Консультация учителя-логопеда для родителей : «Игры для обогащения словаря дошкольника».
консультация по логопедии (старшая группа)

Ходыко Юлия Владимировна

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya_logopeda_dlya_sayta.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

для родителей на тему:

«Игры для обогащения словаря дошкольника».

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

Следует отметить то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей.

Во-первых, словарь ограничен в количестве.

Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный.

Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»).  Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт).

В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа).

Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  •  обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  •   уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  •   активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  •   устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  •  наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  •  рассматривания и описания картин, картинок,  игрушек и различных предметов;
  •  показа фильмов и последующего обсуждения;
  •  чтения художественных произведений;
  •  дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Игры и упражнения для развития словаря

1.Упражнения с существительными

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

2. Упражнения с прилагательными

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим

3. Упражнение с глаголами

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  • Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
  • Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  • Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
  • Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

Упражнения с наречиями

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

  • Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
  • Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
  • Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.

Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Игры на развитие словаря дошкольника"

Консультация для родителей: "Игры на развитие словаря дошкольника"...

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»...

Развивающие игры по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Раскрываются этапы коррекционно-логопедической работы по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшег...

Игры для обогащения словаря дошкольника 5- 6 лет.

laquo;Подбери слово»К предложенным словам нужно подобрать «зимний» вариант слова-продолжения. Ударили…. (морозы)Хрустит…. (снег) Бушует… (вьюга)...

Консультация для родителей "Игры для развития словаря дошкольника"

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать.Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой п...

Консультация для родителей "Игры для развития словаря дошкольника"

Консультация для родителей "Игры для развития словаря дошкольника"...

Консультация для родителей "Игры на обогащение словаря ребенка"

В группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса...