела, а ребенок будет скучать и просить все новые и новые «пятиминутные» игрушки.
  2. Снижение памяти у детей из-за просмотра мультфильмов происходит из-за отсутствия практического смысла в этих мультфильмах. Когда в жизни ребенок падает – он запоминает, что это больно, и старается не повторять свою ошибку. Когда ребенок ест мороженое, а оно ему нравится, он запоминает, что это вкусная штука. От мультфильма ни больно, ни вкусно. Поэтому необходимости в запоминании нет. И тренируется процесс забывания, но он касается не только мультфильмов, а всей деятельности ребенка. В результате маме для того, чтобы ребенок чему-то научился, приходится напоминать ему в несколько раз больше. Вместо 5-7 повторов о том, чтобы положить игрушку на место (для приучения к порядку) – тратятся десятки-сотни напоминаний. Кроме того, у маленького неговорящего или плохо говорящего ребенка нет ресурсов для запоминания – нет нужных слов… Неструктурированные образы, промелькнувшие перед глазами, не оставляют в памяти никаких следов-названий, и мозг научается «не помнить».
  3. Мотивация. Частый просмотр мультфильмов снижает мотивацию ребенка по двум причинам. Во-первых, мультики используют яркие цвета и звуки, и ребенок, который часто смотрит мультики начинает смотреть на окружающий его мир как на серое, тусклое болото, куда не хочется приходить… Во-вторых, это эмоции. Для того чтобы привлечь ребенка, мультики гипертрофированно показывают эмоции, и используют их очень ограниченное количество: веселье (смех), страх, агрессия. Когда какие-либо эмоции более ярко выражены, они мешают проявлению и пониманию остальных эмоций.  И у ребенка эти остальные эмоции не развиваются, а подавляются. В результате ребенок требует внимания только к себе. Оказывать внимание, проявлять сочувствие, сопереживание ни маме, ни папе, ни братику он не может. Поэтому, чтобы родителям такого ребенка чего-то от него добиться, приходится его часто наказывать (понимание эмоций страха) либо использовать подкуп («я тебе потом включу мультики»).

ЧАСТЫЙ ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ РАЗВИВАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ

Когда ребенок занимается хорошим делом – у него проявляется чувство насыщения: когда ест – он наедается, когда бегает с друзьями – он устает, когда в игрушки играет – рано или поздно ему надоедает играть в одну и ту же хорошую игру. И только мультфильмы, смартфоны, планшеты – чем больше он смотрит, тем больше он смотрит.

Проявления психической зависимости  у ребенка такие же как у взрослых с патологическими зависимостями: такие дети раздражительны, капризны, устраивают скандал при попытке лишить их объекта зависимости, у них неустойчивая психика, обидчивость, плаксивость, агрессивность, нарушенные социальные связи в семье и с окружающими. Эти дети непослушны. Они теряют интерес ко всей окружающей жизни кроме объекта зависимости.

Лечение только одно – срочно прекратить пользоваться гаджетами и смотреть мультфильмы. Дети это переживают проще, чем взрослые: одна-две недели без мультфильмов и ваш ребенок начинается слушаться вас, любить, ему становится интересно и заниматься с логопедом, и посещать кружки, и даже помогать маме по дому.

А для того, чтобы у вас была возможность заниматься домашними делами, а ребенок вам не мешал, но при этом не вредил своему здоровью, а самостоятельно развивался, нужно научить его играть в игрушки, потому что многие дети сейчас играть в игры не умеют. Знают только одну игру – «коллекционер игрушек» и слово «купи».

ЧТО ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ О ДЕТЯХ И МУЛЬТФИЛЬМАХ?

Мультфильмы не рекомендуется смотреть детям до 2 лет, потому что:
• Их просмотр отрицательно сказывается на гармоничном развитии нервной системы, излишне ее возбуждая;
• Негативно влияет на мышцы глаз. Глаза детей не приспособлены к частой смене картинок;
• Ребёнок не видит артикуляции произношения;
• Ребёнок лишается возможности тренировать навык невербального диалога;
• Мультфильм не может подстроиться под слуховое восприятие ребёнка, что снижает развитие понимания речи;
• Постоянный просмотр мультфильмов лишает ребенка сенсорного восприятия этого мира.

В мультфильмах еще одна особенность – это массовость вовлеченных в этот процесс. И мы часто думаем – все дети смотрят, значит это полезно. Более того, многие специалисты поддаются влиянию массового мнения. Хотя в логопедии в университетах – нет ни слова ни в одном предмете о пользе мультфильмов.

Польза картинок, чтения книг, реальных игр для развития речи огромна, и изучается в логопедии и педагогике подробно (один из основных принципов педагогики – принцип наглядности), существуют четкие нормативы и требования, предъявляемые к качеству дидактического наглядного материала.

При этом еще в старой логопедии уделялось внимание обучению с использованием новых технологий. Например, в приказах (более 30 лет назад) об оборудовании логопедического кабинета были требования о телевизоре, видео и аудио магнитофонах. Но цель была не в том, чтобы показывать это детям – цель была показать родителям и другим специалистам – как проводились занятия.

Если отвлечься от того вреда, который наносит просмотр мультфильмов физиологии ребенка, остается вопрос – почему же эти «развивающие» штуки не развивают ребенка? Дело в отсутствии обратной связи «человек-человек» или даже «человек-машина». Здесь от ребенка не требуется осознаваемых действий, он не получает эмоциональной реакции или оценки своих действий. А от живого общения (или общения через средства видеосвязи) – ребенок получает сразу же эмоциональную реакцию на свои действия взрослого (родителя или педагога), находящегося с другой стороны, независимо в реале или через скайп.

Что же делать?

СОВЕТЫ ПО ПРОСМОТРУ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Детям 2 лет разрешается просмотр мультфильмов, но в режиме 10 минут в день совместно со взрослым.
После 2 лет, вдумчивый подбор мультфильмов для просмотра и правильная работа с ними может помочь в развитии речи:
- сначала просмотрите мультфильм сами. Так вы сможете отфильтровать те мультфильмы, которые, по вашему мнению, могут навредить ребёнку;
- выбранный мультфильм не должен содержать насилия и агрессии;
- мультфильм должен расширять представления ребенка об окружающем мире, давать возможность узнать много новых слов и фраз, опираться на уже имеющийся опыт ребенка или немного его превышать (так чтобы мама могла объяснить новые для ребенка события и действия.
- хорошее качество мультфильма (чистые цвета, четкие контуры, нет слишком быстрого мелькания кадров, содержание соответствует реальному миру, доступно пониманию малыша). Смотрите советские мультфильмы – они более плавные и не слишком яркие, персонажи в них чаще похожи на реальных животных и людей.
- мультфильмы для детей младше трёх лет должны быть короткие, не длиннее 5-7 минут. Такие короткие сюжетные истории не будут перегружать психику вашего малыша.
- в процессе просмотра – подсказывайте ребенку, что там происходит, называйте явления и действия, которые показаны, но не названы. В конце обсудите увиденное с ребёнком, вместе вспомните сюжет, поступки главных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.

В даном буклете содержится информация о пользе и вреде мультфильмов, а также рассматривается вопрос о влиянии негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка. Данная информация полезна педагогам и ро...

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка. «Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.[[{"type"...

Конспект родительского собрания «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10916864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"480"}}]]Важные этапы формирования личности детей происходят до 7...

Элементы кинезиологических упражнений и их влияние на речь ребенка.

Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи ребенка. Переченьупражнений с описанием. Обязательные условия для получение максимального результата....

Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка

Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавитьс...

"Влияние мультфильмов на развитие речи ребенка"

Рекомендации для родителей на тему речевого развития детей посредством мультфильмов....

Родительское собрание Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка

Огр.проект и конспект родительского собрания в младшей группе"Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка"...